«Входите в тесные врата, – призывает нас Иисус. – Потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие входят ими. Но тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят его» (Матфея 7:13-14).
Другими словами, это будет непросто. Но оно того стоит.
Иисус знал, о чем говорил. Постоянно подвергаемый клевете и ругательствам, отвергаемый, ненавидимый без причины и подвергавшийся нападкам, Иисус прекрасно знал, что Его путь не для слабонервных. Эта история с узким путем – словно магнит для ненавистников. Ненавистников, которые выбирают легкий, хорошо протоптанный путь в неправильном направлении.
Это было важное послание, которое Иисус дал Своим ученикам тогда, и оно важно для нас сейчас: как нам жить в мире, который ненавидит нас?
Что означает слово «узкий» в еврейской мысли
Если вы читаете Псалмы, вы обязательно в них заметите мысль о том, что просторные или широкие места желательны, являются благословением, тогда как узкие места – наоборот. В еврейской мысли само слово «узкий» связано со страданием, стесненностью и затруднительным положением. Корневое слово – צַר (цар), от которого мы получаем слово мецарим (מְּצָרִים), означающее «пролив», и Мицраим (מִצְרָיִם), что означает «Египет» – земля страданий и угнетения еврейского народа. В еврейском календаре даже есть трехнедельный период каждое лето, известный как «бейн ха-мецарим» (ימי בין המצרים) или «меж теснин», основанный на трудностях, упомянутых в Плаче Иеремии 1:3. Когда вы застигнуты в узком месте, и с каждой стороны подстерегает опасность. Поэтому слова Иисуса о том, что нужно выбрать узкий путь, кажутся очень нелогичными. Мы ведь предпочитаем пространство! Свободу! Но нет. Пути Его Царства противоречат путям мира. Мы должны быть готовы к страданиям, если желаем по-настоящему следовать за Иисусом. Последние будут первыми, первые будут последними, и именно узкие врата в конечном итоге ведут к величайшему благословению.
Непопулярное мнение
Если мы должны верить тому, что говорит Библия, то мерило истины и морали находится в руках Бога, и ни в чьих других. Он по Своей воле определяет и устанавливает правила игры. Его путь может быть непопулярен, но он истинен и праведен. Если Он говорит, что нет другого Бога, кроме Бога Авраама, Исаака и Иакова, то это последнее слово в данном вопросе. Если Он заключил безусловный завет с Авраамом, избрал Израиль Своим народом и сказал, что Израиль благословен, то нет смысла бороться с этим. Если Он говорит, что брак – это союз между одним мужчиной и одной женщиной, то так оно и есть. Люди будут бунтовать против Бога, против Его закона и против Его народа Израиля, который является непрерывным, физическим воплощением и того, и другого. Точно так же палестинские христиане часто чувствуют себя осажденным меньшинством в своей среде – в значительной степени превзойденные числом, забытые и непонятые. И да, ненавидимые. Путь узок, и многие от него отступят.
Первые верующие называли себя «Последователями Пути». Иисус однажды сказал, что Он воплощает Путь, провозгласив Себя «путем, истиной и жизнью» в Евангелии от Иоанна 14:6.
Никто не может прийти к Отцу, кроме как через Иисуса. Такого рода разговоры не приветствуются в лагере тех, кто пропагандирует «разнообразие, равенство и инклюзивность» (DEI). На самом деле, они не приветствуются во многих местах.
С одной стороны, Он приветствует абсолютно всех, но с другой стороны, это открытое приглашение пройти через узкие врата. Каждый может пройти через Него, но нет другого пути, чтобы получить доступ к Отцу. Это ставит перед теми, кто действительно желает следовать за Иисусом, дилемму. Как нам относиться к тем, кто идет в противоположном направлении?
Мы не можем быть человекоугодниками и следовать за Иисусом. Это невозможно. Павел спрашивает верующих в Галатии, пытаются ли они угодить людям или Богу, ясно давая понять, что если вы пытаетесь угодить человеку, вы не можете быть слугой Мессии (Галатам 1:10). Мы не можем служить двум господам, поэтому если мы не стремимся угодить Богу в первую очередь, если Он не наш господин и мы не Его слуги, это сделало бы нас слугой человека. Мы можем стать рабами в нашем желании угодить, оказываясь скованными в принятии решений. Мы начинаем уступать требованиям мира и в конечном итоге становимся очень похожими на него. Но только когда мы идем в ногу с Духом по Его узкому пути, мы можем предлагать могущественную благость Царства Божьего.
Кто на кого влияет?
В Торе есть принцип, который звучит так: «Нечистота заразна», но в обратном смысле это так не работает. Левит подробно излагает закон в этом вопросе – будь то плесень в вашем доме или проказа на вашей коже, будь то прикосновение к мертвому животному или грех против Бога, есть вещи, которые необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию и убедиться, что нечистота не распространяется. До прихода Иисуса было невозможно перенести чистоту от одного человека к другому.
«Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего‐либо вареного, или вина, или елея, или какой‐нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто‐либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым» (Аггей 2:11-13).
Однако на страницах Нового Завета мы видим, что происходит нечто замечательное. Беды, которые преследовали «нечистых», были преодолены Тем, чья святость была настолько могущественной, что вместо того, чтобы быть негативно затронутым нечистотой, Он исцелил и очистил их. Такого никогда не было раньше. Иисус прикасался к прокаженным и делал их чистыми. Он исцелял слепых, хромых, женщину с кровотечением. Могущественная благость (Божественность), которую нес в Себе Иисус, была настолько сильной, что преодолела всё.
