О чем эта притча? О том, что Бог смотрит на меня глазами ближнего.
Обычно мы не замечаем простых и очевидных вещей и начинаем спрашивать: где Бог, кто мой ближний, что я должен делать? История о добром самарянине отвечает на эти вопросы так, что нам становится стыдно за свою неспособность и неготовность любить Бога и ближнего, любить Бога в ближнем.
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лук. 10:25-37).
Напомню, что притчи Христа открывают нам истины Божьего Царства в провоцирующих историях и захватывающих воображение картинках. Царство Божье – это многоцветная, щедрая, благодатная жизнь с избытком, а не серая религиозная система правил и ритуалов.
Мы думаем, что для спасения и угождения Богу достаточно каких-то верований или действий. Иисус отвечает: нет, не достаточно. Нужно любить всем своим естеством. Но кто способен на это?
Люди пытаются минимизировать, ограничить, приземлить это требование любви к Богу и ближнему. А Бог снова и снова показывает нам, как Он полюбил нас, и какой любви и веры Он ожидает от нас по отношению к ближнему, а уж потом к Себе, или же к Себе в нашем ближнем.
Получается, что в отношении к Богу и ближнему нужно иметь любовь. Все, что меньше любви – недостаточно. Сколько бы ты не пожертвовал денег, сколько бы умных идей не высказал, сколько бы добрых дел не сотворил. Это пугает людей. Это показывает их неспособность угодить Богу и получить жизнь вечную. Поэтому они пытаются торговаться, договариваться, или же просто спорить с Богом. Они (мы) хотели бы обойтись без любви, потому что без Бога на нее неспособны. И тогда закон становится заменой любви, правила приходят на смену отношениям, а решают все авторитетные толкователи.
Мы начинаем понимать, что вопрос законника был вовсе не о ближнем, а о своих шкурных интересах: как далеко распространяются мои моральные обязательства, кому я еще должен, а кому уже нет?
Этот вопрос мне хорошо знаком и понятен. Какое правило будет доступным, выполнимым, и самым угодным Богу, чтобы можно было закрыть все вопросы о нашем спасении и жизни вечной? Мы по-деловому спрашиваем: так, кому и сколько мы должны? Жизнь вечную? Хотим! А сколько стоит?
Ответ Иисуса не дает новую информацию, но обличает мотив и внутреннее состояние вопрошающего. Он подтверждает основные требования всем известного закона Моисеева. Но также указывает на его невыполнимость. Увы, мы не только не можем любить Бога всем сердцем, душою, крепостию и разумением, мы даже раненному ближнему помочь не спешим.
Что же делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Если мы хотим наследовать жизнь вечную, нам нужно возлюбить Бога и ближнего, что невозможно в рамках закона и правил, но вполне возможно через послушание Богу, явленному в Иисусе Христе.
Иисус не обошел стороной не одного человека в нужде. А ты, а я? А мы нашли все возможные оправдания, чтобы обойти чужих и непонятных нам людей, чтобы ограничить круг ближних и вести как можно более спокойную жизнь.
Так действовали и книжники времен Иисуса. Они пытались усложнить простое, чтобы только они могли толковать и контролировать. При этом ограничить круг «своих» и вынести за скобки всех других.
Иисус действовал противоположным образом. Он прояснял сложное, чтобы каждый мог понимать и практиковать истины Божьего учения. При этом убирал все разделяющие границы, чтобы открыть всем безмерную Божью любовь.
Любовь – это неудобное слово для религиозных людей, для их систем и правил.
О чем мы думаем, когда слышим слова Иисуса о любви к Богу и ближнему? Мы начинаем торговаться, мы ищем легкий и выгодный путь. Как получить жизнь вечную подешевле? Как любить Бога и ближнего без лишних проблем?
Если же легкого варианта нет, то мы начинаем топтаться на месте. Не принимая простые истины, мы усложняем их и забалтываем. Но о них не нужно спорить, их нужно принять сердцем и послушно выполнять.
Как понять Бога, что Он хочет от нас? Почему все так сложно? Потому что мы не готовы принять простые истины. Иисус говорит о любви, а знатоки закона спрашивают о том, как что-то получить, в том числе жизнь вечную – как решить вопрос, как договориться, как рассчитаться с Богом.
