Одним из главных принципов, которому я научился у своего молодежного пастора и лидеров Young Life в старших классах школы, заключался в том, что христианство – это отношения, а не религия. Поскольку я рос в 1980-х и 1990-х годах на Юге Америки, где посещение церкви было обязательной частью культурной жизни, это разграничение было необходимо провести.
Термин «личные отношения с Иисусом» по-прежнему остается неотъемлемой частью повествования о сути христианства подросткам. Многие изначально ошибочно принимали христианскую веру либо за «лишь еще одну религию», либо за свод моральных правил и устоев. Но если мы будем постоянно делать акцент на том, что, следуя за Иисусом, мы должны иметь взаимоотношения с Ним, тогда нам удастся сохранить истинную природу и суть евангелия.
Однако в последние годы я усомнился в правильности самой фразы «личные отношения с Иисусом», когда речь идет о сути христианства. И тому есть две причины.
Во-первых, у детей есть множество личных отношений и не все они служат им во благо. Подростки могут быть в ссоре или вовсе порвать отношения со своими родителями и братьями и сестрами. А отношения со сверстниками могут быть омрачены предательством, соперничеством и сравнением. Отношения с преподавателями и тренерами могут влечь за собой давление, критику и желание выделиться. В силу страстей, присущих социальной жизни подростка, у многих детей возникают смешанные или противоречивые чувства, когда они слышат о личных отношениях.
А во-вторых, учитывая развитие технологий и соцсетей, у детей эпохи постмодернизма может быть слаборазвита парадигма личных взаимоотношений. Их общение в основном сводится к обмену электронными сообщениями, общению в SnapChat и GroupMe. И когда они слышат фразу «личные взаимоотношения», то, как они ее воспринимают, являет собой нечто крайне безличное. То, что они слышат, может не соответствовать тому, что мы имеем в виду.
Забытая доктрина
На протяжении последних трех лет, говоря о наших отношениях с Иисусом, я описываю их с точки зрения единения со Христом. Несмотря на то, что единение со Христом, возможно, наиболее важная и широко распространенная богословская концепция, многим верующим об этом не доводилось слышать. Книга Маркуса Питера Джонсона «One With Christ: An Evangelical Theology of Salvation» раскрыла мне глаза на богатство, красоту и важность этой пренебрегаемой истины.
Несмотря на то, что вам о единении со Христом может быть почти ничего неизвестно, некоторые рассматривают эту доктрину как неотъемлемый аспект спасения в христианстве. Майкл Хортон, к примеру, показывает, как единение со Христом объединяет различные аспекты спасения – включая «прошлое, настоящее, будущее, наряду с объективным и субъективным, историческим и экзистенциальным, общим и индивидуальным, судебно-экспертным и преобразовательным».
В посланиях Павла эта доктрина единения со Христом упоминается почти 200 раз. Говоря об этом, апостол, использует термины: «во Христе», «со Христом» и «через Христа».
Иисус также описывает эту действительность: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:20). Проще говоря, единение со Христом охватывает таинственную действительность того, что Христос обитает в сердцах верующих, а верующие, в свою очередь, обитают в сердце Христа. Таким образом, они становятся одним целым.
Теперь, говоря с молодежью об отношениях со Христом, я использую следующую лексику:
- Христос живет в вашем сердце.
- Вы не просто дороги Иисусу; вы одно целое с Ним.
- Вы никогда не найдете той близости, которую ищете, пока не поймете, для чего Господь вас создал: чтобы Христос обитал в вашем сердце, а вы – в Его.
- Будучи христианином, вы уже находитесь в брачном завете со Христом. Подобно мужу и жене, которые в браке должны стать одним целым, точно так же вы теперь – одно целое со Христом, поскольку Он живет в вас, а вы – в Нем.
Безусловно, подобная терминология подразумевает некую таинственность и сложность. Ученикам средней школы, в частности, бывает сложно понять подобные абстрактные понятия. Тем не менее, я считаю, что подобные слова несут больший эмоциональный окрас и библейскую силу, чем фраза: «У вас есть личные отношения с Иисусом».
Для обсуждения
Приведу несколько важных причин, почему, говоря с подростками об Иисусе, стоит делать ударение именно на единении со Христом:
1. Оно подразумевает глубокий уровень близости, которого так жаждут подростки.
Молодые люди вступают в сексуальные отношения, ставят дружбу на первое место и живут в своих телефонах, потому у них есть глубокая, Богом заложенная, потребность в близости. К сожалению, подростки, равно как и все остальные, часто ищут близости не там, где следует. «Личные взаимоотношения», как правило, не предполагают ту же глубину близости и интимности, что пребывание Христа в вашей душе.
2. Оно резко отличается от любых отношений, в которых когда-либо доводилось состоять подросткам.
Когда мы говорим подобными терминами, у подростков не возникает ассоциаций их отношений с Иисусом с простыми человеческими отношениями. Мы с Иисусом не просто приятели – мы с Ним одно целое. И, говоря о единении со Христом, мы можем предоставить молодым людям совершенно новую и уникальную категорию, под которую не будут подпадать ни одни отношения, которые у них когда-либо будут.
3. Оно служит богословским фундаментом для многих других жизненно необходимых концепций.
Когда я учу подростков на нравственные темы, связанные с сексом и браком, я начинаю с темы единения со Христом как доктринальной основы для Божьего замысла и ограничений в этих двух сферах. Когда я учу на тему таинств, единение со Христом становится неотъемлемой частью в понимании функции и цели водного крещения и причастия.
Мое пожелание молодежи и главам семей – больше узнать об этой важной доктрине. Это поможет всем нам лучше понять богатство близости с Богом, которое мы имеем во Христе.
Автор — Кэмерон Коул / thegospelcoalition.org
Перевод — Анастасия Сковородникова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!