Мессианское расписание согласно пророку Даниилу


Мессианское расписание согласно пророку Даниилу

Книга пророка Даниила даёт указания на время пришествия Мессии больше, чем любая другая книга из Еврейских Писаний — указания, которые очень много людей хотели бы лучше не видеть. Но они там есть и их нельзя проигнорировать.

То, что Даниил на самом деле был пророком, не вызывает сомнений. Он точно предсказал появление Мидо-Персидской, Греческой и Римской империй ещё в то время, когда предшествующая им Вавилонская была на пике своего развития. Он точно предсказал богатство, конфликты, войны и заговоры двух царств, Сирии и Египта, между разделением Греческой империи и завоеванием Римом. Он предсказал роль Маккавеев в тот период. Именно точность пророчеств Даниила в деталях привела к попыткам многих критиков датировать книгу Даниила более поздним временем, хотя не было найдено никаких свидетельств в пользу того, что книга написана не в то время, которое указано в самой книге. Наиболее поздняя возможная дата завершения книги — около 530 года до н.э.

Цель данной статьи — обсудить детально стихи 24-27 девятой главы книги Даниила. Однако, было бы целесообразно исследовать всю главу, чтобы понять, что породило пророчество о том, когда придёт Мессия.

Предпосылки

Даниил 9:1-2

Время пророчества Даниила — “первый год царя Дария”, то есть 539 год до н.э., около 66-67 лет после того, как евреи изначально ушли в изгнание в Вавилон.

Именно поэтому Даниил говорит, что он изучал Писания, и из этих Писаний к нему пришло понимание, что число лет, отведенное для опустошения Иерусалима, почти исполнилось, поскольку должно было пройти 70 лет. Даниил говорит, что он изучал “книги”, и мы можем видеть, что он, судя по всему, изучал писания Иеремии; периоды жизни Иеремии и Даниила частично перекрывались. Дважды (Иеремия 25:10-14, 29:10-14) Иеремия предсказал, что пленение и опустошение Иерусалима будут продолжаться 70 лет. Какие ещё книги мог изучать Даниил, мы наверняка не знаем. Но есть большая вероятность, что он также исследовал книгу пророка Исаии, поскольку Исаия даже указал на Кира как на того, кто разрешит евреям вернуться (Исаия 44:28-45:1). Более того, есть также и другие слова у Моисея и Пророков, описывающие некоторые специфические условия установления мессианского царства, и Даниил мог также посмотреть и некоторые из них (Левит 26:40-43, 1 Царств 8:46-53, Иеремия 3:12-18, Иосия 5:15-6:3). Эти отрывки подчеркивают, что Израиль как народ должен покаяться и исповедовать грехи до установления любого царства Мессии.

Подсчет 70 лет от 605 года (когда евреи ушли в изгнание) даёт их окончание в 536 году до н.э. Даниил понял, что осталось всего три года в плену.

Но Даниил не только ожидал окончания семидесятилетнего плена, он также надеялся на окончательную отмену любой возможности будущего разрушения Иерусалима. Он вел себя так, будто мессианское царство вот-вот наступит: поскольку Слово Божье должно было вступить в силу на основании молитвы, он молился; и понимая, что обязательным условием является покаяние в грехе народа, он каялся за грехи Израиля.

daniel5

Молитва Даниила

Даниил 9:3-19

Подробную молитву Даниила можно разделить на две части. Первая часть (стихи 3-14) — это исповедание грехов. Даниил признает и грех, и вину, которые были совершены двумя путями — во-первых, несоблюдением Закона Моисея, а во-вторых, непослушанием пророкам, приходившим после Моисея. Даниил не отрицает ни грехи народа, ни свои грехи, и, используя местоимение “мы”, Даниил полностью идентифицирует себя со всем еврейским народом в их грехе. Он рассматривает грех не просто как плохое поведение, но как что-то укоренившееся в народе, что приведет к Божьему суду. Такое непослушание Закону и Пророкам вызвало “стыд на лице” у Израиля (идиома, означающая чувство стыда). Оно также привело к необходимости прощения. Здесь Даниил признает, что прощение и милость принадлежат Богу и что прощение необходимо. Даниил заканчивает первую часть своей молитвы описанием наказания за грех и вину. Это наказание, Вавилонское пленение, подтверждало слова пророков, предсказавших его, и Закон Моисея, говорящий о том, что в результате непослушания придет наказание.

