В Беларуси готовят репрессивный закон о религии (обзор СМИ)

В Беларуси готовят репрессивный закон о религии (обзор СМИ)

Репрессивный закон Беларуси «О свободе совести и религиозных организациях» готовятся еще больше ужесточить. Религиозные организации столкнутся с новыми ограничениями и контролем властей. Да и само существование свободы совести может оказаться под угрозой.

15 июня закончилось общественное обсуждение предлагаемой властями новой редакции закона «О свободе совести и религиозных организациях». Как заявляет уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак, закон изменяют «с учетом практики его применения», приводят в соответствие с Конституцией и закрепляют «новые современные подходы» взаимоотношений властей с религиозными организациями. «Современные подходы», похоже, взяты из аналогичных законов Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, которые изучались при подготовке проекта.

Принятие закона, уверяет Румак, «не повлечет негативных социальных, финансово-экономических последствий». Однако Конференция католических епископов в Беларуси (ККЕБ) заявляет, что религиозные организации «могут столкнуться с определенными трудностями при выполнении некоторых новел предлагаемого законопроекта, что могло бы осложнить динамику государственно-конфессиональных отношений в нашем государстве».

Свои критические замечания на Правовом форуме Беларуси оставили также Гродненская и, судя по всему, Витебская епархии Беларусской православной церкви. Также и сама БПЦ пообещала направить властям «свои обоснованные замечания и предложения». Как отмечает православный священник Александр Шрамко, даже действующий закон «вызывал критику и протесты за его явно репрессивный характер», но и его режиму после 2020 года оказалось недостаточно.

Неравенство конфессий

По словам Шрамко, документ «изначально ставит разные религии и конфессии в неравное положение перед законом». Так, в преамбуле заявляется об «особой роли» Беларусской православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций беларусского народа. Тем не менее, отмечает священник, эта «особая роль» БПЦ «по сути» ничего не меняет, так как в нынешнем законе есть ее «определяющая роль».

Гродненская епархия БПЦ в то же время заявляет, что замена слов понижает «значение православного влияния на формирование национальной идентичности беларусского народа». И предлагает вычеркнуть из формулировки слово «Беларусская».

Самое же главное в проекте закона, по словам Шрамко, – это то, на что обращено особое внимание и что подлежит усиленному контролю: «внебогослужебная деятельность религиозных организаций, по сути дела каналы связи с обществом и влияния на него».

Запретов больше, свободы меньше

Проект закона среди прочего запрещает использование в местах богослужений любой символики, кроме религиозной, и деятельность религиозных организаций, направленной против суверенитета Беларуси, ее конституционного строя и гражданского согласия. Также культовое имущество религиозных организаций не может использоваться «в политических целях, а также террористической и иной экстремистской деятельности». Шрамко называет это «следствием тех уроков, что вынес для себя режим в ходе протестов 2020 года».

Вместе с тем, подчеркивает священник, существенно расширяются функции уполномоченного по делам религий и национальностей. Если ранее они были скорее консультативными, то теперь он «становится полноценным субъектом власти», который наделяется правом самостоятельно приостанавливать деятельность религиозной организации.

Проще ликвидировать, сложнее регистрировать

Отныне обязательным условием создания республиканского религиозного объединения станет деятельность не менее 30 лет на территории Беларуси хотя бы одной религиозной общины, входящей в его состав, а также наличие в составе объединения не менее 15 религиозных общин во всех областях и Минске. Ранее было достаточно 20 лет и 10 общин в большинстве областей.

«Принятие новой версии закона предполагает перерегистрацию всех религиозных организаций в течении года, и те из них, кто неугоден властям, ее могут не пройти», – отмечает Шрамко.

При этом особо подчеркивается, что деятельность незарегистрированных религиозных организаций «запрещается». А руководить религиозной организацией теперь сможет только гражданин Беларуси, не причастный «к террористической, экстремистской  деятельности» и постоянно проживающий в стране. По мнению Шрамко, последнее направлено «против тех религиозных деятелей, которые оказались за пределами Беларуси в результате репрессий».

К слову, Витебская епархия БПЦ предлагает позволить возглавлять религиозные организации и россиянам, «учитывая тесную связь братских народов Беларуси и России».

Кроме того, в перечень случаев, при которых религиозную организацию могут ликвидировать, включено несоответствие ее деятельности основным направлениям внутренней и внешней политики режима, концепции национальной безопасности. При этом деятельность религиозной организации должна соответствовать направлениям внутренней и внешней политики государства, что, заявляют в Витебской епархии БРЦ, «противоречит принципам отделения церкви от государства и светскому характеру последнего».

«Все это в лучших традициях беларусского режима, когда под «неучастием в политике» понимается политика оппозиционная или независимая, а вот соответствие государственной политике вменяется даже в обязанность», – считает Шрамко.

