Я уверен или просто высокомерен? Ответить себе на этот часто возникающий вопрос мы должны сами. Отвага и смирение не вступают в противоречие ни в воле Божией, ни в жизни нашего Спасителя. Он пришёл принести мир, но также и образный меч. И мы сами должны выяснить разницу между уверенностью и высокомерием, самонадеянностью. Сегодня ответ на этот вопрос хочет узнать наш слушатель Макс, оправивший нам своё письмо.
“Здравствуйте, пастор Джон! Мой вопрос вам заключается в следующем. Можем ли мы чувствовать себя уверенными, сильными или достойными в том, кем Бог сотворил нас во Христе? Как отличить это от гордыни, ведущей в погибель? Если это возможно, то как? Как ощутить уверенность, силу или чувство собственного достоинства, будучи такими, какими нас создал Бог, но в смирении? Вам обычно удается давать ясные ответы на подобные сложные вопросы. Спасибо!"
Поверьте – от слов “чувство собственного достоинства” меня мутит. Более полувека я наблюдаю, как этот термин и его клон “самооценка” используются мирской, безбожной культурой для объяснения большинства негативных психологических состояний, рассматриваются панацеей для повышения эффективности и продуктивности деятельности человека. Низкая самооценка сегодня считается диагнозом тысячи проблем, высокая самооценка — рецептом для тысячи улучшений.
И причина этого, мне кажется, довольно очевидна. Когда человек отказывается от Бога, то самым подходящим объектом уважения, поклонения и доверия становится он сам. Я думаю, что именно в этом был смысл искушения в Эдемском саду. Я думаю, что в этом суть греха в библейском понимании – замена Бога собой, как своим сокровищем, упованием, поклонением и ценностью.
Хорошо, что от этого камня на своей душе я избавился.
“Хорошо!”
Но вопрос по-прежнему актуален, ведь Библия говорит нам о желании Бога видеть нас ведущими осмысленную, плодотворную, уверенную, свободную от страха жизнь. Мир привычно оценивает такое поведение как способ самовозвышения, но я ни в коем случае не интерпретирую это таким образом. Библейское мировоззрение рассматривает все эти аспекты жизни верующего совершенно по-иному.
Подводя итоги нашей жизни, которую мы доверили содействующей благодати Бога для всякого доброго дела, Он хочет сказать нам: “Хорошо, добрый и верный раб”. Нет ничего плохого в желании услышать от Христа “Хорошо. Ты был верен”. Вопрос в том, кому Он скажет “хорошо” – человеку с высоким чувством собственного достоинства или человеку, зависимому от Бога, ставящему Его в центр своей жизни, полагающемуся на Него и прославляющему Христа, – помощнику своим близким? Вот в чём вопрос.
Поэтому я бы сформулировал наш исходный вопрос по-другому: в чём разница между жизнью с целью удовлетворения своей гордости и жизнью, наполненной смыслом, радостной, уверенной, свободной от страха и гордыни?
Вопросы для выявления гордости
Вот восемь тестовых вопросов, ответы на которые помогут вам обнаружить возрастание гордости в вашей жизни по мере достижения поставленных целей.
Вопрос 1: Верю ли я и принимаю ли с радостью (осознанная вера и принятие сердцем одинаково важны), что самим своим существованием, своей личностью и всеми своими способностями я всецело обязан Богу, а не себе самому?
- “Благодатию Божиею есмь то, что есмь” (1 Коринфянам 15:10).
- “Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога” (2 Коринфянам 3:5).
- “Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?” (1 Коринфянам 4:7).
Вопрос не просто в том, признаю ли я это, но в том, рад ли я этому? Наслаждаетесь ли вы абсолютной зависимостью от Бога таким, какой вы есть?
Вопрос 2: Верите ли вы и принимаете ли с радостью тот факт, что все ваши жизненные обстоятельства, во всех деталях, определяются Богом, а не вами?
“Вместо того, чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло” (Иакова 4:15–16). Другими словами, если в вашей жизни происходят подъёмы или случаются спады, то это от Господа. Вы рады, что Он в такой степени определяет вашу жизнь?
Вопрос 3: Верите ли вы и принимаете ли с радостью тот факт, что весь ваш тяжелый труд, ваши личные усилия и ваша сила воли в достижении целей – заслуга Бога?
Некоторые скажут: “Конечно, Бог руководит моими обстоятельствами, но то, что я делаю при этом – моя заслуга, и поэтому я в праве этим гордиться. Я справился там, где другие спасовали”. Это – неправда. Павел сказал: “Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною” (1 Коринфянам 15:10). Итак, Павел приписывал благодати Божией не только своё существование, своё спасение и жизненные обстоятельства, но и свою волю к усердному труду.
С радостью ли вы, совершив свой каждодневный труд, говорите обо всех своих усилиях: “Не я, но благодать Божия, которая была со мной”? Вы рады? Или вам кажется, что Бог лишает вас части заслуг?
Вопрос 4: Ставите ли вы своей целью сознательно зависеть от Бога во всех ваших делах, чтобы по их успешном совершении слава доставалась Богу, а не вам?
Я имею в виду 1 Петра 4:11. Для меня этот стих стал отличительной особенностью молитвы с началом любого служения – как и сегодня, когда я берусь за служение, в котором нуждаюсь в помощи. “Служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава… во веки веков. Аминь”. Это говорит о том, что верно не только то, что Бог дает мне необходимое, и я активно доверяю ему в этом. Я также осознаю, что сам я здесь бессилен. Сам я не могу сделать ничего.
Вопрос 5: Жаждете ли вы одобрения от других и стараетесь ли вести себя так, чтобы они видели ваши добрые дела и хвалили вас?
Иисус предостерегает тех, кто любит мирскую славу. “Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях” (Луки 11:43). Мы очень нуждаемся в проверке своих сердец – как в 25, так и в 75 лет. Склонен ли я искать похвалы и признания других людей, люблю ли и стремлюсь ли к этому?
Вопрос 6: Вы общаетесь с обычными людьми или вам всегда нужно вращаться в кругу важных?
“Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе” (Римлянам 12:16).
Вопрос 7: Считаете ли вы, что имеете право на признание, почтение и уважение, и поэтому возмущаетесь, не получая заслуженного, вместо того, чтобы относиться так, как сказал Иисус – радоваться и веселиться, когда вас поносят и гонят, неправедно злословят за Него (см. Матфея 5:11–12)?
Чувство ущемлённых прав – один из самых ярких признаков пустившей глубокие корни гордыни.
Вопрос 8: И, наконец, пронизывающий все остальные вопрос – рады ли вы видеть прославленного Христа? Рады ли видеть Христа, превознесенного надо всем, независимо получения вами какого-либо признания? “Ему должно расти, а мне умаляться” (Иоанна 3:30). Павел сказал: “При уверенности и надежде моей, что… возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью” (Филиппийцам 1:20). Это было темой одной из моих первых проповедей в “Вифлееме” (Вифлеемская Баптистская Церковь, Миннеаполис — прим. пер). Моя цель, друзья, моё страстное желание – прославлять Христа. Я хочу так проповедовать, так писать и так нести слово в наших передачах, чтобы вы увидели Его великолепие и сохранили в своём сердце мысль: “Христос велик. Бог велик”.
Ему слава
Итак, после всего сказанного мы возвращаемся к сути ответа на первоначальный вопрос – используйте все свои дары, интеллект, способности, умения и волю, чтобы прожить свою жизнь с максимальной пользой. И всё, что делаете, делайте для прославления Христа, раскрытия Его величия и ценности, неся людям истину о том, что “Всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь” (Римлянам 11:36).
Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!