Усмирить циника в себе

Усмирить циника в себе

Мы уже смирились с тем, что это неизлечимая проблема всех церковных людей. Мы признали ее существование. Неужели нет надежды от нее избавиться?

Цинизм – это отношение к жизни, которое характеризует стремление сегодняшних двадцатилетних к совершенству. По мне, так это самая замаскированная в добрые намерения эмоция. Мы облачаем ее в христианские одежды: цинизм по отношению к незрелым мужчинам («взрослым мальчикам»), хипстерам, деноминациям и движениям, различным штампам-клише и многому другому.

Цинизм порой тяжело обнаружить, потому что он почти всегда вменяемо оправдан. Он носит маски полезных советов и благочестия, под которыми скрываются раны давно укоренившейся горечи по отношению к Богу и ближним. Нам нужно научиться понимать цинизм, потому что наши маски проливают свет на раны, которые мы пытаемся прятать. Это поможет нам стремиться к Спасителю, Который способен все исправить и исцелить нас.

Аспекты цинизма

Давайте начнем с определения. Для себя мы определим цинизм следующим образом:

Эмоциональная предрасположенность к недоверию и неприятию идей, людей или групп в результате негативного опыта (прямого или косвенного).

У цинизма пять основных компонентов.

1. Апатия

В основе цинизма – отсутствие радости вкупе со стремлением к удовольствиям. Цинизм – это смесь безразличия и недовольства. Это подростковая апатия, доведенная до совершенства благодаря жизненным трудностям, когда человек разменивает третий десяток и наступает «кризис четверти жизни».

Цинизм – это апатия, которая приобрела цель. Это эмоциональная пусковая установка ракет, установленная в сердце человека. Циник – это человек, которых уходит из церкви, на которую ему, в общем-то, плевать, чтобы защитить свою репутацию, на которую ему тоже плевать.

2. Критика

Корень цинизма – недостаток любви. У циника одно мерило – его собственная аналитическая оценка мира. Цинизм – это метод сомнения Декарта в руках самозащитного страха, который из «я думаю, значит я существую» превратился в «Я думаю, ты – дурак!». Из классического “ergo sum” (я думаю, значит я существую) получилось «да ну тебя!». Женщине легче объяснить свое одиночество незрелостью мужчин, чем допустить возможность, что она просто никому не нужна.

3. Поклонение

Там же, у истоков цинизма – сменившее ориентиры посвящение. Цинизм – это вывернутая наизнанку эмоциональная литургия. Это глупое, упрямое зацикливание на чем-то или ком-то. Оно не открытое или гневное, оно не наглое и прямолинейное. Оно хитрое и тонкое – в закатывании глаз, в поднятии бровей, сжатых губах. Хотя за всем этим, где-то глубоко в груди, кипят страсти и страхи. Цинизм – это вышедший наружу дефицит любви, этакая доксологическая черная материя.

4. Ниоткуда

Цинизм зиждется на отчуждении. Продукт цинизма не спускается «откуда-то сверху», его неодобрение и критика приходит ниоткуда. Презрение и насмешки приходят из безопасного и удобного «ниоткуда», настолько пустого и несодержательного, что против него даже невозможно выстроить контраргументы. Здоровая реакция на страдания – это когда выстраивается что-то новое взамен отнятого старого. Цинизм же считает, что выстраивание – это для лузеров. И все потому что это «Ване нравится что-то выстраивать, а Ваня – придурок! Так что не о чем тут говорить».

5. История

В сердце цинизма – ящик с негативным опытом. Цинизм, несмотря на его очень активную природу, обычно – результат страданий, которые привели к вполне законным опасениям и страхам. Цинизм никогда не возникает спонтанно, он всегда вырабатывается со временем. И он, цинизм, чрезвычайно живуч, потому что с каждой обидой, глупой шуткой, с каждой нанесенной раной, он получает новое доказательство, что имеет право на вечный, бесповоротный ответный удар в виде оправданных негативных чувств. Циники – это загнанные в угол страдальцы, которые перековали свои щиты в острые и опасные мечи.

