Война и мир в церкви: как может помочь причастие

Война и мир в церкви: как может помочь причастие

Одним из недостатков онлайн-культуры является невозможность применения принципа примирения, установленного Иисусом в Евангелии от Матфея 18:15-17:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

Сегодня более распространено поставить дизлайк своему далекому оппоненту в соцсети, или огласить любой человеческий недостаток, представляя его величайшим непростительным грехом.

Господь Иисус предоставил нам благословенный пластырь мира, которым мы можем поделиться: стол причастия. Причастие предназначено для восстановления и укрепления мира между нами. Оно способствует миру, во-первых, тем, чем оно является, а во-вторых, тем, чего оно требует.

Трапеза воспоминания

Причастие поддерживает мир прежде всего через то, чем оно является: трапезой воспоминания. Оставив пока в стороне споры об этом священнодействии, я думаю, мы все можем согласиться с тем, что причастие напоминает нам об искупительной работе Иисуса для нас (1 Коринфянам 11:24-26). Оно провозглашает Его смерть. Это осязаемая, вкушаемая и видимая проповедь, которая возвещает о Христовом труде к успокоению гнева и искуплению грехов, пока Он не придет.

Причастие напоминает конфликтующим христианам, что их общее падшее состояние было искуплено заместительной смертью их общего Спасителя. Причастие проповедует о кресте, к которому виновные грешники могут приблизиться, чтобы встретиться перед ним на одном уровне. Мы подходим к подножию креста — с преломленным хлебом и священной чашей в руке — где нам напоминают, что в смерти Иисуса наша враждебность умерла (Ефесянам 2:13-16). Причастие прерывает наши кровопролитные отношения, пусть даже на несколько мгновений, и тихо объединяет наши сердца в мире. Если бы у нас не было других причин кроме этой, мы бы сделали хорошо, если бы вместе проводили Вечерю Господню так часто, как только позволяли бы обстоятельства.

Способ примирения

Причастие также способствует миру благодаря необходимому для него условию: стремлению к примирению. Для правильного участия в причастии требуется предварительный глубокий самоанализ и состояние мира. Подобно тому, как Иисус говорит о примирении друг с другом перед принесением жертвы Богу (Матфея 5:23-26), Павел утверждает, что мы должны исследовать свои сердца и состояние наших взаимоотношений, прежде чем приближаться к трапезе Господней (1 Коринфянам 11:28-29).

Павел говорит, что Вечеря Господня — это поистине разделение телом Христа (церковью) тела Христа (близости с Ним, основанной на глубокой вере). Мы становимся едины друг с другом, когда приобщаемся к Иисусу посредством Его святой вечери (1 Коринфянам 10:16-17).

Это вертикальное и горизонтальное причастие должно заставлять нас проявлять осторожность в том, как мы в нем участвуем, чтобы мы не ели и не пили недостойно, как Павел разъясняет в 1 Коринфянам 11:17-32 и на протяжении всего своего письма. Мы едим и пьем недостойно, когда разрушаем мир следующим образом:

  • разделяя духовное тело на части (1 Коринфянам 1:10-13),
  • важничая своим статусом, богатством, властью или знатным происхождением (1 Коринфянам 1:26-31),
  • участвуя в судебных тяжбах (1 Коринфянам 6:1-8),
  • проявляя свободу во вред другим (1 Коринфянам 8:8-12),
  • навязывая культурные табу или обычаи другим (1 Коринфянам 8:4-13),
  • провоцируя разделения в церкви (1 Коринфянам 11:18),
  • позволяя людям голодать (1 Коринфянам 11:21),
  • презирая или унижая других по причине классовой принадлежности (1 Коринфянам 11:22),
  • задевая в других их этническую непохожесть (1 Коринфянам 10:32).

Действительно, если мы участвуем в трапезе, не исследовав перед этим свое сердце, чтобы выявить и решить эти проблемы, мы аннулируем Вечерю Господню и превращаем ее в процесс, не наполняющий душу благодатью. В свете того, насколько серьезно Павел относился к этой проблеме в церкви первого века, возникает вопрос, как бы он отреагировал, если бы посетил некоторые из наших церквей сегодня. Есть все основания полагать, что он остался бы недоволен (1 Коринфянам 11:17-22).

Есть также все основания задуматься, может ли Божья дисциплина стать вскоре нашим уделом. Павел увещевает нас «проверять себя» перед принятием участия в трапезе, чтобы мы сами для себя не съели и не выпили дисциплинарного наказания Отца (1 Коринфянам 11:23-32).

Все это делает Вечерю Господню и связанные с ней предупреждения великим благословением для наших отношений. Каждая приближающаяся трапеза хлебопреломления становится отрезвляющим сигналом, чтобы мы проинспектировали наши отношения и убедились, что живем в мире с другими. Неудивительно, что Августин называл это священнодействие «залогом любви».

Давайте вместе преломим хлеб

Практика причастия, как залога любви, сокращает наши споры, убеждая нас помириться, прежде чем направиться к столу. С этой целью я предлагаю каждому из нас ответить на следующие вопросы, которые помогут нам подготовиться к причастию:

  • Простил ли я всех, кто об этом просил?
  • Признался ли я в своих проступках против других и попросил ли у них прощения?
  • Искал ли я примирения с теми, кто причинил мне боль?
  • Ожесточен ли я против кого-нибудь?
  • Отношусь ли я предвзято к людям с другим цветом кожи или другой культуры?
  • Я человек более миролюбивый и дружелюбный, или гневливый и обидчивый?
  • Говоря о других верующих, я чаще использую местоимение «мы» или «они»?
  • В своем окружении смотрю ли я свысока на бедных, простых трудяг, людей менее образованных?
  • Сделал ли я все, что мог, чтобы быть в мире со всеми?
  • Могу ли я искренне с любовью обнять всех, кто присоединится ко мне сегодня в причастии?

Давайте как можно чаще преломлять хлеб вместе в налаженном мире, со всяким смирением и благоговением. Если нам кажется, что мы нигде не можем найти мира, давайте, по крайней мере, найдем его здесь, стоя на небольшом залитом кровью участке земли у подножия креста с хлебом и чашей в руке.

Автор — Тим Шори / thegospelcoalition.org
Перевод — Виктория Литвинова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!