В 410 году великий Рим пал и был разграблен варварами-вестготами. К тому времени христианская религия уже играла существенную роль в жизни города, поэтому его жители, даже язычники, увидели в этом событии потрясение основ христианства. Не был ли вместе с “небесным городом” Римом повержен и сам Бог? Неужели боги варваров оказались сильнее?
Также тесно переплетены политическая и христианская история Америки. Пока она с трудом пытается сохранить своё место в мире с поднимающимися геополитическими конкурентами, в мире с растущим влиянием секуляризма – многие считают, что у ворот Америки и церкви стоят армии варваров.
Августин в “Граде Божием”, написанном под влиянием падения Рима, привёл современников в замешательство, заявив, что вопреки ошибочному взгляду на христианство и языческому мышлению, этот город не был “небесным”, и что никакой другой город или политическая идеология никогда не смогут соответствовать небесам. Рим – не наш настоящий дом. Августин утверждал противное господствующему мнению:
“Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу; небесный – любовью к Богу, дошедшей до презрения к себе. Первый полагает славу свою в самом себе, второй – в Господе”.
Далее Августин заключает, что эти два града “переплетены и взаимно перемешаны в настоящем веке, пока не будут разделены на последнем суде”. Проницательность Августина делает его идеи чрезвычайно актуальными для современной Америки и мира в целом, особенно для нас, как последователей Христа, если мы хотим иметь верный взгляд на политику и своё участие в предстоящих выборах. У нас есть шесть причин задуматься о взглядах Августина на политику.
1. Если Рим – не наш дом, то политика имеет лишь относительное значение
Иметь значение и быть исключительно важным – не одно и тоже. Как разграбление Рима не означало ни крушения Божьего замысла, ни падения церкви, так и успех конкретной политической партии в итоге не важен, а имеет лишь сиюминутное значение. Осознание этого определяет, в какой мере мы беспокоимся, радуемся или расстраиваемся из-за результатов выборов, успеха или провала какого-то кандидата.
Когда мы придаём чему-то исключительную важность, то впадаем во грех идолопоклонства. Мы же должны выиграть дебаты, мы чрезвычайно обижаемся на тех, кто с нами не согласен, у нас возникает искушение очернять и лгать о тех, кто не разделяет наших взглядов.
Обратите внимание, как много “христианских” социальных сетей ведут себя именно так. Поэтому признание того, что исключительно важны лишь Бог и Его Царство, благоприятствует более благочестивым, наполненным Духом и здоровым отношениям.
Подумайте ещё – о чём мы говорим больше всего? Конечно, политика – одна из важных сфер, в которой также проявляется наше христианское мировоззрение и реализуются цели Бога. Но какой бы ни была политическая ситуация, она не является главным объектом нашего внимания. Даже абсолютно доминируя в новостях, она не должна доминировать в церковном дискурсе.
2. Для нас как пришельцев в Риме политика имеет своё значение
Власти наделяются силой от Бога (Рим. 13:1), что требует от нас вдумчивого, молитвенного отношения к ним. Голосование имеет значение. Политические дискуссии в церкви важны, так как эта сфера жизни влияет на деятельность церкви и на наш путь к небесному Иерусалиму.
Признавая силу власть предержащих пред Богом, мы должны молиться о них, а также о моральных проблемах, вызванных их политикой, которые встают перед нашими общинами. Политические партии не преследуют цели (да и не могут) представлять библейскую мораль в её полноте перед обществом. Но задача властей по реализации общего блага обуславливает необходимость нашего беспристрастного и пророческого отношения.
3. Церковь предана не Риму, а небесному Иерусалиму
Когда в моей церкви говорят о политике, я стараюсь скрыть свои политические предпочтения на выборах (для англичанина в Нью-Йорке это не сложно). Я поступаю так не потому, что политика не важна, а потому, что это верный способ вести паству в небесный град. Слова Павла: “Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого” (1 Кор. 2:2), побуждают нас очень хорошо подумать, прежде чем выражать в церкви свои взгляды на Рим.
4. В каждой политической партии есть частичка как земного, так и небесного града
Поскольку эти два града, как писал Августин, “переплетены и взаимно перемешаны в настоящем веке, пока не будут разделены на последнем суде”, любая политическая партия частично следует взглядам каждого града, частично – им противоречит. Поэтому пасторское служение во время предвыборной кампании предполагает разъяснение таких совпадений и несоответствий.
Но при этом мы должны стремиться вести людей в наших общинах к голосованию как к выражению их верности небесному граду (любви к Богу и ближнему), и как к проявлению неприятия града земного (любви к себе и к миру). Мы не должны наставлять людей жить так, словно Рим является их домом.
5. Жить для небесного града – значит видеть положительное во взглядах, которых вы не разделяете
Во время Брексита в Великобритании представители противоположных взглядов часто заявляли в церкви: “Я не знаю, как они могут голосовать за эту позицию”, подразумевая, что настоящие христиане должны проголосовать так, как считают именно они. Подобные утверждения мало способствуют формированию конструктивного и здорового сообщества.
Милостивое отношение к другим сегодня является недооцененной христианской добродетелью, ведь она подразумевает избавление от подозрительности, цинизма и лени. Она означает плодотворное общение и молитвенное размышление для беспристрастного изучения противоположной точки зрения.
6. Жить для небесного града – значит искать любви, а не власти
Небесный град – это место любви к Богу и ближнему. Поэтому весьма трагично видеть, как недостаёт любви у претендующих на его гражданство. Последователи Христа не являются консеквенциалистами – цель не оправдывает любые средства, а определяет их для нас. Более того, плоды, нами приносимые, свидетельствуют о состоянии наших сердец (Мф. 7:16). Поэтому, независимо от наших политических взглядов, давайте будем нести любовь в этом обделённом любовью мире.
Живите вопреки культуре Рима
Следовать этим взглядам Августина на политику непросто. Это выглядит странным для окружающих и противоречит общепринятой культуре. Но Августин напоминает нам, “чтобы граждане вечного града, пока странствуют на земле, не оставляли без внимания и обсуждения подобных примеров и видели, как велика должна быть любовь их к небесной отчизне ради жизни вечной, если так любима была отчизна земная ее гражданами ради славы человеческой”.
Если так высоко мотивированы те, кто живет для земного града и погибающей славы, то насколько более должны быть мотивированы жить особой жизнью те, кто живет для небесного града?
Автор — Пит Николас / thegospelcoalition.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!