Спортзал, расположенный неподалеку от моего дома, рекламирует себя под лозунгом «Будь в форме. Будь здоров. Будь собой». Новый жилой комплекс за углом, предлагающий роскошные элитные проекты, рекламирует себя под девизом «Безграничный ты». Реклама одного учебного заведения дала такой совет своим нынешним и будущим студентам: «Будьте вдохновлены. Бросайте вызов. Будьте превосходны. Будь собой». Люди повсюду говорят: «Будь верен себе», «Следуй за своим сердцем», «Будь собой», «Ты — это ты». Мы живем в эпоху беспрецедентного интереса к теме личной идентичности.
Большинство людей сегодня считают, что искать себя нужно только в одном месте — внутри себя. Личная идентичность — это проект «сделай сам». Все формы внешнего авторитета должны быть отвергнуты, а стремление каждого к самовыражению должно быть вознаграждено. Вы тот, кем вы себя ощущаете внутри, и действовать в соответствии с этой идентичностью — значит жить по-настоящему. Это движение иногда называют экспрессивным индивидуализмом.
Опасности самофокусировки
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы смотреть внутрь себя. Личное исследование и самоанализ очень ценны (2 Коринфянам 13:5). Стремление к тому, чтобы многие отверженные группы общества, чья идентичность отличается от общепринятой, получили соответствующее достоинство, похвально. А подлинность как нравственный идеал — это хорошо.
Однако, несмотря на эти преимущества, стратегия поиска себя только внутри себя имеет фатальные недостатки.
Хрупкое я
Во-первых, сосредоточенность на себе порождает хрупкое «я», легко дестабилизируемое и лишенное подлинного и прочного самопознания. Получая степень почетного доктора Нью-Йоркского университета, Тейлор Свифт так подытожила культурный аспект идентичности: «Мы — это так много вещей, все время. И я знаю, что может быть трудно понять, кем быть... У меня хорошие новости: все зависит только от тебя. У меня также есть ужасная новость: все зависит только от тебя».
Вместе с захватывающей возможностью найти себя приходит пугающая возможность не преуспеть — или не полюбить то, что вы нашли. Жестокая ирония заключается в том, что, хотя никогда еще не было так важно знать, кто вы есть, никогда еще не было так непросто это сделать. По словам Кевина Ванхузера, «человечество страдает от коллективного кризиса идентичности».
Подавленное я
Поиск себя внутри также не приводит к хорошей жизни. Многие широко отмечаемые общественные тенденции говорят о том, что жизнь многих людей становится не лучше, а хуже: рост числа случаев тревоги и депрессии, взрыв нарциссизма, отсутствие сострадания в нашем обществе, культура рефлексивного негодования и (по любым меркам) падение уровня счастья и благополучия.
Люди указывают на множество направлений для объяснения таких тенденций: недостаточная осознанность, технологии, отключающие наш мозг, поведение толпы, провал основных институтов (политики, церкви, СМИ, банки), потеря общих ценностей, отсутствие сплоченности общества и так далее. Однако некоторые из них являются скорее симптомами, чем причинами. Я предполагаю, что большая часть проблемы исходит от того, где мы ищем себя. А это значит, что решение проблемы включает в себя более широкую перспективу.
Где искать себя
Будучи социальными существами, мы оглядываемся на других; мы познаем себя, будучи познанными, близко и лично, теми, кто нас окружает. Ограниченность самопознания бросается мне в глаза каждый раз, когда я покупаю одежду в магазине, а в комнате для переодевания больше одного зеркала. Или когда я слушаю свой голос в записи. В обоих случаях я думаю: «Кто это ?»
Возможно, нам с вами хотелось бы думать, что мы смело выражаем свою индивидуальность, чтобы найти свое истинное «я», но правда в том, что вместо того, чтобы быть одиноким парящим орлом, высматривающим добычу с большой высоты, мы больше похожи на гусей в плотном V-образном строю. Подобно гусям, мы, люди, тоже созданы для взаимозависимости, надежно защищенные сетью отношений, с невидимыми связями и неразрывными узами.
Будучи существами, рассказывающими истории, мы также смотрим назад и вперед на свои жизненные сюжеты. Ваша история является основополагающей для вашей личной идентичности, но это не индивидуальная история: мы живем в общих историях. Метанарратив, или большая история, в которой живет каждый из нас, — это сочетание определяющих моментов, целей и ожиданий от жизни. Они могут быть связаны с историями наших семей, наций, этносов, социальных классов и религиозных конфессий.
