«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою» (Матфея 2:10).
Если честно, у многих из нас, вероятно, когда мы читаем о мудрецах («волхвах»), их присутствие вызывает больше вопросов, чем ответов. Мы можем предположить, что Матфей хотел, чтобы мы знали, что Иисус — не только обещанный еврейский Мессия для Его народа (евреев), но также и Мессия для всех народов (язычников). После этого мы можем начать размышлять о различных деталях и упустить мысль, которую хочет донести до нас Матфей.
Что касается народа Христа, их, похоже, не очень беспокоило Его рождение. Однако эти таинственные языческие мудрецы желают поклониться Христу. С одной стороны, еврейский народ должен был направить волхвов к созерцанию славы Господа в лице Иисуса Христа, но народ находился в таком упадке, что вместо этого Бог использовал звезду.
Мы не знаем, откуда точно пришли волхвы. Мы не знаем, сколько их было. Мы не знаем, принадлежали ли они к царскому роду или нет. Но что же нам известно?
Дары издалека
На основании того, что мы читаем в Ветхом Завете, дары, принесённые волхвами, были царскими дарами, подходящими для царя. Например, сам Бог встречает царя с благословениями, возлагая «на голову его венец из чистого золота» (Псалом 20:4).
Исаия пророчествовал о славе Божьего народа, что подчёркивало, каким образом Бог объединит человечество (Исаия 60:1-14). Истинный Израиль, состоящий из евреев и язычников, будет воссоздан вокруг Мессии. Цари придут «к восходящему... [Божьему] сиянию» (Исаия 60:3; в Матфея 2:2 сказано о мудрецах, пришедших с «востока», но это же греческое слово также значит «восход»). Божье сердце «затрепещет и расширится» (Исаия 60:5), потому что сыны и дочери придут издалека. Эти люди «принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Исаия 60:6). Таким образом, как мы видим, мудрецы отражают желания самого Бога.
Матфей явно помнит об этой предыстории, когда пишет рассказ о волхвах, пришедших с востока, чтобы увидеть Мессию Израиля. Они представляют языческие народы и то, что неизбежно произойдёт теперь, когда Христос представлен миру как его надежда (см. также Матфея 8:11; 28:19).
Самая большая радость
Волхвы были исследователями звёзд, знатоками астрологии. Каким-то образом им удалось прийти к выводу, что в Иудее родился кто-то очень важный, что привело их в столицу Иудеи, Иерусалим. Джон Кальвин считал, что Бог «укрепил разум волхвов Своим Духом», что кажется вполне надёжным предположением. Они выразили своё желание найти Царя Иудейского, потому что они увидели Его звезду, и потому пришли поклониться Ему (Матфея 2:2). Похоже, они признают, что Иисус уже является Царём, а не тем, кто «ожидает» корону. Это удивительный взгляд на маленького ребёнка, который живёт в относительной безвестности и, на этом этапе, едва ли превратил бы воду в вино.
Поклонение Божьему Мессии — это тема, которая проходит через всё Евангелие от Матфея (2:2, 8, 11; 8:2; 9:18; 14:33; 15:25; 20:20; 28:9, 17), начиная с этих поклонников-язычников. В Иерусалиме звезда словно снова появляется. Её точное «движение» является загадкой для нас, потому что она «пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Матфея 2:9). Реакция мудрецов знаменательна. Увидев звезду, «они возрадовались радостью весьма великою» (Матфея 2:10). Это не что-то подобное удовлетворению, которое испытываешь при завершении трудного пути. Скорее их ожидание с надеждой обратилось в восторженную радость, которая не исчезнет в ближайшее время.
Наш путь к Сыну
Христианское хождение — это трудный путь, и мы ходим в этом мире верою, а не видением (2 Коринфянам 5:7). Но мы надеемся однажды воочию увидеть воскресшего Христа и радоваться великой радостью: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоанна 3:2). Волхвы не увидели воскресшего прославленного Христа в силе, и тем не менее они очень обрадовались. Мы же увидим прославленного воскресшего Христа, нашего Спасителя — и какими же словами мы можем описать ту невыразимую радость, которая наполнит наши прославленные тела?
Мудрецы увидели младенца с Марией, и они сделали единственное, что было уместно здесь: «пав, поклонились Ему» (Матфея 2:11). Они пали пред младенцем, который был не обычным ребёнком, а «Богом-ребёнком». Они преподнесли Ему ценные царские дары в знак своего поклонения, потому что истинное поклонение неизменно сопровождается приношением.
Здесь есть важный принцип, на который стоит обратить внимание всем христианам: единственный настоящий и непреходящий источник истинной радости, как в этой жизни, как и в следующей, исходит из созерцания славы Божьей в лице Иисуса Христа (2 Коринфянам 3:18). То, что Бог сделал для этих мудрецов, Он делает для всего Своего народа. Он «озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Коринфянам 4:6). Именно в этом мы либо радуемся величайшей радостью, либо же не радуемся вовсе.
Автор — Марк Джонс / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!