Как и многие слова на иврите, слово кавод (כָּבוֹד), которое переводится как «слава», имеет более одного значения. Мне нравится думать, что Бог создал древний иврит таким образом, чтобы расширить наше понимание Его и Его любви к нам.
Кавод — это термин, имеющий как социальное, так и моральное значение, и он происходит от корневого слова, обозначающего вес. Оно может означать славу, честь, уважение, отличие и важность.
Слава на иврите: кавод (или кабод)
Мы видим, что в Писании слово кавод чаще всего переводится как «слава».
Иногда, слыша слово «слава», мы можем подумать о славе, завоёванной на поле боя, в патриотическом смысле. Мы также можем думать о славе в терминах красоты, особенно в художественном или консервативном смысле.
Но с библейской точки зрения, кавод указывает на достоинство или ценность и приводит к хвале. Славу на иврите следует рассматривать как изобилующую честью и почтением, практически до такой степени, что приводит в ужас. Исход 24:17 — яркий пример этой «славы, приводящей в ужас»:
«Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий».
Это описание кавод как славы служит сигналом для человеческой души о том почтении, которого достоин Бог. Божья слава, также именуемая Его величием, должна вызывать в ответ почтение и хвалу.
Слава и величие Бога
Как только мы встречаемся с величием Бога, мы не можем не ответить благоговейным поклонением. Невероятные Божьи сила и величие делают Его достойным наивысшего уровня почтения, трепета и благоговения.
«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!» (Псалом 23:9).
К сожалению, предоставленные сами себе, люди по своей природе не склонны проявлять почтение. Это то, чему Богу нужно было научить их или, так сказать, предписать.
Законы, которые Бог дал народу Израиля, частично служили для демонстрации необходимости воздавать Ему славу, оказывать Ему честь и жить соответствующим образом.
Божий кавод в Библии
Писание также показывает, что кавод может быть видимым и невидимым.
Бог открыл Свой кавод — Свою славу — Моисею в пустыне, в облаке, в огненном столпе и на горе Синай. Он ощутимым образом явил Свой кавод, посылая хлеб (манн) с Небес, воду из скалы и многие победы в битвах.
Незадолго до того, как Навуходоносор разрушил Первый Храм, Иезекииль «увидел», как кавод уходит (Иезекииль 11:23). Описанная в Исход 40:34-35 слава также была очень ощутима. Она подразумевается как активное, неоспоримое присутствие:
«И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло её облако, и слава Господня наполняла скинию».
Точно так же, как Божья слава наполнила Храм, когда он был посвящён, то же самое происходит сегодня с Божьими детьми. Иногда Божье присутствие видимо, но чаще всего оно ощутимо.
Тяжесть славы
Ещё один интересный аспект славы на иврите — кавод — это то, что это слово может означать что-то тяжёлое. Оно может иметь как положительный, так и отрицательный смысл, использоваться как буквально, так и метафорически.
Например, в Псалме 3:4 кавод означает Божий щит, Его боевые доспехи. Подумать только! Корневое слово слова кавод — «тяжёлый», и оно связано со значением «вооружение»:
«Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя [כְּבוֹדִי / кводи], и Ты возносишь голову мою».
Подумайте об оружии, которое солдаты используют в бою, и о доспехах, которыми они покрывают себя с головы до пят, готовясь к битве. Им нужна сильная и надёжная защита, чтобы уберечь себя.
Но обратите внимание на другое понимание еврейского слова кавод. Исход 17:12 говорит, что руки Моисея отяжелели в буквальном смысле:
«Но руки Моисеевы отяжелели [כְּבֵדִים / квэдим — тяжёлые]...»
Итак, ещё раз, кавод может означать тяжесть как в прямом, так и в переносном смысле, в случае Божьего присутствия в Храме.
Использование слова кавод в современном иврите
Но давайте вернёмся к красоте и таинственности иврита. В современном иврите многие слова больше не используются в своём первоначальном (древнем) значении. Это касается и слова кавод.
Сегодня в Израиле вы можете увидеть, как это слово используется в качестве титула при обращении к судьям, президенту или премьер-министру. Это титул, означающий «Ваша честь» или «Ваше превосходительство».
Такое использование имеет смысл, поскольку уважительные титулы говорят о чести и репутации человека. Таким образом в ещё большей степени эти уважительные титулы уместны, когда речь идёт о Боге.
Ещё одно выражение в современном иврите, в котором используется это слово: Коль hаКавод! Оно буквально переводится как «Поздравляю!» или «Молодец!» Но буквально оно означает «Вся слава!» Это израильский эквивалент распространённых фраз «Молодец!», «Так держать!» или «Отличная работа!»
Это простейший способ похвалить ребёнка за то, что он поставил после обеда тарелку в раковину, или похвалить друга за то, что он выбрал новый языковой курс. Однако это не то же самое поздравительное выражение, что «Мазел тов», которое больше подходит, когда кто-то женится, рождает ребёнка или сдаёт экзамен.
Вы говорите «Коль hаКавод!», когда отмечаете хороший поступок, например, когда кто-то поднял упавшую сумку или принёс цветы больному соседу.
Божья слава проявляется через нас
Помимо таких беспечных выражений похвалы, как ещё мы как верующие можем делиться Божьим каводом с окружающим нас миром?
Как мы являем Божью славу на земле?
Галатам 2:20 и Иакова 2:12 подтверждают, что почтение к Богу (кавод) проявляется в нашей готовности умереть для себя, повиноваться Его заповедям и серьёзно относиться ко греху. Апостол Павел также рассказывает о том, как верующие могут быть сосудами Божьей славы, когда пишет к коринфянам:
«Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях [10 заповедей], было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы [кавод] лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» (2 Коринфянам 3:7-8).
Джон Пайпер называет Божью славу «попыткой выразить словами то, каков Бог в Его великолепии и чистоте. Она говорит о Его полноте во всём, что благо».
Ежедневное проявление почтения
Так как же выглядело бы наше почтение к Богу в нашей повседневной жизни? Могу привести вам один прекрасный пример. Это пятая заповедь — почитать (кавод в форме глагола) отца и мать.
«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Ефесянам 6:2-3).
Мы видим здесь важность и уместность почитания, которое начинается с дома. А затем перетекает дальше.
Может ли придавать вес — важность — мнению другого человека кроткий ответ, даже если вы не согласны с ним? Или как жена могу ли я проявлять честь и уважение к своему мужу (или наоборот), даже если это сложно в данный момент?
Представьте, как выглядел бы мир вокруг нас, если бы верующие приняли это практическое применение слова кавод. Особенно в ситуациях, когда здравый смысл — или ваша плоть — могут говорить вам действовать по-другому.
Сила Святого Духа делает выражение кавод возможным. Проявленное Божье присутствие, сила Святого Духа внутри нас делает это возможным.
Помня обо всём этом, найдите минутку, чтобы выразить честь и почтение, которых Бог заслуживает по праву. Возможно, это новое понимание слова кавод коснётся вас в следующий раз, когда вы услышите гимн пастора Джека Хейфорда «Majesty» (Величие):
Величие, поклонитесь Его величию!
Иисусу вся слава, честь и хвала.
Величие, власть Царства
Течёт от Его престола на тех, кто принадлежит Ему.
Воспойте гимн Ему!
Итак, превозносите, превозносите имя Иисуса.
Величайте, придите и прославьте Царя Христа Иисуса.
Величие, прославьте Его величие,
Иисуса, Который умер, ныне прославлен,
Царя всех царей.
Автор — Авиталь Сноу / firmisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!