Как можно не видеть очевидное? Неужели это не ясно даже детям? Увы. Притча о Добром самарянине напоминает о том, как самые образованные и праведные люди могут не понимать простейших вещей. Священник и левит оказались самыми далекими, а самарянин – самым ближним - и в понимании истин, и в их применении.
Эта притча показывает, что для Иисуса лежит в центре всего Писания, всей веры, всей праведной жизни – любовь к Богу, явленная в любви к ближнему.
Иисус был живым ответом на все вопросы, но законники предпочитали спорить, потому что не хотели принять этот Божественный ответ.
«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение.
И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (21-24).
После этих слов притча о добром самарянине звучала как обличение знатоков закона, как призыв обратиться к самым простым и важным истинам, доступным даже для детей.
Эта притча о том, что Божье Царство преодолевает и упраздняет границы между людьми. В ней дальний (самарянин) оказывается ближним. А ближние (священник и левит) оказываются дальними.
Кто же мой ближний? Тот, кто в нужде. Тот, кто помогает в нужде. Тот, кто нуждается во мне. Тот, кто помогает мне.
При этом важно не перепутать, кому мы должны быть ближними. Не оказав помощи пострадавшему, священник и левит оказались дальними для раннего человека и ближними его грабителям. Здесь нейтральным быть невозможно. Если ты не поступаешь как ближний, не оказывая помощи раненому, то поступаешь как разбойник, оставляя его умирать.
Давайте теперь зададим вопрос себе: а готовы ли мы стать ближними для тех, кто в нужде? Своей историей Иисус меняет перспективу: на вопрос «Кто мой ближний» Он отвечает «Ты будь ближним», то есть добрый самарянин был ближним для пострадавшего, и ты призван поступать так же.
Готов ли я быть ближним? Готов ли я расширить круг своих ближних и не закрывать его? Готов ли я учиться у Сына Божьего Его любви к людям?
Еще раз: здесь нам напоминается вполне очевидная истина в том, что мы не способны любить не Бога, не ближнего. Потому что любовь приходит от Бога как дар. Это несвойственно людям, это не обычно. Поэтому нам нужно знать Отца, а знать Отца можно только через Сына. Поэтому закон без Иисуса не выполним. А это значит, что даже если мы очень-очень захотим быть добрыми самарянами, то не сможем.
Кстати, эта история не о том, что нечистый самарянин был лучше ортодоксального священника или праведного левита. Я уверен, что среди самарян такой человек был бы не меньшей редкостью, чем среди иудеев. История именно о том, что такой человек – исключение, что такой поступок – необычен.
То есть Иисус показывает, как нужно было поступить, и при этом задает немой вопрос: а ты можешь быть этим добрым самарянином? А ты мог бы стать настолько добрым?
Ответ был очевидным. Нет, не мог.
Поэтому призыв Христа «иди и поступай так же» звучит как очень серьезный вызов.
Законник остался в замешательстве.
А мы? Что мы поняли из этой истории? Как нам любить ближнего и Бога? Кто наш ближний? Что мы будем делать? Идти и поступать так же?
Если ты хочешь быть достойным сыном небесного Отца, любить Бога и ближнего, то должен стать ближним для каждого человека в нужде.
При этом ты не можешь стать ближним никому, не отрываясь любви Иисуса и не учась у Него любить. Мы не можем выбирать или-или – или Бог или ближний. Мы не можем оставить раненого на дороге и пойти в храм молиться.
История о добром самарянине показывает нам эту связь между нашим отношением к Богу и нашим отношением к ближнему. Если в нашем сердце есть любовь, то она, исходя от Бога, направляется на каждого нуждающегося, не проходит мимо раненого, не игнорирует просящего.
Бог и ближний всегда рядом. Бог смотрит на тебя глазами нуждающегося ближнего. Это взгляд Иисуса, взгляд Бога, ставшего одним из нас. Не отвергни Его.
автор — Михаил Черенков / cherenkoff.blogspot.com
Последнее: 26.07. Спасибо!