Вторая часть молитвы (стихи 15-19) — это мольба о милости. Даниил строит свою молитву, полагаясь на праведность — не Израиля, а Божью праведность. Он также просит о милости, полагаясь на Божью благодать, поскольку Израиль не заслужил милости; но благодать Божья была (и остается) способной оказать её, в любом случае. Более того, праведность Бога требует от Него исполнения Его обещаний, и потому Он должен их исполнить в конце 70-летнего периода. Завершение молитвы Даниила довольно драматическое: “Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем.”

Прибытие Гавриила

Даниил 9:20-23

После этого, пока Даниил ещё продолжал молиться, его прервали. Он, по всей видимости, собирался сказать что-то ещё, когда прилетел Гавриил. Его остановила коснувшаяся его плеча рука ангела “около времени вечерней жертвы”. Здесь имеется ввиду ежедневная регулярная вечерняя жертва, которую приносили, когда стоял Храм. И хотя она не практиковалась семь десятилетий, Даниил, вспоминая эту жертву, показывает своё стремление к возвращению из плена и восстановлению Храма.

Гавриил сказал Даниилу, что целью его визита было (1) исправление заблуждения Даниила относительно того, когда будет установлено мессианское царство, и (2) представление Божьего откровения, содержащего график прихода Мессии.

daniel3

Определение 70-ти седмин

Даниил 9:24а

Пророчество Гавриила Даниилу началось словами: “Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего.”

Во многих английских переводах эта фраза переведена как “семьдесят недель”. Но такой перевод не совсем верный и он вызывает некоторую путаницу относительно значения стиха. Многие евреи знают это слово на иврите как “недели” из-за cоблюдения праздника Седмиц, и это ивритское слово — шавуот. Однако, слово, которое стоит в тексте на иврите, — это шавуим, означающее “семёрки”. Это слово означает “семь” чего-либо, а содержание семи определяется контекстом.

Очевидно, что здесь Даниил мыслил в терминах лет, а именно о 70-ти годах плена. Даниил предположил, что плен закончится по истечению семидесяти лет и что царство будет установлено через семьдесят лет. Но здесь Гавриил использовал игру слов на иврите, указывая на то, что когда речь идёт о Царстве Мессии, то это не “70 лет”, а “70 семилетий”, то есть 490 лет (70 умножить на 7).

Период в 490 лет был “определён” для еврейского народа и святого города Иерусалима. Ивритское слово, переведённое как “определён”, буквально означает “отрезать” или “устанавливать”. Во 2, 7 и 8 главах Бог открывает Даниилу будущий ход мировой истории, в которой другие народы будут доминировать над еврейским. Этот долгий период, который начался с Вавилонской Империи, будет продолжаться до установления Царства Мессии, по этой причине его часто называют “временами язычников”. Пророку говорится, что всего 490 лет должно быть “отрезано” от времён язычников, и 490-летний период был “установлен” или “определён” для завершения окончательного восстановления Израиля и установления Мессианского Царства.

В центре внимания программы 70-ти седмин были “народ твой и святой город твой”. “Народ” — это народ Даниила, еврейский народ, а город — это город Даниила, Иерусалим. Хотя он провёл большую часть своего времени в городе под названием Вавилон, Иерусалим до сих пор был городом Даниила. Для евреев, находятся ли они в земле (Израиля) или за её пределами, их город — это всегда Иерусалим и никакой другой.

daniel2

Цель 70-ти седмин

Даниил 9:24б

Следующее, что сказал Даниилу Гавриил, — это то, что 70 седмин предназначены для выполнения шести целей. Первая из них — покончить с преступлениями (в Синодальном переводе “чтобы покрыто было преступление” — прим.пер.). Слово на иврите, переведённое как “покончить с” означает “заключить” или “довести до завершения”. Ивритское слово, переведённое как “преступление” (пейша — прим.пер.), — это очень сильное слово для греха и буквально значит “бунт”. В тексте на иврите перед этим словом стоит определённый артикль, то есть буквально это значит “это преступление” или “этот бунт”. Смысл в том, что некоторый конкретный бунт должен быть полностью остановлен и закончен. Этот бунт или преступление должны попасть под полный контроль, то есть больше не процветать. Отступничество Израиля теперь должно быть жёстко пресечено, в соответствии с подобным предсказанием в Исаии 59:20.

