Сегодня мы будем разбирать недельную главу Ваишлах. Интересная глава… Пниэль (Пенуэл) — кто же здесь с кем борется? Можем начать с текста:
24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
(Быт.32:24-28)
Мы знаем множество комментариев на это место Писания, хочется затронуть идею богоборства, как личности, так и, в общем-то, и Израиля. Потому что идея богоборства, с нашей точки зрения, в которой человек выступает против Бога и побеждает — ну, весьма сомнительна.
Действительно, это место Писания настолько противоречиво, если думать, что Иаков борется с Богом, и как мы видим — еще и побеждает Его, разве это возможно?
Одно из прочтений этого места Писания, когда мы можем рассматривать союз «с» не как противопоставление, а прочитать это как «Всевышний борется вместе с Иаковом против третьей стороны».
Да, можно прочитать это так, что Иаков борется с Богом, но не против Всевышнего, а в союзе с Ним против кого-то, кто выступает против Иакова, ну и против Бога, возможно. Объяснение того, что Иаков борется с Богом можно получить у пророка Осии. Он говорит об идее богоборства. До пророка Осии мы не встречаем комментариев, которые рассматривают как богоборство Иакова против Бога. Он немного изменяет текст Торы, придавая ему такое значение, что Иаков борется против Бога.
Из этого места родились учения о настойчивости, учение о неотступности, они сами по себе достаточно хорошие. Многие, говоря об этом месте Писания (Пенуэл), говорят о том, что своей настойчивостью можно преодолеть нежелание Бога чего-то не делать для благословения нас. В частности, место из Евангелия, где говорится:
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Матф.7:7)
Здесь просматривается призыв к настойчивости и создается впечатление, что Бог делать чего-то не хочет, не думал что-то делать, а мы своей надоедливостью можем изменить Его решение, либо склонить Его внимательность, чтобы он обратил Свое внимание на нас, и Он таки что-то сделает для нас, то, что нам хотелось бы видеть.
В иудаизме, в Талмуде есть места, которые говорят нам, как раввины были настойчивы в своих ожиданиях от Бога, там где Бог не хотел чего-то делать, и как они Его переубедили. Знаменитое место о раби Элиезере, где Всевышний говорит: «сыны мои, они победили меня.»
Если Иаков борется с Богом, против Него… Танах предлагает нам два вида толкования. С одной стороны, можно видеть, что Иаков (Израиль) борется вместе с Богом против кого-то, а с другой стороны, пророк Осия показывает нам, что можно бороться против Бога. Если вспоминать путь Иакова до этой встречи, то многое из того, что он делал, являлось борьбой против воли Бога. Всевышний меняет ему имя. Часто, читая пророчества, мы видим, что Бог называет Израиль Иаковом, и также мы видим, что Израиль — это когда Божий народ изменен, а Иаков — когда находится в своем старом, человеческом, земном состоянии, далеком от Бога. И здесь также можно бороться против Бога, а можно бороться вместе с Богом против того, кто является врагом Бога.
Всевышний использует настойчивость Иакова, его целеустремленность, его желание чего-то достигать и меняет его в человека, который ищет Всевышнего, понимает свою зависимость от Него. Его вера эволюционирует. Несмотря на то, что он становится обеспеченным человеком, он осознает свою зависимость от Бога. Он опять оказывается перед теми проблемами, от которых он уходил – его ожидает встреча с братом. И он понимает, что богатства не обеспечат ему благоприятный исход этой встречи. Хотя он делает некоторые вещи для этого.
Многие люди думают: вот если бы у меня было то и это, как бы хорошо я жил. И некоторые в конце обретают вот это и то, но с удивлением обнаруживают, что то, чего они ожидали с приходом этого, не пришло в их жизнь.
Он (Иаков) вернулся к старым проблемам. Убегавший от брата, боящийся мести брата опять должен встретиться с ним. И он знает, что вся его защита — это те обетования, которые он получил от Творца. Эта настойчивость в союзе с Богом приводит к невероятным результатам. Иаков становится Израилем. Он приобретает эту силу и мощь в союзе с Творцом. Все учения я бы соединил в одну «струю», где бы оставил настойчивость, неотступность только в сотрудничестве с Творцом. И не в желании получить то, что я хочу, а в желании достигнуть Его цели. То есть, не под диктовку своего вожделения.
Есть люди, которые имеют эту целеустремленность, настойчивость, стабильность в желании чего-то добиться, не устают хотеть чего-то, не устают находить средства, способы и т.д. Это замечательно, только если не стоит цель переубедить Творца, используя все это. Вот место Писания:
Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. (Иак.4:2,3)
В итоге, слово — «не получаете» — как бы ни были настойчивы.
Важно сочетание моего желания с Божьим желанием, когда я сочетаю свое желание с тем, что Он хочет для меня. Это есть благо, потому что все содействует к моему благу. Его желания, Его стремления — они на благо! Он дает нам будущность и надежду. Соединяясь с Его желанием, проявляя настойчивость в этом, мы получим великолепные плоды в Его Царство.
Но с одним условием, которое описано в небольшом количестве слов: «побеждать человеков будешь, если будешь со Мной. Если думать будешь, как Я хочу, чтобы ты думал; если хотеть будешь, как Я для тебя хочу.» Это крайне важно. И в этом месте Писания есть удивительное место, когда Иаков говорит: «я видел Бога лицом к лицу.» Читая различные толкования, можно увидеть, что он говорит, что встретил Метатрона; есть еще перевод, где говорится, что он встретился с князем Лика Его — это все имена Машиаха. Еврейская традиция рассматривает это место, как встречу Иакова с Машиахом, и это то, что дает надежду и вселяет силу и ободрение. Если я, вместе с Мессией, достигая Его целей, стремлюсь вместе с ним к Его задачам, я буду всегда победителем.
Вместе с тем, давайте вернемся к тому прочтению, которое предлагает пророк Осия — о том, что Иаков борется не на одной стороне с Богом, а против Него. С пророческой перспективы можно видеть, что он, как воплощение Израиля в одном человеке, борется против Мессии, чтобы с определенного места начать бороться вместе с Мессией на одной стороне против тех, кто против Израиля и против Бога.
И когда Израиль примет своего Мессию, встанет на Его сторону, перестанет бороться с Ним, то все внешние обстоятельства падут, все внешние враги падут, потому что Израиль вместе со своим Богом выступит против своих врагов.
Удивительно, когда изучаешь историю даже одного поколения. И как может все поменяться. Многие думают: наш народ, такой упрямый в своем непринятии Мессии, вдруг обернется и согласится провозгласить призыв Ему? Но Писание показывает, что так было не раз в истории нашего народа. Мы все ожидаем, что наступит время, когда Божий народ будет бороться не против своего Машиаха, а вместе с Ним, на одной стороне против всего того, что замышляет враг рода человеческого, сопротивляющийся Богу.
Михаил Самсонов и Дмитрий Юдкевич
777 секунд Торы. Ваишлах (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!