Будучи поклоняющимися существами, мы также смотрим вверх, на Бога. Это третье направление, конечно, является наиболее спорным, учитывая, что не все исповедуют веру в Бога. Однако стремление вверх, так или иначе, кажется неудержимым человеческим порывом. Противоречивая истина заключается в том, что мы будем служить истинному и живому Богу или немым идолам (Иисуса Навина 24:14-15), богам, которые не способны действовать. И, как утверждает Питер Лейтхарт: «Личная идентичность не может быть убедительно закреплена без трансцендентности».
Вас знает Бог
Мы глубоко социальны, в нас заложена глубокая история, и в наших сердцах живет вечность. Чтобы найти себя, мы смотрим вокруг, назад и вперед, на наши истории и вверх, к Богу. Согласно Библии, все три аспекта важны, но ключевым является взгляд вверх. И крест Христа полностью меняет ситуацию.
Познание других людей имеет свои ограничения, учитывая несовершенство и непостоянство наших отношений. Одно из благословений Евангелия заключается в том, что те, кто доверяет Христу, не только знают Бога, но и познаны Им, близко и лично, как Его дети. Это наполняет нашу жизнь утешением, значимостью и стабильным чувством собственного достоинства: «Итак, вы познали Бога, или, лучше сказать, познаны Богом…» (Галатам 4:9).
И эта идентичность — дар, который формирует наше поведение и характер по мере того, как Бог приводит нас в соответствие с семейным подобием: «Кого [Бог] предузнал, тем и предопределил быть сообразными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Римлянам 8:29).
Вы принадлежите Богу
Евангелие учит, что «вы не свои» (1-е Коринфянам 6:19). В век экспрессивного индивидуализма трудно представить себе более контркультурное утверждение.
Однако даже в наше время, когда мы настаиваем на приоритете и преимуществах личной автономии, есть некоторые контексты, в которых принадлежность кому-то другому все еще рассматривается в положительном свете. Маленький ребенок, потерявшийся в торговом центре, не жалуется, когда появляется его мать и требует его как своего собственного. Точно так же, несмотря на возможность злоупотребления, настоящая романтическая любовь в своей основе имеет взаимную принадлежность. Бесчисленные песни о любви, начиная с библейской Песни Песней Соломона, содержат припевы типа «Возлюбленный мой — мой, а я — его» (2:16; см. также 6:3).
Действительно, учитывая то, что мы являемся социальными существами, ничто не дает нам такого чувства ценности и значимости, как то, что нас любят до такой степени, что мы принадлежим другому. И эта идентичность — дар, который формирует наше поведение и характер по мере того, как Бог приводит нас в соответствие с семейным подобием: «Кого [Бог] предузнал, тем и предопределил быть сообразными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Римлянам 8:29).
Такие объятия не огорчают и не угнетают, они успокаивают и освобождают нас. Действительно, любовь — это контекст поразительного утверждения Павла «Вы не свои». Слова, следующие за отказом Павла от личной автономии, объясняют, почему вы принадлежите другому: «Вы куплены дорогою ценою» (1-е Коринфянам 6:19-20).
Для всех, кто во Христе, крест Христов провозглашает, что Бог взял тебя как своего собственного; ты принадлежишь Ему. Но самоотдача таким образом не ведет к искоренению своего «я» или какому-либо угнетающему подчинению. Теряя себя и принадлежа Тому, Кто любит вас вечной любовью, вы обретаете свое истинное «я».
Вы не можете дать себе определение
Взгляд вверх дает нам новую и лучшую историю, в которой мы можем жить: историю Божьего народа. Эта история также предлагает окончательное осуждение экспрессивного индивидуализма. Она утверждает, что вы не можете сами дать себе определение. Вам необходимо вмешательство извне. Это одновременно и самая мрачная, и самая светлая история, пессимистичная в отношении человеческой природы, но в то же время вселяющая славную надежду.
Удивительно, но эта история основана на истории жизни Иисуса Христа: «Ты умер, и твоя личность теперь сокрыта со Христом в Боге. Когда Христос, который есть история вашей жизни, явится, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Колоссянам 3:3-4, мой перевод). Как далее объясняется в Колоссянам 3:5-17, облечение в нового себя является основой христианской жизни. Верующие во Христа — это те, кто умер со Христом, кто воскрес с Ним, и чья судьба связана с Его славным явлением.
автор — Брайан Роснер / desiringgod.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!