Вторая цель 70-ти седмин состоит в том, чтобы запечатать грехи. Ивритское слово, переведённое как “запечатать”, означает “изолировать” или “отправить в тюрьму”. Это значит хранить надёжно, взаперти, не позволять беспорядочно бродить. Слово на иврите, переведённое как “грехи” (хатат — прим.пер.), буквально значит “попасть мимо цели”. Оно относится к повседневным грехам, а не к одному специфическому греху. Даже этим грехам будет положен конец и они будут удалены. Это тоже вполне согласуется с предсказаниями пророков, провозглашающих, что в мессианском царстве грех в Израиле прекратится (Исаия 27:9, Иезекииль 36:25-27, 37:23, Иеремия 31:31-34).

Третья цель — чтобы были заглажены беззакония. Слово на иврите, переведённое как “загладить”, — это “капар”, оно имеет тот же корень, что и “киппур”, как в Йом Киппур. Слово “капар” буквально значит “искупить”. Таким образом, третья цель — совершить неким образом искупление за беззакония. На самом деле, именно посредством этого искупления будут исполнены первые две цели: будут прекращены беззакония и остановлены грехи. Слово, переведённое как “беззакония” (авон — прим.пер.), относится к внутренним грехам. Это иногда ещё называют природой греха, или более же распространённым среди еврейского народа термином йэтцер ара, “злое начало”.

Четвёртая цель 70-ти седмин — “чтобы приведена была правда вечная”. Более дословно это можно было бы перевести как “чтобы приведен был век праведности”, поскольку более правильный перевод ивритского слова “олам” — это скорее “век”, чем “вечный”. Этот век праведности — это мессианское царство, о котором говорится у Пророков (Исаия 1:26, 11:2-5, 32:17; Иеремия 23:5-6, 33:15-18). Это тот самый век, установление которого Даниил ожидал после 70-ти лет плена, но сейчас ему говорят, что это будет только через 490 лет.

Пятая цель — чтобы “запечатаны были видение и пророк”. Здесь Даниил использует слово, означающее “умолкнуть”. То есть, “запечатать” значит прекратить или полностью исполнить. Таким образом, видение и пророчество должны полностью быть исполнены. Слово “видение” относится к устному пророчеству, а “пророчество” — к письменному. И устное, и письменное пророчества после окончательного исполнения всех откровений прекратятся.

Последнее предназначение 70-ти седмин — чтобы помазан был Святый святых. Лучшим переводом было бы “помазать Святая Святых.” Это относится к еврейскому Храму, который будет восстановлен, когда придет Мессия. Это тот же самый Храм, который детально описал современник Даниила, Иезекииль (Иезекииль 40-48).

daniel4

Начало 70-ти седмин

Даниил 9:25а

Даниилу было чётко сказано, когда 70 седмин начнут свой отсчёт. Гавриил говорит: “Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима.” Семьдесят седмин начнутся с указа о восстановлении Иерусалима. Не всё в персидской хронологии так ясно, как нам бы того хотелось, и до сих пор есть некоторые пробелы в наших знаниях истории. Но из тех библейских и исторических записей, что у нас есть, возможны четыре ответа на вопрос, о каком же указе идёт речь.

Одним из них является указ Кира, выданный где-то между 538 и 536 годами до н.э. и касающийся восстановления Храма (2-я Паралипоменон 36:22-23, Ездра 1:1-4,6:1-5) и Иерусалима (Исаия 44:28,45:13). Второй возможный вариант — это указ Дария Гистаспа (Ездра 6:6-12), выданный в 521 году до н.э.; это было подтверждение указа Кира. Третий вариант — приказ Артаксеркса Ездре (Ездра 7:11-26), выданный в 458 году до н.э., содержащий разрешение продолжать храмовое служение. Последняя возможность — приказ Артаксеркса Неемии (Неемия 2:1-8), выданный в 444 году до н.э. Этот приказ касался конкретно восстановления стен вокруг Иерусалима. Из этих четырёх вариантов только первый возможен для исполнения слов Гавриила Даниилу. Рассмотрение различных аргументов в пользу того или иного варианта выходит за рамки данной статьи, но одно ясно точно: отсчёт 70-ти седмин начался в 444 году до н.э.

Первые 69 седмин

Даниил 9:25б

Семьдесят седмин поделены на три отдельные части: семь седмин, 62 седмины и одна седмина. Во время первого периода времени (49 лет) Иерусалим будет отстроен “и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.” Второй период времени (62 седмины, то есть 434 года) идёт непосредственно за первой из 69 седмин и составляет с ним вместе 483 года.

