Я спросил проходящего мимо хасида, во время недавнего евангелизационного мероприятия «Евреев за Иисуса»: «Что для Вас значит Ханука?» Он подумал минутку и ответил: «Спасение. Во время мрачных времен, Бог спас нас от наших врагов». Потом, заметив мой значок «Евреи за Иисуса», он воскликнул: «Если бы я это заметил раньше, я бы не стал с тобой говорить. Неправильно ставить в один ряд Иисуса и евреев – это не соответствует понятию «Еврей».
Но если Ханука имеет отношение ко спасению, как утверждает этот религиозный еврей, тогда Иисус находится в самом сердце Хануки.
В Библии мы не найдём истории о Хануке – об этом записано в книге Маккавеев, части собрания иудейских книг Второго Храма, известной среди протестантов как апокриф. Но во времена Иешуа, Ханука была праздником, когда отмечали Божье избавление еврейского народа от Антиоха IV и его Империи Селевкидов. Вот почему в Иоанна 10:22 Иешуа шёл праздновать Хануку или Праздник Посвящения.
Сегодня, наиболее известная история о Хануке – это «большое чудо» (Nes Gadol), когда однодневного запаса масла для Храмовой меноры, каким-то образом, хватило на восемь дней. Однако, эта история не включена в 1 книгу Маккавеев, и, возможно, это предание. Настоящее большое чудо заключается вот в чём: маленький остаток ревностных евреев, преданных Торе и настоящему поклонению Богу, смогли поразить могущественную Селевкидскую армию.
Еврейский народ помнит храбрые действия Маттафии и Иуды Маккавея, которые противостали насильственной ассимиляции и остались верными Божьему завету с Израилем. Хотя они были немногочисленны, Маккавеи, ведомые Иудой, одержали победу над могущественными Селевкидскими армиями. Они смогли вернуть Иерусалим и перепосвятить Храм (который был осквернён языческим царём Антиохом). Жестокий царь зашёл так далеко, что дал себе имя Епифан или «явленный бог», и требовал, чтобы в Храме приносили жертвы в его честь. Не стоит и говорить, что евреи восприняли его поражение как поддержку свыше, так как Бог не попустил бы такое богохульство.
Празднование годовщины Божьего чудного избавления, с помощью Маккавейской армии, может создать некую особенную атмосферу в человеческих сердцах. В дни Иешуа, это стало причиной, по которой люди ожидали освободителя, такого как Иуда Маккавей, чтобы получить спасение от римлян. Они ожидали, что Мессия и будет этим освободителем. Поэтому, когда Иешуа пришёл в Храм, чтобы праздновать Хануку, то неудивительно, что окружающие его люди спрашивали Его: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». (Иоанна 10:24)
Ответ Иешуа был полон хуцпы (наглости).
В частности, в Евангелии от Иоанна, Иешуа склонен к тому, чтобы говорить противоречащие вещи о Себе, в щекотливые моменты, в напряженных местах (2:19; 6:35-89; 8:56-59). Во время святых времён Песаха и Суккот (Праздника Кущей), Он претендовал на полное к Себе внимание – в конце концов, все эти праздники говорили о Нём.
На этот раз не было ничего отличающегося. Он не только заявил евреям, что Он Мессия (10:25), но и сказал кое-что ещё лучшее для них: Он утверждал, что Он божественен. Он не только сравнивает Себя с Пастырем Израилевым, но Он также заявляет: «Я и Отец – одно». (10:30)
Сделать такое заявление о божественности в Храме, самом святом месте для иудаизма, и сделать это во время Хануки, праздника, знаменующего поражение злого богохульника, который назвал себя «явленный бог» — это смелое действие. Либо Иешуа потерял разум и превратился в человека, страдающего манией величия, или же Он исполнял пророчество. Малахия 3:1 говорит: «Господь, которого вы ищете внезапно придёт в храм Свой».
Здесь нет золотой средины.
Вот почему хасид, с которым я общался, так обиделся на то, что на моём значке слова «Евреи» и «Иисус» стояли рядом. Он был научен тому, что Иисус и иудаизм – это две противостоящие силы – идея того, что существует переплетенная связь между этими двумя звеньями – для него это было уж слишком. Потому что он был также убеждён, что Библия утверждает, что Иисус даже не был евреем. Он сказал мне, что это запретный для него вопрос.
Если мы дадим место для размышлений и захотим исследовать возможности, то мы откроем истину в утверждении Иешуа: «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне». (Иоанна 10:25) Бог использовал Иуду Маккавея, чтобы сохранить евреев и соблюсти завет. Он использовал Иешуа, чтобы расширить завет на все народы, чтобы все люди могли разделять Его спасение.
Празднуете ли Вы Хануку или Рождество, но это — нечто, действительно стоящее празднования.
Автор — Samuel Rood / ny.jewsforjesus.org
Перевод — Виктория Ширченко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!