«777 секунд Торы» в тексте. Хукат

«777 секунд Торы» в тексте. Хукат

В этой главе мы читаем о том, как народ выбрался на такое место в пустыне, где были жалящие змеи, и люди начали умирать от этого. Как раби Шауль толковал это место Торы? В его послании Коринфянам он говорит:

9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. (1Кор.10:9-11)

Здесь раби Шауль говорит, что «они погибали от змей, потому что искушали… роптали» и поэтому погибали от истребителя. Действительно, мы снова сталкиваемся со старой проблемой Израиля. Проходило какое-то время, когда вроде было все хорошо. И в 20-й главе книги Чисел мы видим, что руководство, лидеры общества уже были в достаточном возрасте. И в этой главе описывается смерть Аарона и Мириам, они ушли к Отцу… Но, проблемы остаются те же…

Люди остаются людьми. И, снова же, поднимается вопрос Египта:

и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. (Чис.21:5)

Может быть, каждому табличку стоило бы сделать — «Если у тебя появится вопрос „зачем?“, посмотри вот сюда!» Потому что вопрос «Зачем ты нас вывел?» повторяется снова и снова — Моше действительно кротчайший человек, потому что он не уставал им это повторять, не уставал ходатайствовать за них, заступаться за них, хотя Бог много раз предлагал ему решение вопроса. И, на данный момент, Бог уже ничего не говорил и ничего не делал. Сама природа начала восставать против людей.

hukat2

Народ не просто вышел на какое-то географическое пространство, где было много ядовитых змей. Змей везде было много, но кусать они их начали именно здесь.

Мы как-то были в поездке в Африке, и первое время ходили оглядываясь, смотря внимательно под ноги, и удивлялись тому, как местные жители ходят ночью по деревне, абсолютно не переживая, что их может укусить змея. Нам объяснили, что когда вы ходите — змея слышит колебания почвы и уползает. Она сама нападать не будет. То есть, если змеи начали кусать людей — что-то произошло со змеями. Змеи кусают тогда, когда у них не остается выхода. В общем, змея, находясь в природе, уходит, она не охотится.

Когда народ начинает роптать, он закрывается для Божьей веры, Божьего действия и открывается своим неверием для проблем. И проблемы не заставляют себя ждать.

Исход — это трудно. Выходить из старого в новое — это не легкая прогулка. Это очень трудно, потому что старое, живущее в тебе, пытается тянуть тебя назад. Оно заставляет тебя забыть ужасы старой жизни, напоминая, вот, как бы хорошее что-то. И обращает всё твоё внимание не на ту свободу, которую ты получаешь в Господе. Оно не позволяет тебе смотреть вперед глазами веры и радоваться тому, чего ты еще не видишь, но что будет обязательно, если ты веришь Богу. Оно заставляет тебя смотреть на то, что нет воды, нет мяса, нет чеснока, нет еще чего-то и напоминает о прошлом, возвращает твои глаза назад, чтобы лишить тебя будущего, говоря, «там вот было то и это...» И вот то же самое мы видим здесь, с Израилем. Мы видим то же самое в нашей работе, в нашем служении, каждый день то же самое происходило и происходит подчас с нами.

В 7-м стихе 21-й главы написано:

И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы... (Чис.21:7)

hukat3

Дошло! Это очень важный стих. Вот это — покаяние. Здесь видно, что люди, прежде чем они потом начали получать исцеление — это не Бог начал их лечить, как бы поверх их греха, здесь нужно было покаянием проложить мост к Богу — они проговорили, что «говорили мы против Господа и против тебя.» Хотя, опять таки, даже если мы посмотрим, сколько раз они именно эту фразу говорили — фактически, после каждого нагоняя, который Господь им устраивал через царей иноплеменных, через какие-то обстоятельства, какие-то тесноты, они приходили к Нему и фраза была классическая. То есть, две классические фразы: «Зачем Ты нас вывел?» и «Согрешили мы против тебя и против Господа».

Много где в Торе видно, что говорят «согрешили мы», но здесь четко видно:

...согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев... (Чис.21:7)

Вот это, в общем то, признак того, что они начинают доверять Богу, вспоминают о Боге и это то, с чего начинается процесс любого духовного восстановления в жизни человека.