Именно в этом месте говорится о том, до какого события длятся эти 69 седмин: “до Христа Владыки.” Абсолютно ясно Даниил говорит здесь, что 483 года спустя после того, как выйдет указ о восстановлении Иерусалима, Мессия будет здесь на земле.

Напрашивается очевидный вывод: Если Мессия не приходил на землю спустя 483 года после того, как был издан указ о восстановлении Иерусалима, тогда Даниил был лжепророком и его книга не имеет никакого отношения к Еврейским Писаниям. Но если Даниил был прав и его пророчество исполнилось, тогда кто же был этот Мессия, о котором он говорил?

daniel6

События между 69-ой и 70-ой седминами

Даниил 9:26

Хотя вторая часть 70-ти седмин должна следовать сразу же за первой, третья часть должна прийти не сразу после второй. Даниил отмечает (в 26-ом стихе), что после второй седмины и перед третьей должны произойти три вещи.

Отправляясь назад во времени и смотря вперед с перспективы Даниила в 26-ом стихе, мы видим, что “предан будет смерти Христос, и не будет.” Ивритское слово, переведённое как “предать смерти”, — это распространённое слово, использовавшееся в Торе и означающее просто “убить”. Смысл такой формулировки в том, что Мессия не просто будет убит, а будет приговорён к смерти и казнён. Выражение на иврите, переведённое как “и не будет” (вээйн ло — прим.пер.), имеет два значения. Оно может означать “небытие”, подчёркивая состояние смерти Мессии. Оно также может быть переведено как “но не за себя”, и тогда смысл будет в том, что Он умрёт скорее за других, чем за себя самого, то есть заместительной смертью. Второе значение более согласуется с тем, что пророки говорили о причине смерти Мессии (например, Исаия 53:1-12). Первые три цели 70-ти седмин — покончить с преступлениями, запечатать грехи, загладить беззакония — должны быть достигнуты через искупление. Закон Моисея говорит о том, что искупление достигается посредством крови (Левит 17:11). Оказывается, что смерть Мессии “не за себя”, а за других будет тем средством, с помощью которого преступления, грехи и беззакония Израиля были бы искуплены. Смысл этой фразы в том, что между концом второй части седмин (концом 69-ой седмины) и началом 70-ой, Мессия будет убит, Он будет казнён и Его смерть будет заместительной.

Во-вторых, во время этого переходного периода случится также, что “а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения.” Город и Храм, которые должны быть восстановлены по указу, от которого начинается отсчёт 70-ти седмин, теперь будет разрушен. То есть через некоторое время после того, как Мессия будет предан смерти, Иерусалим и Храм перенесут ещё одно разрушение. Наши знания об этом периоде времени предельно ясные: люди, ответственные за это, были римлянами и Иерусалим и Храм были разрушены в 70-ом году н.э. Основываясь на этом стихе, также ясно, что Мессия и придёт, и умрёт до 70-го года н.э. Если это событие не произошло, то Даниил — лжепророк. Если же оно произошло, тогда вопрос, на который следует ответить: кто был этот Мессия, убитый до 70-го года н.э.?

Третий момент, который следует отметить, “и до конца войны будут опустошения.” В течение оставшегося интервала времени между 69-ой и 70-ой седминами в земле (Израиля) будет война, и её результатом будет опустошение. Всё это должно подготовить почву для последней, семидесятой, седмины.

daniel1

70-ая седмина

Даниил 9:27

С точки зрения того периода времени, в котором мы живём сейчас, последние семь лет, о которых говорится в пророчестве Даниила, всё ещё остаются будущим, но именно с их завершением все шесть целей, обозначенные в 24-ом стихе, исполнятся в полноте. Основные моменты этого стиха следующие. Во-первых, 70-ая седмина начнётся только с подписания семилетнего завета или договора между Израилем и политическим лидером неевреев. Во-вторых, в средине этого периода, то есть через 3,5 года, этот лидер нарушит свой договор с Израилем и это приведёт к прекращению системы жертвоприношений. Смысл здесь в том, что до этого времени Храм в Иерусалиме будет восстановлен вновь и система жертвоприношений будет восстановлена, но потом будет принудительно прекращена. В-третьих, результатом нарушения завета будет то, что Храм будет наполнен мерзостью. Под “мерзостью” имеются ввиду изображения или идолы. Также, как это было во времена Антиоха Епифана, также произойдёт ещё раз в будущем, когда правитель нееврей осквернит Храм идолопоклонством. В-четвёртых, за мерзостью последуют гнев и опустошение, преследования и военные действия на протяжении оставшейся половины 70-ой седмины (последние 3,5 года). Это подобно тем испытаниям и бедам, о которых говорили раввины как о подготовке к установлению мессианского царства. Эти ужасные дни называли “следами Мессии”. Но как только закончатся эти дни, произойдут последние три вещи, предсказанные в 24-ом стихе: после этого периода настанет век праведности, в котором будет помазано Святая Святых и всякое видение и пророчество исполнится. В этот момент будет установлено мессианское царство, которого так жаждал Даниил.

