Увидев женщину в белом халате со стетоскопом на шее, вы понимаете – кто она такая.
Если к вам в дверь стучится мастер с молотком, пилой, зубилом и рулеткой на поясе, то вы догадываетесь, что он пришёл чинить совсем не ноутбук. Его инструменты говорят о том, кто он и чем занимается.
Псалом 22 отрывает нам – Кем является наш Господь Иисус Христос, и что Он вершит тем, что в Его руках. Он хорошо вооружен. Ещё одно чудесное подтверждение тому, что нам не страшна самая тёмная из долин: “Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня” (стих 4).
Суровый пастух
В 19-м веке Дж. Л. Портер повстречался с пастухами в северной части Трансиордании – в краю, который вдохновил царя Давида написать этот Псалом. С тех пор многое, конечно, изменилось, но пастухам без твёрдого характера здесь по-прежнему не обойтись. Вот как их описывает Портер:
“Пастухи вовсе не отличались тем мирным и безмятежным видом, который обычно ассоциируется с пастушеской жизнью и обычаями. Они выглядели как воины, идущие в бой: с длинными ружьями за плечами, кинжалами и большими пистолетами на поясах, в руках – лёгкие боевые топоры или дубинки с железным наконечниками. Таково было их снаряжение. Их свирепые взгляды и хмурые лица не оставляли сомнений, что они готовы пустить в ход своё оружие в любой момент”.
За привычной мягкостью 22-го Псалма мы, скорее всего, никогда не ощущали стали, завёрнутой в бархат. Дейл Ральф Дэвис говорит:
“Иисус Христос, наш Пастырь, не безвольный слабак. Наш Пастырь – воин, каким и должен быть пастырь. Никто не способен похитить овцу из Его рук (Иоанна 10:28). Он готов защитить Своё стадо; Он не зря носит дубинку. Без тени сомнений, у Него хватит сил одолеть всё, что восстаёт на нас из долины мрака”.
Сперджен говорит, что пастушеские жезл и посох побуждают Давида воздать хвалу Господу за “символы [Его] владычества и милостивой заботы”. Ричард Бриггс полагает, что “жезл и посох являются видимыми символами невидимого присутствия Бога, которые в свою очередь внушают мысль о пастыре в долине, как видимом символе Божьего присутствия”.
Жезл как оружие
Давайте рассмотрим, как жезл Господа Иисуса олицетворяет Его могущество, и какое утешение это несёт Его овцам.
Кеннет Бэйли отмечает, что семантический диапазон слова, переведенного как “жезл”, охватывает также “скипетр” и “оружие”, поэтому “жезл” – совсем не то же, что и трость:
“Скорее, это главное атакующее оружие пастуха для защиты стада от врагов, будь то дикие животные или воры. Жезл больше метра в длину с булавообразным концом, часто утяжелённым кусками железа. Так он становится грозным оружием”.
Вот почему в таких стихах, как Псалом 2:9, говорится о Помазаннике Господнем, поражающем народы “жезлом железным” (см. также Откр. 2:27; 12:5). Скорее всего, речь идет о деревянном предмете со встроенной железной частью для максимальной эффективности в руке владельца.
Сам Давид, говоря Саулу о своём пастушестве, несомненно, ведёт речь о таком оружии, как жезл, ведь он описывает себя как воина, способного противостоять могущественному Голиафу: “раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него [бил его – KJV] и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал [бил – KJV] его и умерщвлял его” (1 Царств 17:34–35).
Жезл как средство безопасности
В то же время Бэйли убедительно показывает, что пастушеский жезл использовался не только в бою. Он обращает внимание на Левит 27:32, где жезл используется как устройство для подсчёта стада. Идея состояла в том, чтобы в конце дня подсчитывать овец на входе в загон, когда они проходят под жезлом (в наше время используются цифровые методы регистрации).
Так пастух лично убеждался, что все его овцы сочтены и на месте. Бейли пишет: “Овцы (Божьего стада), видят жезл пастыря и понимают, что это средство “оповещения о тревоге”, обеспечивающее безопасность каждой из них. В случае потери одной из овец пастух узнает об этом во время “вечернего подсчёта”.
Какая прекрасная картина – боевое оружие применяется по-другому. Овец сохраняет уже не атакующее оружие, а символ любящего обладания. Жезл в руке пастуха играет обе эти роли; так в чём же заключается наша безопасность здесь, в долине?
Жезл помогает нам понять, словами Джона Голдингея, что “пребывание” с Господом – это “не просто чувство, не только Его присутствие, но и действие. Поэтому Его присутствие проявляется в решительной победе над врагами и защите тех, кто Ему принадлежит”.
Сочтены, ведомы, защищены и утешены
Победа над врагами и защита овец – всё это в пастырской заботе Господа Иисуса о нас. “Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей” (Иоанна 10:27–28). В этих словах мы слышим также предупреждение о силах, стремящихся похитить и погубить овец. Но мы – в сильных руках Пастыря, действующего со всей силой Отца (стих 29).
Господь знает тех, кто принадлежит Ему, и именно поэтому готов встать на их защиту. “Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его” (стихи 3–4).
Исчисляя, Иисус ведёт нас за собой; ведя нас за Собой, Иисус защищает нас; защищая нас, Иисус дарует нам покой.
Кто-то, читая эти строки, ощутит свою слабость. Мы чувствуем себя сломленными под гнётом жизненных обстоятельств. Но наш Пастырь, Отрок Божий “трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит” (Мф. 12:20, Ис. 42:3), милостив к нам во всех наших немощах. И тот же самый Иисус “будет производить суд по истине” (Ис. 42:3; Матф. 12:20).
Так пусть же жезл в руке Иисуса наполнит силами твоё ослабевающее сердце. Помни, что на другой стороне долины мрака, чрез которую Он ведёт тебя, – дом Господень, наша вечная обитель. Мы никогда не должны забывать, чем заканчивается Библия – всегда и во всём – победой Агнца. Он побеждает, потому, что Он также является Львом. Мы никогда не должны принимать нежность нашего Пастыря за слабость, а Его заботу о нас – за невнимание ко всем нашим опасностям.
Автор — Дэвид Гибсон / thegospelcoalition.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!