Контроль на местах усиливается

Предлагается в законе и норма о создании местными властями комиссий по контролю религиозных организаций, а также право проведения ими соответствующих проверок. Но католические епископы необходимости в этом не видят:

«Непонятно, в чем состоит настолько существенное отличие религиозной деятельности от деятельности в области культуры, спорта или туризма, что на нее не могут распространяться общие для всех нормы, регулирующие контрольную (надзорную) деятельность, и почему проверки и мониторинг в сфере религии должны осуществляться по особым правилам».

Кроме того, в ККЕБ сомневаются в наличии в каждом районе достаточного количества компетентных в религиозных вопросах лиц. Епископы считают «избыточным и неконструктивным» право чиновников «без приглашения или согласования» являться на религиозные мероприятия, религиозные обряды или в воскресные школы.

Молиться? Только в церкви

Проект закона предлагает также разрешить миссионерскую деятельность лишь в зданиях и на участках религиозных организаций, в местах паломничества, запретив ее в том числе в жилых помещениях.

«Из перечня разрешенных для миссионерской проповеди мест фактически исключается публичное пространство, территория иных не религиозных организаций, сфера частного взаимодействия священнослужителей с гражданами и граждан между собой, что противоречит самому принципу свободы вероисповедании», – заявляет Витебская епархия.

Контролировать эффективнее

Отдельно в документе выделено «религиозное просвещение». В частности, подробно описан порядок создания и функционирования воскресных школ и групп просвещения для взрослых. Да и содержание программ религиозного просвещения «не должно противоречить идеологии общепризнанных традиционных ценностей беларусского государства».

У католических епископов вызывает опасение то, что воскресные школы должны создаваться на основании письменных заявлений родителей. Они не исключают, что в результате может появиться обязанность ведения поименных списков детей, обучающихся религии, которые затем могут требовать чиновники. Это требование, считают в епископате, «влечет за собой значительное изменение объема прав и обязанностей верующих в сторону его ограничения».

В целом, заявляют в ККЕБ, создается ситуация, когда «фундаментальное право на обучение детей религии может быть реализовано только за счет отказа как взрослых, так и детей от фундаментального права на анонимность верующих». Да и представители национальных меньшинств лишаются права обучения религии на родном языке.

Не согласны в епископате и с тем, что документ не считает религиозное просвещение образовательной деятельностью, но при этом требует ежегодно предоставлять местным властям информацию «о деятельности по религиозному просвещению детей, посещающих воскресные религиозные школы в порядке и составе, определенном Министерством образования».

«Это позволит эффективнее контролировать деятельность воскресных религиозных школ религиозных организаций и в то же время располагать сведениями о их фактической работе», – заявляет главный чиновник по религии Румак.

Кроме того, религиозным организациям больше нельзя арендовать помещения у всех организаций и предпринимателей, занимающихся образовательной деятельностью. Ранее это касалось только государственных заведений. По мнению Гродненской епархии БПЦ, запрет на аренду «может поставить в затруднительное положение как сельские приходы, так и молодые городские общины».

Как считает священник Шрамко, все это «раскрывает всю настороженность режима по отношению к любому неподконтрольному влиянию на умы, особенно молодежи».

Библиотеки – без Библий

Помимо этого, «запрещается распространение религиозной литературы вне культовых зданий», как и ее поступление в библиотеки учреждений образования.

«Возникает вопрос – будут ли происходить изъятия Библий, Коранов и прочих священных книг из университетских библиотек?» – спрашивают католические епископы.

При этом остается ряд нерешенных вопросов. Так, католические епископы предлагают освободить священников и семинаристов от призыва на срочную военную службу и службу в резерве. Также они ходатайствуют о том, чтобы местные органы власти могли освобождать религиозные организации от оплаты услуг за проведение массовых мероприятий.

Указывают в ККЕБ на ряд противоречий и несоответствий в законопроекте, а также на непонимание его авторами католической специфики, что в результате приводит к путанице, разночтениям, а то и невозможности выполнять указанные требования. А у Гродненской епархии БПЦ есть претензии и к формулировкам, которые взяты «из советских атеистических пособий».

Методично искать «врагов»

В комментарии «Белсату» модератор группы «Христианская визия» Наталья Василевич отметила, что новая редакция закона принимается, во-первых, для того, чтобы усилить репрессии против религиозных организаций, поставить их под больший контроль и задавить еще больше их деятельность. Во-вторых, она нужна для перерегистрации религиозных организаций, которым предстоит пройти через «идеологические, политическое сито».

«Это дает возможность просто на местах всех перепроверить, в том числе основателей религиозных организаций, поскольку будут подаваться списки. Теперь беларусский режим очень любит разные списки. Они помогают методично искать «врагов»», – считает Василевич.

Она также не исключает, что во время подачи документов на перерегистрацию можно будет проверить телефоны священников и глав религиозных организаций. И уже на основании этого «отказывать нелояльным и допускать до регистрации только лояльных», как это уже происходит с общественными объединениями и политическими партиями.

Макар Мыш, belsat.eu

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!