С самых древних времен римские евреи практически постоянно находились в положении рабов. Их подвергали гонениям, эксплуатировали, ими брезговали и считали необходимым изолировать от общества. На то, чтобы общество позволило им получить гражданские права и свободы, потребовалось более 2000 лет.
В эпоху Римской империи евреи прибывали в Италию чаще в качестве рабов, несмотря на то, что впервые они появились здесь как посланники Маккавеев в 161 году до н.э... По упоминанию древнеримского историка Светония, евреев там было довольно много уже во время правления Юлия Цезаря.
Джованни Капестрано (1386–1456), францисканский монах и инквизитор, был одним из представителей церкви, которые сделали жизнь евреев в Италии невыносимой в период позднего Средневековья – в начале XVIII века.
9 февраля 1849 года на волне «первой итальянской войны за независимость» состоялись выборы Конституционной ассамблеи, которая, свергнув власть понтифика, провозгласила новую Римскую республику. За год до этих событий папа Пий IX скрылся в крепости Гаэта, в Королевстве обеих Сицилий, опасаясь за свою жизнь после убийства его министра Пеллегрино Росси. В отсутствие папы ассамблея, в которой преобладали либералы, быстро провела серию реформ, включая немедленное освобождение евреев.
Веками они были лишены каких-либо прав и были обязаны жить в изоляции на маленькой территории на берегу Тибра. Около сорока лет до описываемых событий римские евреи успели почувствовать первый вкус свободы: в период с 1789-го по 1814 год, во время оккупации города войсками Наполеона, которые свергли местную папскую власть. Французы даровали евреям все гражданские права и открыли ворота гетто. Бывшие узники получили возможность свободно перемещаться по городу. Но с восстановлением папского правления о свободе пришлось забыть.
В дни наполеоновской оккупации евреи Рима испытывали самые теплые чувства к французам и их стране. Одним из проявлений их любви к освободителям стало использование сине-бело-красной символики на брачных контрактах. Но несколько десятилетий спустя, чтобы провести параллели с цветами итальянского флага, синий заменили на зеленый.
Но «свобода» Рима продлилась всего несколько недель. В конце апреля того же, 1849-го, года французские войска вошли в порт Чивитавеккия. Племянник Наполеона – президент Французской республики Луи Наполеон – поддержал внутреннее давление радикальных французских католиков и направил вооруженные силы на восстановление папской власти. Встретив решительный отпор со стороны защитников Римской республики, французы вошли в город. Новая форма правления оказалась свергнута всего пять месяцев спустя после ее установления. Евреи снова вернулись в гетто.
Папа Пий IX, приказавший евреям снова возвращаться в заключение, в 1848 году разрушил стены гетто. И с тех пор оно превратилось в «тюрьму на открытом воздухе»: очевидные признаки отделения евреев от остального населения продолжали существовать. При папе Павле IV было выпущено официальное постановление, касающееся устройства еврейской жизни. «Евреи по собственной вине были осуждены Всевышним на вечное рабство, — говорилось в этом документе, — поэтому они не должны быть допущены к получению прибыли ни от какого-либо ремесла, ни от торговли, ни от профессии, кроме продажи подержанных вещей».
Кроме того, евреи были обязаны носить отличительный желтый знак, им разрешалось изучать медицину, но запрещалось лечить неевреев, они также были обязаны платить пошлину католической церкви. Это лишь некоторые из длинного списка унижений, которым подвергались римские евреи.
В гетто условия жизни были ужасные. В XIX столетии в нем царила антисанитария и перенаселение. Здесь не было водопровода и сточных вод, а постоянные наводнения Тибра только ухудшали ситуацию. В 1825 году территорию гетто немного расширили, однако сюда поступало все также мало солнечного света из-за плотной застройки улиц высотными зданиями, для экономии места.
20 сентября 1870 года папская власть в Риме была свергнута окончательно. С ее падением закончилось еврейское заточение. Этот, третий, период освобождения римских евреев оказался самым долгим по сравнению с предыдущими. Он продлился вплоть до 1939 года, когда Муссолини снова лишил евреев большинства гражданских прав. Апогей наступил пять лет спустя, когда германские оккупанты отправили в Освенцим 1000 римских евреев.
В 1988 году в Риме был принят план развития городов, который предполагал полную перестройку старого гетто. После того как еврейская община дала согласие, район полностью перестроили, и там, где раньше была паутина узких улочек, появились широкие кварталы. С 1901-го по 1904 год на площади Чинке-Сколе (площади Пяти школ, где в одном здании располагалось пять синагог) была построена главная римская синагога «Темпио Маджоре».
Годы освобождения из гетто тоже нельзя назвать для римских евреев безоблачными. «Нам было сложно выйти из этого микрокосма в открытое общество, — отмечает Даньела ди Кастро, директор Еврейского музея в Риме. — К XIX веку остались самые выносливые из нас, и их малочисленность чуть не стала катастрофой». Сегодня римскую еврейскую общину нельзя назвать стоящей на коленях. Помимо прав и свобод во второй половине ХХ века здесь появилось большое количество еврейских иммигрантов, которые способствовали поднятию численности, а также духа и новых взглядов римской еврейской общины.
Материал подготовил Роберт Берг
Последнее: 26.07. Спасибо!