Друзья Иова – пример того, что не нужно делать, когда ваши друзья страдают. Чему мы можем научиться у них о том, как молиться за тех, кого мы любим?
Те из вас, кто знаком с историей Иова, праведника, которого Бог хвалил перед сатаной, помнят, что Бог позволил сатане причинить страдания Иову. Иов потерял своё имение и своё здоровье. Его семеро сыновей и трое дочерей, о которых он ежедневно ходатайствовал, умоляя о них Бога, как защитник в суде умоляет о благосклонности, были убиты в ужасном урагане (Иов 1:18-19).
Его жена утратила уверенность в Господе и всякое уважение к собственному мужу. В итоге она подталкивает его забыть о своей непорочности, «похулить Бога и умереть» (Иов 2:9).
Однако, наибольшей утратой для Иова стала потеря взаимоотношений. Друзья Иова стали больше обузой, чем благословением. Те, кто должны были проявить чувствительность к нужде и быть поддержкой в делах во времена его испытаний только добавили горечи к страданиям. Интересно, что каждый из них представляет один из типов друзей, которых никто не хочет иметь рядом во время испытаний.
Давайте взглянем на друзей Иова. Возможно, через них мы увидим поведение, которого нам нужно избегать, когда наши друзья страдают. Мы можем развить искреннее желание стать эффективным молитвенником, который будет стоять в проломе, когда другие отвернутся и уйдут.
Религиозный друг Иова
Когда Иову нужны были любящие, настоящие друзья, чтобы помочь и поддержать его в час нужды, его друг Елифаз решил стать «супер-духовным». Он взял на себя роль наставника для Иова:
«Иов, я знаю, что ты сейчас испытываешь острую боль, но я бы хотел поговорить с тобой. В прошлом ты помогал и подбадривал многих находящихся в беде. И ты был первым, кто ободрял оступившихся.
Но сейчас ты явно удручён из-за горя, которое пришло в твою жизнь. Я знаю, ты считаешь себя праведным человеком. Но позволь мне задать тебе вопрос: «Ты когда-нибудь слышал о непорочном человеке, который бы погиб?» (адаптировано из Иова 4:2-7).
Елифаз не осознавал всей глубины страданий Иова. Тревожная правда о друзьях, которые провозглашают «Я могу слышать Бога лучше, чем ты» заключается в том, что они никогда лично не испытали настоящего сокрушения от Бога. Люди с религиозным духом говорят исходя из своей душевности, а не истинного смирения.
Иов не нуждался в религии. Ему нужны были отношения. Ему нужно было слышащее ухо, а не проповедь. Иову нужен был ходатай, а не инструктор. Елифаз думал, что он служит Богу, а на самом деле, не осознавая этого, стал лапой сатаны. Призванный быть свидетелем для защиты Иова, он стал замечательным свидетелем со стороны обвинения.
Во времена страданий пусть Бог оградит нас от религиозных друзей. Решите сейчас, что, когда ваши друзья страдают, вы будете относиться к ним с состраданием и сочувствием.
Вилдад, идеалистический друг Иова
«Идеалистический» определяется как «тот, кто придерживается философских теорий безупречности и совершенства, а также концепций безукоризненной моральности.» Звучит хорошо, но реальная жизнь не совсем идеальна.
Страдая от жизненных испытаний, мы нуждаемся не в религиозных, самых святых друзьях, которые будут ругать нас или же в идеалистических друзьях, которые будут укорять нас. Услышав объяснение Иова, Вилдад ответил: «Иов, то что ты говоришь о своей ситуации – ничто иное, как «бурный ветер».
«Бог не извращает суд. Ты знаешь, что твои дети умерли из-за своего греха. Поэтому я считаю, тебе пора умолять Бога о собственной жизни. Если ты праведник, каковым себя считаешь, Он восстановит твоё здоровье и другие утраты. Если история и учит нас чему-то, так это тому, что Бог не отвергнет непорочного и не благословит злодеев» (адаптировано из Иова 8:1-7).
Многие христиане сегодня не отдают должного важности процесса страданий и испытаний, который Бог усмотрел для укрепления благочестия в жизни каждого из нас. Давайте не забывать, что говорит Павел Тимофею: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).
Если мы упускаем этот процесс, когда с нашими друзьями случается несчастье, мы склонны предполагать, что это Божий суд за грех. Когда же несчастье происходит с нами, мы находимся в абсолютном замешательстве (см. 1 Петра 1:7-9; 2 Петра 1:3-10; 2:9; Иакова 1:2-4 – о цели страданий).
Иногда Бог, ради Своих целей, позволяет другу-идеалисту добавить «остроты» к нашему испытанию. Временами нам всем нужно, чтобы лживые и идеалистические концепции были разрушены. Возможно, через идеалистичного друга мы можем увидеть свою слепоту и перейти к полному преклонению наших сердец перед Богом (см. Пс. 50:17).
Софар, друг Иова, законник
Человек, который живёт жизнью закона придерживается буквального и чрезвычайно религиозного морального свода законов. Фарисеи в Новом Завете были законниками своего времени. Они испытывали себя и окружающих согласно закона Левитов. Тем не менее Иисус сделал им замечание за пренебрежение «более важных букв закона – суда, милости и веры» (Мт. 23:23).
