Я чувствую себя беспомощной, наблюдая за своими друзьями и находясь в ожидании вместе с ними.
Одни – страдают от изнурительной хронической боли, оторваны от контактов с внешним миром. У других – сложнейшие семейные ситуации, лишающие их сил и приводящие в отчаяние, и конца им не видно. Еще больше разочаровавшихся, чьи мечты разбиты, а стремления остаются неудовлетворённым – и надежды тают с каждым днём.
Наблюдая и ожидая, скорбя и молясь, я задаюсь вопросом – ожидает ли тех, кто стойко переносит страдания, особая награда на небесах? Будет ли возмещение тем, кто в своих утратах и лишениях уповает на помощь Бога? Будет ли вознаграждён страждущий, который обращается к Богу за милостью, чтобы вынести физическую или эмоциональную боль, лишающую сна?
Награда на небесах?
Впервые услышав об идее “награды на небесах”, я подумала – не противоречит ли она доктрине благодати? Но затем я увидела, что Писание полно упоминаний о различных наградах на небесах – и все они являются ответом на действие в нас Божьей благодати.
Некоторые из многих наград, упомянутых в Писании, мы получим по нашим делам, совершенным на положенном основании, которое есть Иисус Христос (1 Коринфянам 3:11–15). Другие награды будут связаны с нашей стойкостью в страданиях, в которых мы обновляемся и прославляемся. Как напоминает нам Павел: “Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу” (2 Коринфянам 4:16–17).
Павел не изнемог в своих скорбях и не упал духом, ведь Бог ежедневно обновлял его и заверял о грядущей славе. Павел испытал страдания: его жестоко избивали, бичевали и побивали камнями; он был близок к смерти от голода; он постоянно нес на себе бремя переживаний о церквях (2 Коринфянам 11:23–29). Но он знал, что у его боли была цель.
Греческое слово κατεργάζομαι (katergazomai) в 2 Коринфянам 4:17 означает “производить”, “совершать” или “достигать”. Павел знал, что скорбь впоследствии приведет к чему-то прекрасному. Страдания не только воспитывают стойкость и характер, учат нас полагаться на Христа, делают способными утешать других и укрепляют нашу веру в этом мире, они также ведут к безмерно большей славе.
Каждодневное упование
Эта надежда присуща не только тяжким страданиям, как у Павла, но и всем страданиям, в которых мы уповаем на Господа. Когда мы в своей боли обращаемся к Богу, а не к миру, когда мы благословляем Бога, а не обвиняем Его, когда мы доверяем Его доброте, а не сомневаемся в Его любви, то мы собираем себе награду на небесах. Это приближает ко Христу сейчас и ведёт к бо́льшей славе в будущем. Как сказал Джон Пайпер:
“Все наши проблемы – любые, от мелких до ужасных... от прыща перед школьным выпускным до потери ребенка... В любой проблеме, от самой пустяковой икоты до величайшего ужаса... для нас заключён потенциал достижения вечной славы, потому что суть вопроса в следующем: заставляет ли она нас обращаться к Богу как к нашей помощи, нашему сокровищу и нашей радости?”
Впервые я поняла, как важно осознание и обращение к Господу с каждой потерей, после разговора с Джони Эриксон Тада. Мы вместе ужинали, и я заметила, что она не могла съесть ни кусочка так, как ей хотелось, не могла приготовить кофе такой температуры, как ей было нужно. В ответ на моё обращение Джони ответила: “С квадриплегией всё не так, как я хочу. Но все мои маленькие решения, всё, от чего я отказываюсь, выбор, который я делаю каждый день, однажды засияют во славе. Всё получит свою оценку”.
Тяжкие страдания Джони и этот разговор напомнили мне, что всем нам каждый день приходится принимать решение – обратиться к Богу и положиться на Него в наших потерях и разочарованиях. Будь то неожиданная потеря работы, безжалостная болезнь, надолго приковывающая к постели, или жизнь с равнодушным супругом – во всех испытаниях, если мы представляем их Господу, просим милости, терпения и сил, чтобы их перенести, – мы не только возрастаем в вере, но и собираем награду.
От сломанной лодыжки до последнего вздоха
Бог видит все наши страдания. Он заботливо поддерживает нас в тяжёлое время. Он знает каждую бессонную ночь, каждую невысказанную боль, все мучения, которые мы переносим. Нас видит, знает и любит Бог, наполняющий смыслом все наши страдания.
Даже, казалось бы, скрытая ото всех боль в конце нашей жизни имеет цель. Хотя эта боль уже не изменит наш характер и не станет для кого-то примером, Бог ей свидетель. И когда Он увидит наше терпение, наша вера прославит Его и будет вознаграждена. Вот что сказал Джон Пайпер тем, кто проходит через последние земные страдания:
“Благодаря Божьей милости и терпению, которое Он даёт вам, чтобы выстоять до конца не обвиняя Его, успокаиваясь в Нём насколько это возможно, оставшиеся часы привнесут огромный, неоценимый вклад в славу, которую вы обретёте на небесах. Эти часы не бессмысленны... Они не прославят вас не земле, потому что вы скоро уйдете. И ваши достоинства уйдут вместе в вами. Но как только вы пересечёте границу вечности, Бог откроет вам, почему эти последние часы были именно таковы и что они значили для вас. Это хорошая новость”.
