Можно не соглашаться, не превращаясь при этом во вредину.
На похоронах уважаемого мной автора и учителя Далласа Уилларда, Дж. П. Морланд рассказал замечательную историю. Некогда студент, а потом и коллега Уилларда, Морланд поведал нам о том, насколько его учитель был предан истине.
На одном из семинаров, при полной аудитории Уиллард поспорил с одним из студентов. В процессе аргументации Уиллард сказал, что «когда мы смотрим на объект или думаем о нем, мы не создаем его и не придумываем, потому что он уже существует с его различимыми качествами и характеристиками».
Один из студентов с этим утверждением не согласился и возразил, что «когда вы на что-то смотрите, вы придаете этому предмету окраску, без которой этот предмет лишен цвета».
Уиллард решил эту идею проверить. Он взял кружку, положил ее на стол перед студентом и попросил его: «Давайте вы отвернетесь и перестанете смотреть на этот предмет, а мы все посмотрим, не лишится ли он цвета». Разумеется, цвет кружки не изменился, когда студент отвернулся.
Морланд почувствовал царящее над аудиторией напряжение, а после семинара подошел к преподавателю и спросил: «Что это было такое?»
«Дорогой мой», – ответил Уиллард. – «Хватит нам позволять над собой издеваться».
Морланд поразмышлял над этой ситуации и тем, что нового он узнал о своем коллеге:
«Даллас был добрым и сострадательным человеком. Но его невозможно было напугать. Если он что-то считал правильным, он твердо на том стоял. Я бы хотел быть таким человеком».
Что это значит для нас?
Я не философ. И скорее всего, дорогой читатель, ты – тоже не философ. Философы, подобные Уилларду и Морланду, всю жизнь профессионально отстаивают идеи. Но у каждого человека есть свои истины и убеждения, которые влияют не только на его жизнь, но и на жизнь окружающих его людей и друзей.
Когда я был помоложе, я старался достичь консенсуса даже ценой собственных убеждений. Мне было проще закончить спор, согласившись с противоположной стороной, более того, мне так было даже приятней. Я гордился тем, насколько легко я могу «смириться».
Этот мой склад ума был своеобразным ответом на «горькие битвы» предыдущего поколения, когда заявленные истины и убеждения использовались в качестве оружия, которым причинялся вред, а не отстаивалось добро. Мы слишком хорошо знакомы с опасностью постановки доктрины – религиозной или любой другой – над человеком.
Но эти опасности не должны заставить нас вести тихую, пассивную жизнь. Есть некая несостыковка в том, как мы убеждены в чем-нибудь для себя, но отказываем другим людям в праве принять эти убеждения. Держать правду для себя – это не эквивалент смирения. Каждому человеку свойственно думать и иметь убеждения. Истина проявляется в учебе, отношениях и опыте. И тем не менее, мы иногда слишком легко сдаемся, когда наши убеждения проходят проверку сомнениями. Мы порой даже сами начинаем сомневаться, что наши убеждения чего-то значат. И тем не менее, истина в вашей истории, истина, которую вы несете внутри своего сердца, она действительно важна.
Ошибка пренебрежения к общественной ценности идей
Как-то слишком уж легко мы соединили отстаивание идей с культурой полярности, присущей дебатам на новостных каналах и постам в социальных сетях. Те, кто нынче решается отстаивать свои взгляды, зачастую звучит осуждающим, злым ворчуном. Мы забыли, насколько важным для христианства в ранней его стадии было продвижение идей. Довольно значительная часть служения Иисуса также заключалась в опровержении фальшивых идей, которые успели завоевать умы в качестве универсальной мудрости. Да, учеником Иисуса Христа становятся не только через принятие определенного списка доктринальных истин. Ученичество включает в себя и изменение наших умов.
Только подумайте, сколько бы произведений искусства, литературы, сколько бы поступков не увидели свет, если бы не было христиан, защищающих христианские истины. Не было бы Уильяма Уилберформа или Мартина Лютера Кинга – борцов с рабством. Не было бы К.С. Льюиса или Г.К. Честертона, вдохновивших нас на познание и рассказавших нам об основах веры. Мы, христиане, должны серьезно относиться к уму, своему и чужому.
Уроки поиска и продвижения истины
Когда мы серьезно относимся к своим или чужим идеям, давайте помнить некоторые вещи.
Во-первых, наша цель – не победа, а верность. Даже Иисус давал своим слушателям возможность отвергнуть его учение. Когда Иисус рассказал богатому человеку о том, что следование за Христом подразумевает отказ от своего богатства (Мф. 19:21), «юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф.19:22).
Нежелание богача последовать учению не заставило Христа искать компромисс. Наоборот, Он еще раз подтвердил и разъяснил сказанное своим ученикам (Мф. 19:23-24). Как и Иисус, мы можем защищать свои идеи, не защищаясь.
Во-вторых, мы можем ошибаться. Для того, чтобы обозначить свою позицию, не обязательно иметь стройные аргументы. Можно даже подчеркнуть слабые месте в своих убеждениях и все равно утверждать, что вы верите в их истинность.
Чтобы иметь смирение, не обязательно отказаться от убеждений. Самое смиренное, что можно сделать – это понять, что ваши убеждения были ошибочны, и отвернуться от них. Но возможно это только, если вы смело говорили о своих убеждениях и проверяли их в свете Писания и имеющихся доказательств.
И последнее. Действовать следует с любовью. Всегда есть искушение своими идеями гордиться ради самих идей, но истинные знания, которые мы имеем, приходят не от нас. Мы, как христиане, призваны возлюбить Бога всем сердцем, душою и разумением. Есть вероятность сделать неверный шаг, но это риск следования по вере. Мы можем обрести истину вместе, учась друг у друга, но только если мы любим своего ближнего достаточно, чтобы рассказать ему об убеждениях, которые нам так дороги.
Макйо Уэар / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!