Искупление циника

Искупление циника

Наше сердце многогранно, поэтому многогранен и цинизм, но и Христово искупление дается нам в той же многогранной упаковке. В отличие от любви, у которой есть четкая противоположность – эгоизм, цинизм – субстанция более сложная, его нельзя назвать  просто противоположностью надежды или идеализма.

Вот, что Христос может предложить цинику.

1. Расстановка точек над «и»

Цинизм – это не простое осуждение. Это, скорее, позыв постоянно осуждать «их». И это непрерывное желание отвергать «их» может проистекать из-за неспособности «переварить» перенесенную боль. Иногда очень помогают «проклинающие молитвы». Циник может молиться так: «Они сделали это со мной! Это было неправильно! Ненавижу их за это! Я отдаю свои проклятия, злые мысли и желания и осуждение Тебе, Всемогущий Бог. Ты проклинай и осуждай, Господи! Благодарю Тебя, что Ты защищаешь меня». (Пс. 5:5; 68; 108; Ев. от Матфея 26:23–24; 2 Тим. 4:14). В такой молитве мы отдаем право осуждать и судить Справедливому Судье. В каком-то смысле происходит не только искупление циника, но и оправдание возникших у него чувств.

2. Альтернатива

Для цинизма важна пустота – состояние,  в котором, конечно, лучше бы быть подальше от критики. И, тем не менее, Христос дает все необходимое, чтобы позитивно перестроить тот ущерб, который был нанесен человеку.  Писание дает нам точку отсчета для «добрых дел» (2 Тим. 3:16). Если идея не так хороша, или человек очень манипулятивен или группа, скорее, разрушает, чем созидает – правильной реакцией на это все было бы не эмоциональная контратака, а создание позитивного контрагента.

Притчи 9:7 обращаются  к цинику: «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно [рана] себе» (См. также Притчи 18:9). Зубоскал в своих страданиях находит возможность нанести ответный удар – вселенной, ближнему или Богу. Мудрый человек, напротив, ищет удовлетворения в восстановлении в Боге (Притчи 12:14, 16:3), потому что его сущность – во Христе (Еф. 4:29-29).

3. Прощение

Не всегда возможно прощение. Но если есть такая возможность, надо ею воспользоваться. На самом деле прощение настолько божественное действие, что способно разрушать планы сатаны (2 Кор. 5:11).  Итак, раз уж прощение может вершить такие великие дела, если у циника есть правомочная причина в пережитой боли, прощение может стать шагом к устранению первопричины, ради циника и ради того, кто причинил ему боль (2 Кор. 5:10).

Прощение может стать импульсом, с помощью которого евангельская любовь приносит исцеление (2 Кор. 5:5-7). Павел полностью прав, когда пишет: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

4. Смысл

Циник утомлен и со скепсисом смотрит на некоторых людей (возможно даже всех людей), потому что стал свидетелем их глупости или злых поступков. Но тем не менее Христос дает нам новый взгляд, новую интерпретацию этих явлений. Глупость и зло – это не обезличенные силы в этом мире, они рождаются и развиваются в сердце человека, и именно там Бог больше всего любит творить Свои чудеса (Пс. 140:4, Притчи 24:12, Иез. 36:26). Поэтому, несмотря на все возможные циничные интерпретации, порочность человека не обязательно свидетельство его неизбежного упадка, а голос в хоре творения, жаждущего искупления (Рим. 8:22).

5. Он сам

В конечном счете никакое действие или добродетель не может выстоять перед «черной дырой» цинизма. Только безграничная радость и благость Христа способна противостать этой «воронке презрения» в человеческом сердце (Рим. 8:38-39). Цинизм часто встречается посреди обыденных и незначительных моментов жизни, но именно там же и является людям красота личности Христа.

Именно в этих маленьких проявлениях жизни, как правило, и происходят либо самые разрушительные, либо самые искупительные события (Иаков 3:14, Еф. 6:6). Христос же стоит посреди всего этого с сочувствием и желанием дать людям совет «не унывать при … скорбях, которые суть [их] слава» (Еф. 3:13).

Посреди апатии, стремления все критиковать и болезненного личного опыта Христос предлагает цинику восстановление, цель и надежду.

Автор — Paul Maxwell / desiringgod.org
Перевод — hristiane.ru

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!