Очевидно, что мессианское царство требует присутствия самого Мессии как царя. Это значит, что Мессия придет после 70-ой седмины. При этом ранее, Даниил утверждал, что Мессия придёт и будет убит после 69-ой седмины. Это явное противоречие, если только Даниил не говорил о двух пришествиях Мессии. Первый раз должен был быть после 69-ой седмины, когда Он должен был быть приговорённым к смерти, казнён и умереть заместительной смертью за грехи Израиля, и исполнить три первые цели из перечисленных в 24-ом стихе. Второй раз должен быть после 70-ой седмины (ещё в будущем), когда Он установит мессианское царство и исполнит последние три пункта из 24-ого стиха. Здесь есть ещё один важный вывод, который невозможно пропустить. Мессия должен быть убит после своего первого пришествия. При этом он будет жив во время второго. Вывод в том, что Мессия должен воскреснуть из мёртвых после того, как Его убьют.

daniel7

Выводы

Это драматическое пророчество показывает определённые вещи в очень чётких и однозначных терминах. Во-первых, Мессия должен был родиться на земле 483 года спустя после выхода указа о восстановлении Иерусалима. Во-вторых, после Его появления на земле, Он должен был быть убитым, не за Свои собственные грехи, но за грехи других, и смерть, которой Он должен был умереть, должна была быть казнью во исполнение приговора суда. В-третьих, смерть Мессии должна была произойти за некоторое время до нового разрушения Иерусалима и Храма, которое произошло в 70-ом году н.э. В-четвёртых, через некоторое время после разрушения Иерусалима, и после длинного периода военных действий, придёт 70-ая седмина, и как только она закончится, Царство Мессии и век праведности будут установлены. И это значит, что для того, чтобы это произошло, Мессия, который был убит, должен снова возвратиться.

Но кто этот Мессия? Один человек исполнил всё, что требуется в этом стихе. Иисус из Назарета родился в еврейском мире и провозгласил Своё мессианство 483 года спустя после выхода указа о восстановлении Иерусалима. В 30-ом году н.э. Иисус был казнён посредством распятия. Даниил отметил, что Он будет предан смерти не за Себя, но за других. В 53-ей главе Исаии также говорится о том, что Он умрёт заместительной смертью за Свой народ Израиль. Учение Нового Завета — в том, что Иисус был казнён, приняв на Себя приговор Закона вместо Своего народа. Согласно Даниила 9:24, Он умер для того, чтобы искупить грехи. Через три дня после Своей смерти, Он воскрес. И наконец, Новый Завет провозглашает тот факт, что Он однажды вернётся, чтобы установить Своё Царство и век праведности.

Если Даниил был прав, тогда Мессия пришёл и умер до 70-го года до н.э. Если Даниил был прав, тогда нет никаких других кандидатов на роль Мессии, кроме Иисуса из Назарета. Если Даниил был прав, этот Иисус должен вернуться и установить мессианское царство.

Автор — Арнольд Фрухтенбаум / jewsforjesus.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Подписаться на ieshua.org: 


1 комментарий

  1. Руслан:

    Вопрос : почему в статье, про начало «70 седьмин», когда приводите 4(четыре) варианта, и следом говорите, что «подходит первый вариант», то отсчёт этих седьмин вы начинаете с 444 г. до н.э., который вы привели как четвёртый вариант ?
    Ещё такой вопрос : почему при подсчёте протяжённости 70-и седьмин вы не учитываете «Юбилейные (50-е) годы»(после 7 седьмин)(кн. Левит 25 : 8 — 24), которые тоже нужно было считать вместе с седьминами ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>