Это славная весть для всех нас. Все наши страдания имеют значение. Все наши потери и нужды, если мы обращаемся с ними ко Христу, принесут нам награду. От вывиха лодыжки до диагноза, перевернувшего жизнь, от ежедневных страданий из-за квадриплегии до последних мучительных часов – ничто из этого не будет бесцельным.
Печаль обратится в радость
Одна из наших величайших радостей – это радость обретения и восстановления после потерь. Псалом 125 и Иоанна 16 – две главы Библии, в которых чаще всего мы встречаем слово радость – посвящены восстановлению. В Псалме 125 говорится: “Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне… Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью” (Псалом 125:1, 5). И в Иоанна 16 сказано: “…вы восплачете и возрыдаете… но печаль ваша в радость будет… радость ваша [чтобы] была совершенна” (Иоанна 16:20, 24).
Иисус говорит, что человек, найдя потерянную монету, радуется больше, чем если бы никогда и не терял её. Радость от найденной овцы больше, чем от простого пребывания с овцами в загоне. И как велика радость ангелов на небесах об одном кающемся грешнике (Лк. 15:7). Конечно, потерь не желает никто, но возмещение приносит нам бо́льшую радость. Сколь же глубокой будет наша радость на небесах от возмещения всех наших земных утрат и выполнения не сбывшихся надежд!
Как сказал Джонатан Эдвардс:
“Счастью тех, кто имеет более низкие степени счастья и славы, не помешает то, что будут другие, превзошедшие их в славе. Ибо все будут совершенно счастливы, все будут совершенно удовлетворены. Каждый сосуд, брошенный в этот океан счастья, полон, хотя некоторые сосуды гораздо больше других. И на небесах не будет зависти, но совершенная любовь будет царить во всем обществе”. (Произведения Джонатана Эдвардса, 50:53)
На небесах никто не удержит награду того, кто сохранил веру в страданиях, потому что все будут переполнены радостью. Мы все будем полностью удовлетворены, полностью счастливы, полностью реализованы. Но, возможно, некоторые станут бо́льшими сосудами счастья, содержащими больше небесных радостей, чем другие. И, возможно, дополнительная награда за терпение в преодолении страданий приведёт к большей радости.
Если вы сегодня страдаете, будь то из-за незначительной неудачи или большой трагедии, не падайте духом. Обратитесь в трудное время к Господу Иисусу, прося милости, чтобы устоять. Поверьте, что ваша борьба ведёт к вечной славе, которая намного превзойдет вашу боль. Пусть Бог будет вашим сокровищем и в ваших скорбях. И если вы сохраните верность Ему до конца, награда ваша будет велика!
Автор — Ванита Рендалл Риснер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Награда — это раскрытие Всевышнего в нашей душе путем слияния в личности Сына Божьего. Награда – это вечная жизнь (слияние души с тем, Кто вечен), и она для всех нас одна, её не может быть больше или меньше. Это тот самый символический динарий, который получили все работники (в независимости от проделанной работы и затраченного времени) в притче о винограднике. Нам по завету была обещана ещё какая-то награда, кроме вечной жизни? Нет. Поэтому все учения о том, что можно просто спастись, а можно еще и награду получить, — это из разряда человеческих вымыслов. Спастись и получить награду — это одно и то же, потому что спасение — это Бог и награда это тоже Бог.
Тяжело писать комментарий на эту статью. С одной стороны, ее писала искренняя верующая, которая сама переживает страдания и сопереживает другим, но... в данной статье столько заблуждений, что не могу промолчать. Первое, на что хотелось бы обратить внимание: за страдания нам полагается награда исключительно, когда мы страдаем за Христа. То, что мы страдаем из-за болезни — никакой награды нам не полагается. Когда причина болезни неправильное питание, греховный образ жизни (в том числе и до покаяния), ложное богословие (цессационизм), и мы из-за этого страдаем — какая может быть за это награда?!..
Особенно огорчительна история с Джонни Эриксон Тада. Насколько можно судиить из описания — это продукт пресловутого кальвинистского учения о Божьем абсолютном суверенитете, согласно которому это Бог посылает болезни в своей непостижимой мудрости. И в конце: «Всё получит свою оценку». Я думаю оценка будет на основании Слова Божьего:
«Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью...» (Лук.10:19).
Да, не все имеют дар исцеления (1Кор.12:30). Ну, так обратитесь к тем, кто имеет. Или собственная деноминация не позволяет? Обратитесь в молитве согласия с другими верующими. Я тоже не имею дара исцеления, но это как с пророчеством: не все могут быть пророками, но пророчествовать могут все. Соответственно: не все могут исцелять толпы людей, но молиться за исцеления себя могут все. Некоторые свои немощи я брал на измор путем ежедневного провозглашения (в том числе отрывков Писания), запрещения. Болезнь следует рассматривать как врага и соответсвенно с ней сражаться. Но то, что верующая ожидает награды за свою болезнь, говорит только о каше в голове.
P.S. На всякий случай: болезнь может быть «от Бога» только в одном случае — если вы получили об этом откровение от Господа.