Недельная глава Ноах. Хочется заострить внимание на двух стихах книги Бытие:
И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. (Быт.6:12,13)
Мы хотели бы поразмышлять вместе с вами на тему того, что произошло тогда с поколением Ноаха и всех живущих на тот момент.
Сегодня многие могут сказать, что жизнь очень плоха, все вокруг крайне испорчено… но на тот момент времени, кроме Ноаха и его потомства, никто не выжил, потому что все человечество было растлено. И хотелось бы поговорить несколько о стандартах. Что извращение возможно только при наличии неких стандартов, знании этих стандартов. Тогда мы можем что-то извратить.
Другими словами, люди знали «как нужно», и переступили через эти свои понимания. То есть, они нарушили то, что Бог им внес в виде законов. Понятие «закон» может быть внешним, а может быть и внутренним:
Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.(Рим.4:15)
Ибо [и] до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. (Рим.5:13)
Слово – цельно. И если в одном месте говорится, что всякая плоть извратила свой путь перед Богом, а в другом говорится, что если нет закона, то не вменяются преступления, значит, у них был некий закон, который они нарушили. Потому что то, что потом сделал Бог – это фактически были последствия нарушения. Значит, у них был закон.
Об этом же говорит ребе Шауль чуть раньше в своем послании:
Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим.2:14-15)
Понимание Закона у тех людей, которые извратили путь Божий — закон был записан не на скрижалях, не на бумаге, не в виде книги, не в виде свитка — оно было внутри них. Вспомним наш прошлый разговор, когда мы разбирали недельную главу Брейшит, и говорили, что Адам был сотворен взрослым человеком с пониманием, что такое «смерть», хотя он ее и не видел. Потому что Бог говорит им: «…смертию умрете, если начнете есть не с того дерева». Если бы Адам не понимал страха и ужаса этого наказания, Бог ему бы, наверное, какие-нибудь другие слова говорил. То же самое в отношении всех людей тогда, да и сейчас. То есть, люди сотворены изначально так, что внутри у них есть некий «различитель» того, что хорошо, а что плохо, что приравнивается Богом к знанию Закона.
И здесь говорится о неком Законе, Законе совести. Совесть – это дар Всевышнего человеку, который мы получили. Причем, из всех сотворенных существ только человек получил этот дар. Не стоит взывать к совести домашних животных. Люди обращаются к своим домашним питомцам и говорят: «…имей совесть». Они совести не имеют. Но здесь есть некий внутренний стандарт, дарованный Творцом человеку. И люди преступили этот стандарт, извратили его. А извращение – это осознанное действие, приводящее к воздаянию, к определенным последствиям.
Давайте остановимся и поразмышляем над самой сутью слова «Закон». Человек был сотворен как венец Творения. Бог сотворил человека и положил к его ногам уже готовый на тот момент мир, чтобы человек правил им. И, во-первых, этот мир был сотворен из ничего, и на начальной фазе, когда эта материя появилась, был полный хаос, как бесформенность. Бог творит Законы, приводит это все в какую-то гармонию, в соответствие. С тех пор и до сего дня этот мир уравновешивается законами Бога, и нам нужно что-то знать об этом, чтобы понять, как поддерживается гармония, чтобы не нарушить, чтобы не стать преградой, не стать теми, кто способствует не гармонии, а разрушению. Когда мы говорим о законах, не лишне будет вспомнить законы физические. Например – закон притяжения. Например, если по каким-то причинам человек решит, что это не важно, закона просто не существует, и решит проверить действие закона притяжения, и, например, для того, чтобы показать, что он с этим не считается, совершит шаг с крыши многоэтажного дома вперед — то быстро наступят последствия. Весьма болезненные, и даже смертельные.
То же самое с духовными законами. Иными словами, для того, чтобы мы жили в гармонии, для того, чтобы мы не «выпадали» из счастья, необходимо что-то знать о Законах Бога. О том, как Он устроил мир. Нам необходимо с этим считаться. Необходимо знать, что нарушение законов обязательно приведет к наступлению последствий.
Многие верующие употребляют слово «закон» в отрицательном контексте, говоря о некой свободе в Мессии, во Христе. И не лишним здесь будет вспомнить, что у слова «закон» есть противоположное ему слово. Это слово «беззаконие». Вот тут никто, наверное, не скажет, что беззаконие – это хорошо. Нужно лишь разобраться, для чего Бог дает законы, какие это законы, как ими пользоваться.
Далее мы видим, что Законы были вложены в сердце человека. Это законы совести. Закон совести, по которому будут судимы те, кто не знал Закона. Тот закон, который Творец хотел вложить в человека, он был заложен в виде Закона совести. По нему будут судиться все люди, которые, якобы, не знали Закона, изложенного в Писании. Итак, дальше мы видим, что с течением времени, Всевышний дает своему народу записанное Слово.
А зачем? Если мы все внутри имеем понимание изначально, зачем записанное слово?
Понимание с течением времени у людей меняется. Мы встречаем в Писании такое выражение как «сожженная совесть». Когда совесть перестает соответствовать тем стандартам, которые Творец заложил в человека изначально. Всевышний дает свои Законы Израилю для того, чтобы не было вопросов – кто как считает. У людей есть некий стандарт, который Он дал народу Израиля в Своем Слове. И этот стандарт взращивал нас до времени прихода Машиаха — и далее, любопытный момент, суть желание Творца, в чем же он, этот стандарт, заключается?
Изначально человек имел внутреннее различение понимания добра и зла, и, в принципе, не нуждался в чем-то записанном. При этом он имел свободу выбора и нарушил Божье пожелание, переступил через то понимание, которое было у него внутри. Можем ли мы считать, что записанное слово – это вынужденная мера? Что изначально идеально было бы так, что человек внутри понимал, как нужно?
Изначально так и было. Человек внутри имел это понимание и он продолжает его иметь. Дело в том, что общество становилось все больше, людей становилось все больше и механизмы взаимодействия в обществе становились сложнее. И с течением времени могло появиться различное понимание внутреннего закона. И Творец начинает воспитывать человека, давая ему внешний закон, взращивая его к приходу Мессии. Любопытно, глядя на эту картину внутреннего Закона, который был в человеке и продолжает находиться до сегодняшнего дня в человеке, и внешнего Закона, который с течением времени судил человека — всё это есть картина обетования чего-то невероятно нового.
Пророк Иеремия говорит:
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого... (Иер.31:33,34)
Здесь говорится о том, что вернется внутреннее осознание, при этом уже у человечества будет знание и опыт того, что будет, когда этим пренебрегают.
Итак, мы видим целостную картину, когда Творец вкладывает в человека понятие закона и совести. Дальше мы видим внешний Закон, который судит человека, и мы видим возврат Творца к тому, как Он начинал свое творение. Он вкладывает совершенный Закон, Закон любви, Закон свободы во внутренность новых людей, нового Творения, которое приняло своего Машиаха.
Михаил Самсонов и Дмитрий Юдкевич
777 секунд Торы. Ноах (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!