Нет сомнений, что весь дух их религии сводился к само-праведности, а не к раскаянию в грехах или смирению. Вот такого друга имел Иов в лице Софара, — законника!
Софар сказал:
«Как бы мне хотелось, чтобы Бог открыл тебе истину по поводу твоей ситуации, Иов! Он знает коварных и злых людей, когда видит их. Если ты раскаешься и отречёшься от своего греха, тогда Бог очистит твой стыд». (адаптировано из Иова 11:4-6,11,13-15).
С такими друзьями, кому нужны враги? Видимо, некому было вступиться за Иова. Его жена и друзья выступили против него в суде!
Давайте не позволять себе стать «друзьями Иова». Когда наши друзья проходят через испытания, не будем религиозным Елифазом, идеалистичным Вилдадом или всезнайкой-законником Софаром, который не осознаёт даже собственную боль. Давайте согласимся быть адвокатами духовной защиты, теми, кто приходит, неся осторожное молитвенное покрытие и аккуратно даёт божественные наставления, оказывает поддержку в любви и ободряет.
Обвиняемый становится защитником
Когда Бог окончил труд, совершаемый в Иове, Он перевёл его от роли страдающего обвиняемого к роли защитника. «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб мой Иов» (Иов 42:7). Какой поворот событий!
Друзья Иова провалили защиту в суде. Они критиковали, издевались и обвиняли его. Его друзья не поняли процесса испытаний. Во время перекрёстного допроса сатаны в суде они неумышленно выступили свидетелями обвинения. Поступив так, они даже по ошибке обвинили Бога. Теперь же рука правосудия повисла над ними. Судья Иегова вот-вот готов вынести им приговор.
Затем наш милосердный Судья даёт друзьям Иова эти неожиданные указания:
«Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (ст.8).
Каким же был результат?
«И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова» (ст.9)
Ух ты! Судья дал Елифазу, Вилдаду и Софару адвоката — Иова! Иову, как защитнику, нужно было умолять о их деле в молитве. Ему это было не впервые! Он защищал своих детей, выстоял весь суд, представляя себя сам, Иов-ходатай не стал бы молиться беспристрастно, бесчувственно, безжизненно, неэффективно.
- Он понимал боль и агонию, которую испытывает человек, находящийся в суде.
- Он знал страх, одиночество и тяжесть нахождения в суде без поддержки Божьей команды.
- Он хорошо мог представить своих друзей перед Небесным Судьёй.
Друг, страдания, которые ты испытал, если воспринимать их в контексте целей Бога и правильно применять, могут быть использованы с пользой для царства, когда ты будешь ходатайствовать за тех, кто проходит испытания сегодня. Для друзей Иова лучшая часть заключалась в том, что победа в их деле была гарантирована ещё до рассмотрения в суде!
Именно так… гарантирована! Судья Иегова сказал своенравным друзьям Иова: «Я приму его [Иова] молитву и не поступлю с вами по вашей глупости.»
Иов проходит испытание
Пока Иов оставался самопоглощённым обвиняемым, в основном заботящимся о собственной нужде, он был жертвой. Только когда он начал мыслить о Боге, посвящать себя Богу, стал помазанным защитником других, он испытал собственную победу!
«И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих» (Иов 42:10).
Да, плен Иова был разрушен, когда он помолился за своих друзей. Когда Иов сосредоточился на Боге и других, его темница была разрушена! Это то, что учил нас делать Иисус, когда дал нам две наиважнейшие заповеди:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Марка 12:30-31).
Находитесь ли вы сейчас в «школе страданий»? Возможно, вы испытывали на себе нечто подобное испытаниям Иова. Когда они закончатся?
Это неправильный вопрос. Вопрос, который нам стоит задать звучит так: «К чему они приведут?». И это, мой друг, в основном зависит от тебя самого. Если вы проходите испытания сегодня, попробуйте найти другого человека, которому нужна хорошая защита и станьте ходатаем за этого человека в молитве перед престолом Бога.
Возможно, ваш плен окончится, как у Иова, когда вы будете молиться за своих друзей! Погрузите себя в их победу, и вы скорей-всего обнаружите и свою! «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иова 42:12). Пусть это будут слова и о вас!
Автор — Эдди Смит
Перевод — Евгения Федоренко
Последнее: 26.07. Спасибо!
Шалом!
Жена Иова не случайный персонаж.Традиционно смотрим на нее как на «противную тетку»,но...Давайте углубимся-ведь это ее дети погибли!Насколько трудно было Иову,но представить страдания матери куда сложней.
Вы думали об этом?
Далее по тексту:Его жена утратила уверенность в Господе и всякое уважение к собственному мужу. В итоге она подталкивает его забыть о своей непорочности, «похулить Бога и умереть» (Иов 2:9).
Если открыть оригинальный текст,то найдем: И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри .
בּרךְ — слово ,переведенное как «похули»
A (qal): 1. прич.благословенный; 2. преклоняться. B (ni): благословлять себя, желать благословений себе. C (pi): благословлять. D (pu): быть благословенным. G (hith): благословлять себя, желать благословений себе. E (hi): ставить на колени. LXX: εὐλογέω, εὐλογητός.Син. הלל, זמר, ידה.
Как теперь понять Писание,зная некоторое несоответствие?
Успеха в изучении Писаний!
На эту тему тут достаточно хорошо разобрали — www.novogireevo.org/feed/qna-iov-2-9