«777 секунд Торы» в тексте. Бешалах

«777 секунд Торы» в тексте. Бешалах

image — Trudy Babcak

Глава Бешалах. Есть мысль для старта — это 15 глава книги Шмот, мы здесь читаем о том, что все произошло, что должно было произойти, с фараоном, с его армией — сомкнулись воды Чермного, как здесь написано, или Красного моря... и Израиль увидел, что он свободен. Интересная реакция народа, в особенности женской его части здесь:

«И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознёсся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исход 15:20-21)

Здесь ясно видно, что это не были такие служебно-литургические танцы, как во время служения обязательно какая-то его часть посвящена молитве, каким-то провозглашениям, пению или танцам, как может быть в случае с общинами, где это допускается... Это была реакция радости, спонтанная реакция радости, и когда мы читаем «воспела», то нужно знать, что в оригинале можно прочитать «взвыла»...

Можно представить, какими были эти танцы, не постановочные. И видно, что здесь это не осуждается. Люди в радости перед Богом вели себя так, как позволяла вести себя им их радость, выражающаяся в словах, которые были все во славу Господа. Определенно мы видим, что Бог никак не осуждает это. Как бы сейчас ни старались некоторые подсматривающие за нашей свободой говорить: «О! Что вы делаете?! Это надо делать строго, скромно, руки по швам».

И надо вспомнить, что и Мирьям была далека от молодости и эталона юности. Она была значительно старше, чем мы себе представляем. И вот такая неожиданная «виходка» от почтенной пожилой дамы, которая, тем не менее, старалась следить не за своим правильным, с общепринятой точки зрения церковной морали, поведением, а которая просто, по-детски, несмотря на свои 80 с копейками лет, перед Богом схватила этот ударный инструмент, тряслась, завывала, и вместе с ней женщины... можно использовать такое слово — «отрывались» (простите за жаргон) — на радостях перед Богом.

То, о чём мы читаем здесь, это искренняя неподдельная радость. У Давида такая же был. Это свойственно Израилю. Настоящая радость... Это свойственно всем людям, но иногда нас ограничивает нами же придуманные законы. Возникает вопрос: Зачем они были придуманы?

beshalah2

Возможно, для того, чтобы соответствовать нашим представлениям о том, какой Бог, что Ему нравится и что Ему не нравится... Из серии «заповедь на заповедь». И попрекали евреев и до сих пор попрекают, но это происходит зачастую среди нееврейских верующих, среди церкви, христиан...

Кстати, интересный момент: как нынешние верующие смотрят на Израиль, который описан в книге Шмот? Хорошо известное место Писания, где апостол Павел писал, что мы, глядя на тот Израиль, видим то, что с ним происходило, стараемся избежать их неверных шагов, и для нас это назидание сегодня. И мы должны учитывать их ошибки. Но порой из-за этого можно наблюдать некоторое превозношение: кто были эти евреи, посмотрите, как они себя вели! Они роптали, выступали постоянно против Бога. И в сегодняшней главе как раз говорится о ропоте — о начале массового недовольства, ропота и страха.

Хочется поделиться с вами такой мыслью: представьте себе, мы сегодня с вами — люди, в сердцах которых живёт Дух Божий, у нас есть записанное Слово Всевышнего, у нас есть наставники, у нас есть прошлое, у нас есть множество примеров веры и стойкости, которые нас поддерживают и ободряют. И даже при всём этом, к сожалению, неприятно это констатировать, но верующие совершают определенные поступки, за которые бывает стыдно и за которые приходится каяться перед Творцом. И тоже жалуются и обижаются на Бога — не собираются для этого всей мировой церковью, как Израиль тогда роптал — но каждый сам себе по углам, на этапе очередного духовного возрастания, неоднократно ропщет и жалуется. И, тем не менее, очень часто мы за это же самое попрекаем Израиль. За то, что делаем сами.

