Библейские праздники очень ясно указывают на Иисуса. Большинству из нас хорошо известна Его связь с Песахом. Но знали ли вы, что воскресенье Его воскресения также выделено в Торе?
Когда мы с семьёй впервые приехали в Израиль в 1990 году, мы время от времени слышали упоминания о дне воскресения Иисуса как о «Празднике Первых плодов». Я не понимал на самом деле, откуда взялось это название, и когда наконец узнал больше, мне пришлось с удивлением спросить: Почему мне никогда этого раньше не говорили?
Ключ — в книге Левит
Праздник Первых плодов описан в Левит 23, главе, которая даёт самое полное описание всех праздников Израиля. Если мы специально не обращаем внимания, во время чтения легко пропустить несколько стихов, описывающих то, что происходит в течение недели Песаха:
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесёт этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника [מִמָּחֳרַת הַשַּׁבָּת / ми-махарат hа-Шаббат — “на следующий день после Шаббата”] вознесёт его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина; никакого нового хлеба, ни сушеных зёрен, ни зёрен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших» (Левит 23:9-14)
Итак, воскресенье пасхальной недели, на следующий день после субботы, выделено Моисеем как Праздник Первых плодов: жатва ячменя в земле Израиля только созревает, и перед тем, как можно будет собрать весь урожай, первый сноп должен быть принесен пред лицо Господа. Мы тут же вспоминаем изображение Иисуса Павлом как первого плода из воскресших из мёртвых:
«Но Христос воскрес из мёртвых, первенец [ἀπαρχή / апархи — “первый плод, начаток”] из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Коринфянам 15:20-23).
Удивительно, что Мессия предстал живым пред Отцом от нашего имени именно в день Праздника Первых плодов, подобно тому, как в Храм приносился агнец с хлебом и вином.
Но история в книге Левит на этом не заканчивается...
«Отсчитайте себе от первого дня после праздника [מִמָּחֳרַת הַשַּׁבָּת / ми-махарат hа-Шаббат — “следующего дня после Шаббата”], от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу» (Левит 23:15-17).
Обратный отсчёт
Итак, этот день Воскресения, этот Праздник Первых плодов является началом обратного отсчёта семи недель до чего-то великого — до Праздника Седмиц (Пятидесятницы), второго из трёх святых дней ежегодного паломничества, когда весь Израиль был призван собраться в Иерусалиме. Тора не даёт объяснения, почему этот день следует выделить отдельно, что побудило древних мудрецов называть его «незаконченным праздником». (Более поздние традиции, связывающие этот день с дарованием Закона на Синае, не содержатся в самой Торе.)
Итак, у нас есть два праздника, которые уникальны тем, что приходятся на фиксированный день недели — воскресенье; все остальные праздники Торы могут попадать на разные дни недели в зависимости от лунного календаря.
Теперь давайте вернёмся к Иисусу, воскресшему из мёртвых в первый день этого обратного отсчета. В течение сорока дней Он являлся Своим ученикам и учил их; Павел даже записал, что одновременно Он явился пяти сотням людей. Затем в пятницу, в которую Он вознёсся с Елеонской горы и воссел по правую руку Отца, Он строго повелевает им ожидать в Иерусалиме. В этом обратном отсчёте, запущенном Его воскресением, осталось ещё девять дней.
И да, ровно через семь недель после Праздника Первых плодов, когда наступил день Пятидесятницы, мир изменился.
Незаконченный праздник исполнился, когда давно обещанный Святой Дух излился на глазах изумлённых евреев, собравшихся со всего известного мира. И Пётр, который, как и другие ученики, до этого был боязливым, растерянным и суетливым, внезапно заговорил со смелостью льва из колена Иуды. Слово Божье, исходившее из его уст и направленное к толпе, ранило их в сердце, и они спрашивали: «Что нам делать?»
Друзья, какой день! Это сила, которая нам, ученикам, всё ещё нужна, если мы хотим выполнить задачу, которую поручил нам Иисус.
Настоящая Пятидесятница
Почему же мы не вспоминаем с радостью этот обратный отсчёт каждый год, начинающийся со дня Воскресения, дорожа каждым днём «счёта омера» (счёта дней с момента приношения первых плодов), как это до сих пор делает еврейский народ?