И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. (Чис.21:8,9)

Что интересно — никакой жертвы. Просто змей. То есть, ужалили, человек, наверное, бежал откуда-то там, с края, может быть с околиц каких-то там... основная идея — посмотреть. Посмотреть. Возможно, его приносили туда, там открывали ему глаз и говорили, «Посмотри, вот видишь, пока еще не поздно...» И мы понимаем, что когда-то нам нужно больше времени, когда-то меньше. Тем не менее, во всем этом работает принцип веры.

А поскольку это было решение Божье, разъясняли, что Бог, о Котором мы просили Моше, чтобы помолился он за исцеление, вот Он нам дал такое решение, поэтому если мы смотрим на змея, то Бог будет исцелять. И это, в общем то, и происходило.

Нехуштан или Медный змей

Сам по себе Нехуштан или Медный змей — это была достаточно не простая штука, потому что, фактически, очень легко из него можно было сделать амулет. Что потом, собственно, и произошло.

Ведь смотрящие на вот этого змея и получающие исцеление — ведь это те люди, которые до этого просили Моисея, «Моисей, помолись Богу, чтобы Он нас исцелил». Они знают, что этот змей — он не сам по себе какой-то змей, это как раз то решение, которое Бог дает им в ответ на их просьбу о милости. Но вот когда ужаленному человеку перестают говорить, что это решение Божье, а говорят лишь, «Посмотри на змея» — постепенно у людей вырастает в голове неправильная вера в силу самого, собственно, змея.

Думается, что окружающие Израиль народы со временем тоже могли услышать о Нехуштане. Можно предположить, что существовала такая история: «Вот знаете, меня укусил змей, нужно срочно сходить к евреям, у них есть верное лечебное средство – Нехуштан», да?

Тем не менее, не известно, работало ли это для иноплеменников или нет. Вообще, возможен ли был такой вариант? Конечно, навряд ли. Тем не менее, Нехуштан служил знамением для окружающих народов. Он был тем, кто говорил о Боге. И, опять таки, мы возвращаемся к такому моменту, связанному вообще с опасностью иметь что-либо физическое, как центр притяжения внимания.

Мы не видим, чтобы Тора и следующие книги Писания были переполнены различными предложениями от Бога по типу вот этого медного змея. То есть, символизмы в Библии призваны, как бы, немножко встряхнуть нашу веру. Другое дело, что человеку свойственно зацепиться глазами за что-то и развивать свою фантазию до уровня религии.

Moses with his rod and his brazen serpent. Engraving by J. H Credit: Wellcome Library, London.

Moses with his rod and his brazen serpent. Engraving by J. H. Credit: Wellcome Library, London.

Открывая 4-ю книгу Царств мы видим, что благочестивый царь Езекия, уничтожая всё, чему начал поклоняться Израиль или что Израиль возводил в ранг святых вещей, предметов и всего остального — он также уничтожил Нехуштана. И лет 600 прошло, даже, может быть, немножечко больше, прежде чем это произошло. Другими словами, это стало явным предметом культа. Люди забыли о Боге, за Которым стояло решение, данное на какой-то отдельный период, и из предмета сделали культ.

Мы помним, как Иешуа мог, например, плюнуть человеку в глаза, для того чтобы он прозрел. И мы читаем о платках и опоясаниях, за которые молились и потом это приносило исцеление. Да что угодно!

В Израиле до сих пор продают щепки от креста Христова. Да, понятно, что это всё — профанация. Но, вот, людям как-то хочется верить в предметы. Это легче, наверное, так кажется, по крайней мере, чем верить в Невидимого на основании Его слова.

И в этом есть большая опасность. Потому что Бог может использовать какие-то предметы на время, для того, чтобы явить Свою силу и славу. Но если этот предмет заменяет людям Бога — так начинается идолопоклонство.

Друзья, мы обращаемся к вам, храните свое сердце, чтобы в вашем сердце не было никакого идола. Чтобы Бог был единственным, Кто привлекает Ваш взор и Ваш взгляд.

Михаил Самсонов и Александр Шайнога

777 секунд Торы. Хукат (видео)

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!