И получается, что у Израиля на тот момент не было ни Божьего Духа в сердце, как есть сегодня у нас, ни записанного Слова (на тот момент его ещё нет), но мы смотрим на них и говорим: «Ай, какие они негодяи, как они посмели!» Плюс среда, в которой жил тогда Израиль, и в которой живёт современное общество. Сейчас не так опасно жить, как было тогда, с точки зрения законов государств. Много что изменилось сегодня под влиянием Торы, Писания в современном мире во всём, даже в худших странах этого мира. И можно сказать, каково Израилю было тогда...

Августин когда-то сказал: «Израиль оставлен в живых, чтобы быть притчей во языцех», быть примером для всех живущих — вот что значит предать Господа. И это мягко, другие церковные авторитеты в то время высказывались жёстче о евреях. Но Бог не для этого показывает примеры ропота Израиля. Он показывает народ-ребёнок, который только родился, которому свойственно иногда проявлять нетерпение, незрелость. И он их учит постепенно. Мы видим, что через 40 лет после Исхода Израиль был другим, способным побеждать, проходить, переходить, терпеть.

Хотелось бы затронуть еще одну тему:

«И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет» (Исход 16:4).

beshalah3

Иначе говоря, Бог дает обещание относительно манна, небесного благословения, которое Израиль ел на протяжении 40 лет. И тут есть интересные слова: «Чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет». Друзья, внимание. Бог даёт благословение, которое, одновременно покрывая нужды Израиля, является испытанием для них самих. Бог отвечает на нужды своего народа, мы это прекрасно знаем, но также верим, что Бог смотрит в наши сердца, стараясь помочь нам увидеть, как мы распоряжаемся данными нам благословениями. Вот ещё одно место, уже из Брит Хадаша:

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Марка 12:41-44).

Окинем всю картину взором. Господь смотрит, как люди что-либо дают, как они жертвуют. Он смотрит не только на материальное, Он смотрит на их сердца. Бог до сего дня наблюдает за тем, как мы принимаем благословения и как мы даём. И Бог наблюдает за нашими сердцами. И для нас было бы печально забывать, что и благословение может быть испытанием нашего сердца.

По этому месту однозначно видно, что манна испытывала, а не только кормила. Все просят благословений. Мы других людей учим, чтобы они молились и надеялись на Бога, но именно просили, не стеснялись. Он даёт, Он сам предлагает просить у Него. Но вопрос в том, как потом мы распоряжаемся тем, что Он нам дал. Можно видеть из жизни верующих людей, что часто Бог даёт не сразу, высыпая из мешка. Он даёт понемножку и учит правильно распоряжаться этим «немножко». Потом даёт больше, когда ты уже можешь правильно распоряжаться этим «немножко». Известны случаи, когда люди, выигрывая в лотерею большие деньги, погибали или портили себе жизнь, вместо того, чтобы разжиться на этом и богатеть. Это свойственно нашей человеческой природе: брать от Бога, а потом забывать, зачем нам это дано.

Вспоминается старая еврейская притча. Царь, возлюбив свой народ, приглашает всех во дворец, чтобы быть вместе со своими подданными, общаться на пиру и жить в радости. И в длинной анфиладе дворца, комната за комнатой, ворота за воротами он для каждого приготовил подарок. И люди шли к царю, чтобы быть вместе с ним на пиру, но заходя во дворец, брали за дверями свой сувенир и, возрадовавшись, уходили домой. А царь сидел на троне, ждал и так никого и не дождался. Печальная притча и, слава Богу, что в жизни не так. Но, бывает, что и так.

Поэтому, дорогие друзья, мы от всего сердца вам желаем помнить, что благословения Божии, они не только восполняют нужды, но и испытывают наше сердце. И в этом также мощное благословение – быть испытанным Богом ради выявления качества нашего сердца, нашего характера.

Михаил Самсонов и Шимон Поздырка

777 секунд Торы. Бешалах (видео)

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!