Это особенная слабость нелитургических западных церквей, в вере которых выросли многие из нас. Мы можем позволить этому драгоценному дню Пятидесятницы прийти и уйти, даже не упоминая о нём на своих служениях. Как человеческие традиции могут ослепить нас в отношении Слова Божьего.
В данном случае нас сбивает с толку не только христианская, но и раввинская традиция. После разрушения Второго Храма (предсказание которого было одним из главных обвинений против Иисуса) фарисеям пришлось переписать книгу того, что стало нормативным иудаизмом. В отличие от буквального толкования других еврейских школ (саддукеев, караимов и самаритян), фарисеи утверждали, что «день после Шаббата» пасхальной недели на самом деле был не воскресеньем, а тем днём недели, который выпадал после первого дня Песаха, поскольку этот день также считался днём отдыха (Шаббатом). Однако в Торе нет прецедентов для такого толкования «Субботы», и это новое прочтение текста имело радикальный эффект: Праздник Первых плодов и Пятидесятница, семь недель спустя, больше не приходились на фиксированный день недели. Тора не выделила бы столь однозначно воскресенье пасхальной недели — день, в который, как утверждают некоторые «евреи-еретики», Мессия воскрес из мёртвых!
Так, например, в этом 2024 году раввинский календарь отсчёт омера начался в среду, 24 апреля, а это означает, что Пятидесятница (Шавуот) также празднуется в среду, 12 июня. Те из нас, кто живёт среди еврейского народа, из-за этого смещённого праздника могут легко упустить истинную и тесную связь между воскресеньем Воскресения и воскресеньем Пятидесятницы.
Дай Бог, чтобы мы не позволили настоящей Пятидесятнице пройти незамеченной в воскресенье, 19 мая. Мы, отчаянно нуждающиеся в силе Божьей, не можем позволить себе игнорировать день, давно отведённый для излития Святого Духа. Супруг, беспечно забывающий годовщину свадьбы, не ставит под угрозу сами отношения; тем не менее партнёру грустно осознавать, что к его дару заветной любви, похоже, относятся так легкомысленно.
Друзья, так же, как мы чтим Пасху (день Воскресенья), давайте будем чтить воскресенье Пятидесятницы семь недель спустя: потому что именно воскресение Иисуса позволило Богу обитать в нас посредством Его Святого Духа.
Автор — Джонатан Майлз / oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Я, возможно, буду не прав. И, наверное, буду выглядеть смешно. Но все-таки решусь поучить евреев ивриту. То, что в Лев. 23:9-14 под словом «шаббат» подразумевается не суббота, а праздник указывает определенный артикль «ха». Не думаю, что текст выделяет определенную собботу, т.к. праздники Господни никогда не привязываются к дням недели, а всегда к библейскому календарю.
«Однако в Торе нет прецедентов для такого толкования «Субботы»...» В пользу этого говорит Новый Завет. Известно, что Иешуа воскрес в третий день, т.е. после 1 дня Праздника Опресноков, который всегда приходится на 15 Авива. Следовательно, Иешуа воскрес 16 Авива — и это может приходиться на разные дни недели. А вы уподобляетесь католикам с православными и празднуете не в тот день БИБЛЕЙСКОГО КАЛЕНДАРЯ, когда Он воскрес. Ну, для иудеев, не имеющих Нового Завета, это еще можно понять...
На мой взгляд, именно фарисеи были правы. «...фарисеям пришлось переписать книгу того, что стало нормативным иудаизмом». Где я уже подобное слышал? А! Слышал от мусульман, что Ездра «переписал» (т.е. исказил) «книгу» (т.е. Писание), поэтому «еврейским» Писаниям не следует верить. Интересно, какую «книгу» имеет в виду автор?
Ну, и противопоставлять фарисеям саддукеев, караимов и самаритян(!)... Вспоминаются слова Машиаха:
1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте...
(Матф.23:1-3).
P.S. И я вообще не понимаю, как у вас вышла ваша Пятидесятница 19 мая? Потому что, если следовать вашей логике, вот что получается. Первое воскресенье после Песаха приходится на 28 апреля, т.е. с этой даты надо считать омер. Т.е. у вас Пятидесятница должна выйти ЕЩЕ ПОЗЖЕ, чем «фарисейская».
Эврика! Понятно, откуда взялась Пятидесятница 19 мая. Автор предлагает нам праздновать католическую Пятидесятницу! Тогда он, наверное, и «Песах» праздновал на католическую Пасху. Вот только тогда зачем прикидываться евреем?