Лишь однажды я ходил под парусом.
На последнем курсе колледжа один из моих друзей пригласил нашу компанию в свой семейный домик у озера, недалеко от побережья Северной Каролины, чтобы провести вместе последние выходные перед выпуском. Дом находился в бухте, недалеко от берега океана. Внизу у воды стояла красивая (и дорогая) семейная двухместная парусная лодка, прочно пришвартованная.
Более опытные из нас первыми вышли на лодке. Некоторые из моих однокурсников выросли рядом с океаном и знали, как обращаться с парусом. Они не прилагая усилий носились вверх и вниз по бухте. После и мы с ещё одним новичком подошли, чтобы взяться за снасти. Как только мы оттолкнулись от берега, то сразу начали терять равновесие и хвататься за что попало, мы наклонялись и тянулись, вставали и садились – но всё равно лодка с места почти не двинулась. Остальные, конечно, получали даже больше удовольствия от созерцания нашего барахтанья, чем от плавания. Через некоторое время титаническая борьба измучила нас, мы даже проголодались, поэтому вытащили лодку на берег и отправились ужинать.
Следующим утром нас рано разбудила пара начинающих моряков с вопросом о том, где мы оставили лодку. «Конечно, на берегу. Где ещё мы могли её оставить?» «Вы вытащили её на траву?» «Хм, нет». «Вы привязали её?» «Хм, нет». «Ну, значит лодку унесло». Любому опытному моряку (или просто здравомыслящему человеку) было известно то, что я узнал только тогда: по ночам бывают приливы, поэтому лодку следует ставить на якорь, иначе её унесёт. Я сразу начал пересчитывать свою наличность (что не отняло много времени.)
Вдвоём мы отправились на моторной лодке вверх и вниз вдоль берега, отчаянно выискивая хоть какие-нибудь следы парусника. Наверняка за столько часов он был повреждён, а может быть, даже сломан. Ещё час или два поисков результатов не принесли. Мы ничего не нашли. И никто из встречных также ничего не видел. Я до сих пор помню долгую дорогу обратно. От нервов у меня разболелся желудок.
Недавно я вспомнил об этой лодке, читая, как Тим Келлер описывает способ, с помощью которого он много лет распознавал состояние души (и особенно молитвенной жизни) человека.
Какая лодка описывает вас?
Келлер рисует картину на воде так: «Представьте себе, что ваша душа – это лодка, лодка с вёслами и с парусом» (Молитва, 258). И он задаёт четыре острых вопроса: Вы плывёте? Вы гребёте? Вы дрейфуете? Или вы тонете? Если говорить о моей истории, похожа ли ваша духовная жизнь на моих друзей-моряков, скользящих вверх и вниз по бухте, или на двух новичков, усердно трудящихся, но стоящих на месте, или на пустую парусную лодку, бесцельно дрейфующую прочь?
Способ полезен в двух смыслах. Во-первых, он помогает нам оценивать и поддерживать наши собственные лодки на плаву. Как часто мы предполагали, что гребём, когда на самом деле дрейфовали, или что дрейфуем, когда на самом деле мы уже тонули? Во-вторых, этот способ даёт нам возможность увидеть, что происходит с лодками других людей. Это простой, яркий вопрос, который проникает на мелководье (где мы часто предпочитаем плавать в наших отношениях) к сердцу человека, к тому, как у него дела на самом деле.
Келлер не сопровождает четыре типа нашего плавания конкретными ссылками, но Псалмы приходят на ум как потенциальные примеры, потому что они описывают взлёты и падения эмоциональной и уязвимой души человека. Поэтому я попытался найти несколько строк, описывающих каждое из этих четырёх состояний души.
1. Вы плывёте?
Когда вы сейчас думаете о своей духовной жизни, чувствуете ли вы ветер за спиной? Вам легче и приятнее молиться, чем обычно? Сверкает ли ежедневное чтение Библии, как сокровище в поле? Действительно ли вы в понедельник, вторник и среду с нетерпением ждёте воскресного утра и возможности петь и служить в вашей поместной церкви? Считаете ли вы духовный разговор естественным и приятным?