И Иисус дал нам полномочия делать то же самое во имя Его. Его Святой Дух живет в нас и может действовать через нас. Это невероятно. Но мы должны помнить, что только Бог может это сделать, а не мы. Бог в нас и через нас. Бог – Спаситель, а не мы. Когда мы оставляем Его путь, когда идем неверно, мы больше не живем жизнью, исполненной Духом, как последователи Пути, и больше не можем ожидать увидеть результаты, подобные результатам Иисуса. Мы должны придерживаться узкого пути. И это многих раздражает.
Ненависть без причины
Иисуса часто считают добрым и миролюбивым хиппи-персонажем, но иногда мы забываем, что Его яростно ненавидели, поэтому не стоит удивляться, когда нас тоже начинают ненавидеть.
«Если мир ненавидит вас, знайте, что он ненавидел Меня прежде, чем ненавидел вас» (Иоанна 15:18).
В 15-й главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит со Своими учениками в ночь последней вечери. Это был важный разговор. В 20-м стихе Он напоминает им о некоторых ранних учениях, которые были даны много лет назад, в самом начале Его служения.
«Помните слово, которое Я сказал вам: «Раб не больше господина своего». Если Меня гнали, то и вас будут гнать» (15:20).
Он сказал Своим ученикам: помните, Я говорил вам об этом раньше… Впервые об этих Его словах упоминается в Матфея 10. Фарисеи бормотали, что Иисус может творить чудеса и изгонять демонов, совершая это силой Вельзевула. Они думали, что Иисус был в сговоре с Сатаной, что было полнейшей противоположностью истины.
Далее в этой главе мы видим, что быть ненавидимым и ложно обвиненным – это просто семейная черта.
«Кто ненавидит Меня, ненавидит и Отца Моего. Но слово, написанное в Законе их, должно исполниться: „Ненавидел Меня без причины“» (Иоанна 15:23, 25).
Быть ненавидимым без справедливой причины – это часть жизни Божьего народа.
В Писании есть несколько случаев, когда упоминается эта проблема беспричинной ненависти, но отрывок, на который ссылается Иисус здесь, похоже, взят из 68-го Псалма:
«Тех, кто меня без причин ненавидит, гораздо больше, чем волос на голове. И строят они планы, как жизнь мою разрушить, заставляют платить за то, чем не владею я» (Псалом 68:5, совр. пер.).
Давид, который написал этот псалом, хорошо знал это чувство. Его ненавидели и преследовали без причины. Даже его братья, казалось, постоянно дразнили его ни за что, заставляя его задаваться вопросом: «Что же я сделал?» (1 Царств 17:29). Его обвиняли в том, что у него дерзкое и злое сердце, что было очень жестоко, так как он только что принес им обед и собирался спасти Израиль от великана-филистимлянина Голиафа. Позже царь Саул возненавидел его и хотел убить его без всякой причины, кроме зависти. Но посмотрите, какие великие благословения принесла жизнь Давида, когда он следовал по узкому и трудному пути Божьему!
Противоядие от безосновательной ненависти
Царя Давида ненавидели, Иисуса ненавидели, народ Израиля постоянно был ненавидим, и мир будет ненавидеть любого, кто присоединится к ним. Но у Иисуса есть ободрение для всего Божьего народа – ссылаясь на количество волос на нашей голове, кажется, Иисус имел в виду псалом Давида:
«Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу; а бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не продаются ли две птицы за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. Но и волосы на голове вашей все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих птиц» (Матфея 10:28-31).
В еврейской традиции сказано, что второй храм был разрушен из-за безосновательной ненависти. Храм действительно был разрушен в 70 году н. э., как и сказал Иисус. Ненависть так разрушительна. Но любовь могущественнее ненависти. Когда Его распинали, Иисус воскликнул:
«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Луки 23:34).
Он понимал, что происходит и почему Его распинают, хотя они и не понимали этого.
Он знал, что был глубоко любим Своим Отцом Небесным, что Он был неразрушим и предназначен для славы, и что именно они на самом деле были в беде, а не Он.
Вместо того чтобы рассматривать их как угрозу для Себя, Он чувствовал сострадание к Своим мучителям, даже когда пребывал был в муках на кресте. Он сострадал им и молился за них. Вы можете подумать, что человеку это невозможно, и, возможно, вы правы, но с Духом Иисуса, живущим в нас, все возможно.
Ричард Вурмбранд, мессианский еврейский пастор из Румынии, узнал, какова цена этого узкого пути, когда он решил нарушить закон и последовать за Иисусом в то время, когда его страна попала под коммунистическое правление. Ежедневно подвергаясь пыткам в тюрьме, он и его друзья научились любить своих мучителей и молиться за них, и некоторые из этих людей были полностью сломлены силой такой сверхъестественной любви. Отважная любовь Иисуса разрушила матрицу греха и смерти. Он дает нам единственный выход, единственный путь на свободу. Он показывает нам способ, который поможет нам бороться с беспричинной ненавистью: отважная любовь, которая приходит от знания того, куда в конечном итоге приведет их широкий путь… и куда вас в конечном итоге приведет узкий путь.
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески ложно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матфея 5:11-12).
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!