Защищая Вирсавию

Защищая Вирсавию

«Вирсавия явно пыталась соблазнить царя Давида, купаясь обнаженной на крыше». Вот что сказала мне одна последовательница Билла Готарда [1], мама, занимающаяся домашним обучением своих детей (я не против домашнего обучения!), когда я еще был молодежным пастором. Этот разговор произошел примерно 35 лет назад. До этого я никогда не задумывался о данном эпизоде. Что делала эта соблазнительница? Тогда такой взгляд имел для меня смысл. Однако недавно я вернулся к чтению текста, в котором на самом деле ничего не говорится о том, что она была соблазнительницей или эксгибиционисткой. Все внимание сосредоточено на необузданной власти царя Давида, которая привела его ко греху. Давайте взглянем.

Время сражаться 

История начинается с того, что царь Давид остается дома, в то время как армия Израиля отправляется на войну. Этот текст, по-видимому, указывает на то, что Давид был обязан находиться с войсками: «Весной, в то время года, когда цари выходят в походы» (2 Царств 11:1, НРП). Зимние дожди закончились, и погода стала более благоприятной для военных кампаний.

Давид прогуливался по крыше своего дворца и увидел купающуюся женщину. Он узнал, кто она, и велел привести ее к нему. Они переспали, и она забеременела. Затем Давид придумал план, как убить ее мужа, чтобы жениться на Вирсавии. Таким образом, никто не узнает, что она уже была беременна. Господь разгневался на Давида (2 Царств 11:1-27).

Три неверных предположения 

Люди делают определенные выводы из этой истории, которых нет в тексте.

  • Вирсавия была на крыше.
  • Она знала, что царь Давид может ее видеть.
  • Она склонила его к прелюбодеянию.

Если бы любое из этих предположений было правдой, автор включил бы их в рассказ. Однако автор изо всех сил старается показать, что царь Давид был насильником, а Вирсавия — жертвой. Царь Давид был единственным, кто обладал всей полнотой власти, и именно его будут судить в конце истории.

Давайте рассмотрим эти три предположения. В тексте говорится, что Давид наблюдал с крыши, но Вирсавия явно находилась где-то на земле. Если вы бывали в городе Давида в Иерусалиме, вы знаете, что он построен на крутом холме в старой иевусейской крепости. «В 2005 году доктор Эйлат Мазар обнаружил на вершине города Давида остатки монументального сооружения, датируемого десятым веком до нашей эры». Считается, что это был дворец царя Давида, хотя некоторые оспаривают данную точку зрения. Но почему бы царю не построить этот дворец на вершине холма? У него был бы вид на весь город.

Никакой ванны с пеной 

Вирсавия, вероятно, понятия не имела, что за ней наблюдают сверху. Более того, большинство людей игнорируют тот факт, что она не просто принимала роскошную ванну с пеной; она очищалась в соответствии с законом Моисея после менструации. Это было ритуальное омовение. Откуда мы это знаем? На самом деле, это есть в тексте: «Она искупалась, чтобы очиститься от своей нечистоты» (ст. 4, НРП).

Дэвид и Диана Гарланд пишут:

«Закон требовал ритуального омовения по окончании менструации. Маловероятно, что женщина стала бы проводить подобное омовение после менструации в качестве приманки. Если бы она совершала это на виду у общественности, она бы вымылась, не раздеваясь. Нет никаких оснований даже предполагать, что она была обнажена. В древней еврейской культуре публичное обнажение было неприемлемо и считалось постыдным. Нет никаких оснований предполагать, что она была своего рода эксгибиционисткой». [2]

Ученый Роберт Берган пишет: «В тексте нет никаких указаний на то, что женщина намеренно позиционировала себя так, чтобы соблазнить Давида... То, что автор не раскрывает явных мотивов поступка Вирсавии, укрепляет убежденность в том, что в этой истории речь идет не столько о действиях Вирсавии, сколько о действиях Давида». [3]

Имеет место множество «посылок» 

Покойный Юджин Питерсон (автор библейского перевода The Message Bible) описывает Давида как человека, поддавшегося искушению власти. Он говорит, что автор использует глагол «посылать/послал» שלח на протяжении всей главы, чтобы показать, что Давид злоупотреблял своей властью.

  • Давид «послал» שלח Иоава на войну и сам остался.
  • Давид «послал» שלח людей, чтобы выяснить, кто это Вирсавия.
  • Давид «послал» שלח посланников, и «они забрали ее» יקחה.
  • Давид «послал» Иоаву весточку, чтобы тот устроил смерть Урии.

Питерсон говорит: «Многократное [использование глагола „посылать“] используется для демонстрации безжалостного использования прямой власти, свободной от ограничений морали, ответственности или личных отношений» [4]. В то время как в переводе NIV говорится, что посланники «отправились за ней», иврит более убедителен: «они забрали ее».

Если вы не уверены, что автор использует глагол «посылать» как литературный прием, продолжайте читать.