Если вы сейчас находитесь в приятном волнении от плавания, вы можете молиться, как это делает царь Давид в Псалме 15:6-9:
Межи мои прошли по прекрасным [местам],
и наследие мое приятно для меня.
Благословлю Господа, вразумившего меня;
даже и ночью учит меня внутренность моя.
Всегда видел я пред собою Господа,
ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой;
даже и плоть моя успокоится в уповании
Как мы знаем, Давид не всегда был на таком духовном подъёме. Он часто боролся и ему приходилось упорно сражаться за веру. Временами он впадал в отчаяние. Однако в этих стихах мы можем чувствовать, как ветер поднимает и наполняет его паруса. Любой, кто летит на духовном ветру, может разделить его чувства, другие же должны стремиться к этому.
2. Вы гребёте?
Если вы гребёте, вы всё равно добиваетесь прогресса, но это более медленный и трудозатратный процесс. Вы движетесь вперёд, но на самом деле преодолеваете каждую встречную волну. «Гребля, – пишет Келлер, – означает, что вы считаете молитву и чтение Библии скорее обязанностью, чем удовольствием» (259). Это работа по дому, которую вы продолжаете выполнять, но, честно говоря, она ощущается как рутина. Вы продолжаете посещать богослужения и приучаете себя слушать, участвовать и даже петь, но часто уходите оттуда рассеянными и уставшими. Вы хотите, чтобы ваше сердце было в другом месте, и вы прикладываете усилия, чтобы ощущать себя по-другому, но давно не чувствовали сильного попутного ветра.
Если вы сейчас с усилием «гребёте», вы можете молиться, как Давид в Псалме 62:2:
Боже! Ты Бог мой,
Тебя от ранней зари ищу я;
Тебя жаждет душа моя,
по Тебе томится плоть моя
в земле пустой, иссохшей
и безводной
В этих стихах он молится не в приятных местах Псалма 15. Теперь он на коленях в пустыне – на «земле пустой, иссохшей и безводной». Но хотя духовный ветер стих и земля под ним иссохла, Давид не сдался и не лёг на дно лодки. Нет, он устремил свой взор на Бога и начал грести: «Тебя от ранней зари ищу я».
3. Вы дрейфуете?
На расстоянии это может выглядеть и ощущаться как гребля, но подплывите ближе к этим двум лодкам – и станет заметна огромная разница: усилие. Дрейфующий даже не старается. Вы перестаёте искренне молиться. Вы перестаёте регулярно читать Библию. Вы перестаёте обращать внимание на церковные собрания (или вообще перестаёте их посещать). Уставший, унылый и, возможно, даже разочаровавшийся, вы откладываете весло и пассивно ждёте порыва ветра, который спасёт вас.
Вероятно, это состояние труднее всего сочетать с псалмом, и главным образом потому, что псалмы сами по себе являются молитвами. Поэтому даже в самые тёмные моменты они показывают, каково это – грести в темноте – продолжать молиться, продолжать общаться, продолжать искать. Но в Псалме 41 опасные обстоятельства помешали псалмопевцу посетить храм («когда приду и явлюсь пред лице Божие!», стих 3), поэтому, хотя он всё ещё способен молиться, он лишён других жизненно важных средств благодати.
…когда приду и явлюсь пред лице Божие! …
Вспоминая об этом,
изливаю душу мою,
потому что я ходил в многолюдстве,
вступал с ними в дом Божий
со гласом радости и славословия
празднующего сонма.
Что унываешь ты, душа моя,
и что смущаешься?
Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его,
Спасителя моего и Бога моего. (Псалом 41:3,5-6)
У дрейфующего есть желание большего, и он может вспомнить времена, когда он был духовно здоров и пребывал в общении, но теперь потерял желание продолжать борьбу. Его душа подавлена, и поэтому его лодка бесцельно дрейфует, от сайта к сайту, от шоу к шоу, от задачи к задаче, от завтрака к обеду, из недели в новую неделю. Он просыпается всё дальше и дальше от того места, где хочет быть духовно, и всё же со всё меньшей и меньшей решимостью изменить курс.
4. Вы тонете?
Лодка внутри вас постепенно набирает воду? Некоторое время вы дрейфовали, но затем вы столкнулись с чем-то тяжёлым – потерей работы, расставанием, болезнью, смертью – и лодка начала протекать. Теперь, недели или месяцы спустя, ваша вера задыхается. Вы не тоскуете по прежним дням более сильной и приносящей удовлетворение веры. Вы задаётесь вопросом – было ли это вообще когда-либо реальным? Вы не думаете о том, чтобы возобновить свою молитвенную жизнь, или найти план чтения Библии, или присоединиться к малой группе. Вы ищете ответы в другом месте (или вообще избегаете вопросов).
Опять же, даже у псалмопевцев были такие моменты духовного упадка. Прислушайтесь к душевной боли и отчаянию в голосе Асафа, когда он вспоминает тёмную ночь в своей душе:
Так не напрасно ли я очищал сердце мое
и омывал в невинности руки мои, …И думал я, как бы уразуметь это,
но это трудно было в глазах моих…Когда кипело сердце мое,
и терзалась внутренность моя,
тогда я был невежда и не разумел;
как скот был я пред Тобою. (Псалом 72:13,16,21-22)
Он помнит время, когда его духовная жизнь была в опасности. Чувствуете ли вы, что ваше сердце постепенно озлобляется по отношению к Богу? Ваша боль переросла в жалость к себе? Не переросло ли замешательство в горечь и обиду? Ваши сомнения переросли в апатию? Ваша лодка наполняется водой?
Очевидно, что любая тонущая лодка требует экстренного внимания. В этом случае спасительным может стать попадание тонущей лодки на радар другого корабля. Сколько душ тонет, и никто другой даже об этом не знает, по крайней мере, пока не становится слишком поздно?
Дрейфовать и тонуть в одиночку
Позже в тот долгий день, когда мы почти потеряли надежду найти парусную лодку моего друга, позвонил сосед по бухте. Лодка пристала к их берегу. На удивление, без повреждений. Хоть её и отнесло более чем на милю.
Несмотря на все наши неудачи на борту этого чрезвычайно дорогого куска стекловолокна, мы с моим другом-новичком в тот день сделали одну правильную вещь: мы всё время были вместе. Когда дело доходит до нашего духовного здоровья и радости, подавляющее большинство дрейфующих и утопающих дрейфуют и тонут в одиночестве. В то время, когда подавляющее большинство гребцов и моряков гребут и идут под парусом вместе с товарищами.
Келлер заканчивает свою книгу на такой ноте:
Любители парусного спорта могут оценить эти аналогии. Однако метафора, чаще всего используемая в Библии для описания общения с Богом, – это пир. … Совместная трапеза – одна из самых распространённых в Библии метафор для описания дружбы и общения. Она убедительно предвосхищает невообразимо близкое и личное общение с живым Богом. Она напоминает о радости от изысканной еды в присутствии любящих друзей. «Вином» полного общения с Богом и нашими братьями и сёстрами будет бесконечное и вечное наслаждение. (260-61)
Образ праздника ассоциируется с умиротворяющим плаванием. Но он также касается и единения. Кто-то может есть в одиночестве, но никто никогда не пирует в одиночку. И, с духовной точки зрения, никто не плавает в одиночку. Более богатое общение с Богом требует более богатого общения с другими верующими в церкви.
Итак, если мы почувствуем, что в нашем хождении с Богом мы начинаем дрейфовать или того хуже, то для исправления такого положения нам следует направить нашу лодку в более многолюдные воды с гребцами и опытными мореходами.
Автор — Маршалл Сигал / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!