  • В 5-м стихе она «посылает» извещение, что беременна.
  • В 18-м стихе Иоав «посылает» отчёт, что Урия мертв.

Затем, в 12:1, автор пишет о последнем, решающем и драматическом употреблении этого глагола: «И послал Господь Нафана к Давиду». Намерение автора очевидно. Только Бог обладает властью. Любая власть, которая была у Давида, являлась даром Божьим, предназначенным для служения его народу. Чтобы прояснить это, Бог послал Своего пророка противостоять царю по поводу злоупотребления им властью.

Нафан понимает, что речь идет о развращении Давида, и именно поэтому исправление курса Давида является важной частью Библии (Пс. 50). В Библии ничего не говорится о роли Вирсавии. Когда Нафан говорит, он упрекает только Давида за то, что тот взял то, что ему не принадлежало. Автор делает основной акцент на испорченности Давида.

История, которую Нафан рассказывает Давиду о богаче, который отбирает ягненка у бедняка, несмотря на то, что у него много овец, посвящена Давиду. Когда Давид возмущен злоупотреблением властью и отсутствием сострадания со стороны богача, Нафан произносит знаменитые слова: «Ты — тот человек!» Другими словами, это тебе не хватает сострадания к бедным. Это ты виновен в злоупотреблении своей властью.

Предательство трех поколений 

Давид оскорблял не только Вирсавию, но и Урию. «Она была дочерью одного из лучших воинов Давида (ср. 23:34)», — пишет Берган, — «внучкой его самого доверенного советника (ср. 16:23; 23:34), и женой одного из его приближенных, заслуженных воинов (ср. 23:39)». [5] Это был противоречащий завету акт нелояльности и злоупотребления властью на самых высоких уровнях.

Почему это важно 

Несколько месяцев назад в интернете распространилось видео, в котором пастор говорит, что если бы женщина, одетая неподобающим образом, была изнасилована, и он оказался бы в числе присяжных, он отпустил бы насильника на свободу. «Если ты оденешься подобным образом и тебя изнасилуют, а я буду в числе присяжных, он выйдет на свободу». Правда, столкнувшись с повышенным нежелательным вниманием, он извинился за свои слова.

Царь Давид мог себя контролировать. Превращать этот библейский отрывок в обвинительный акт против женщин — значит поступать неверно в отношении Писания. Проблема в неограниченной власти. Каждый раз, когда ученики Иисуса выражали свое стремление к власти, Он упрекал их. Он напоминал им, что лидер, которого Он ищет, — это такой человек, который будет омывать ноги своим ученикам.

Более того, даже если вы будете настаивать на мысли о том, что Вирсавия должна была выступить против воли царя Израиля, вы попросту не сможете игнорировать разницу в силе. Она была женщиной в то время, когда от женщин не ожидали, что они будут отстаивать самих себя. Ее вызвал к себе один из самых могущественных мужчин в мире. Каких действий вы от нее ждете?

Правильно называя свой грех 

Недавно я отправил электронное письмо служителю, который вступил в неподобающие отношения со взрослой студенткой. Он утверждает, что раскаялся и теперь желает выступать в качестве защитника пострадавших. Я сказал ему: «Во-первых, вам нужно правильно называть свой грех — это „сексуальное насилие со стороны духовенства“, а не просто сексуальный грех». Я объяснил, что он использовал свою известность и (предполагаемый) пророческий дар, чтобы добиться расположения той женщины, произнося «пророческие» слова и говоря ей, что она более особенная, чем другие студентки. Он не ответил мне и продолжает преуменьшать серьезность своих оскорбительных действий.

И, конечно, сравнивать служителей, впадающих в грех, с царем Давидом, как это делают многие люди, попросту не по-библейски. Если Бог мог продолжать использовать царя Давида, он может использовать и меня, — вот как это обычно звучит из уст таковых. Если вы хотите понять, почему это не соответствует  Библии, я поделился здесь (на англ.) некоторыми мыслями по данному поводу.

1. Билл Готард был достаточно известным христианским лидером сектантского толка, влияющим на десятки тысяч верующих. Он основал крайне фундаменталистский «Институт основных принципов жизни». В итоге выяснилось, что сам он не жил согласно проповедуемым принципам, и в 2014 году он был уволен после обвинения в сексуальном домогательстве более чем 30 женщин.
2. David Garland and Diana Garland, Flawed Families of the Bible (Baker Publishing Group) 156, Kindle.
3. Robert D. Bergen, 1, 2 Samuel, vol. 7, The New American Commentary (Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1996), 364-365.
4. Eugene H. Peterson, First and Second Samuel, ed. Patrick D. Miller and David L. Bartlett, Westminster Bible Companion (Louisville, KY: Westminster John Knox Press, 1999), 183.
5. Robert D. Bergen, 1, 2 Samuel, vol. 7, The New American Commentary (Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1996), 364.

Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!