Бог являет Своё Величие: тихое чудо Рождества

Бог являет Своё Величие: тихое чудо Рождества

Вифлеем оказался идеальным городом.

Не было в Древнем Израиле лучшего места для смиренного, но изобилующего надеждами рождения Царя, которому суждено было вырасти в глуши, но принять смерть в столице.

Внешне этот городок ничем не отличался. Он был больше похож на такую деревеньку как Назарет, чем на небесный Иерусалим. Знаковым Вифлеем сделало рождение Давида, где вырос величайший царь Израиля прежде, чем взойти на престол и основать город царей.

В отличие от великолепного Иерусалима и заурядного Назарета, величие Вифлеема было сокрыто – как и в день рождения Иисуса. Во всём Младенец выглядел обычно, даже заурядно – Его спеленали и положили там, где нашлось место – в кормушке для овец. Да и первые гости Его были бесхитростными – пастухи, пришедшие с пастбища в ночи.

Но вот, во всём величии явилось небесное воинство – провозгласить об этом рождении. Нечто великолепное было впереди – в смиренном терпении ожидая своего времени. Три десятилетия ожидания предстояли великому городу Иерусалиму.

Вифлеем: от величия до безвестности

Рождество означает, что вечный Сын Бога-Отца оставил Своё небесное величие.  По правде говоря, Он сошёл на землю, не оставляя Небес. Не переставая быть Богом, Он воспринял человеческую природу. Он не счёл Своё равенство с Богом и божественное величие тем, что следует удержать превыше всего, “но уничижил Себя Самого, приняв образ раба”, там, в городе Давидовом, “сделавшись подобным человекам и по виду став как человек” (Филиппийцам 2:6–7). Он “уничижил Себя” не утратив божественной сущности, но восприняв нашу человеческую природу. В Своём рождении Он снизошёл не только до скрытого величия Вифлеема, но и до захолустья Назарета, где прошло Его детство.

Там, как и предсказал Исаия за семь столетий до этого,

“Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли;
нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его,
и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему” (Исаия 53:2).

“Ни вида, ни величия” не обязательно значит, что Он был уродлив – это тоже могло привлечь неправильное внимание – но что Он был вполне обычным – “не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему”. Он не был Адонисом, не был образцом мужской красоты. Не настолько красив, чтобы выделяться и привлекать внимание.

Скрывая Своё божественное величие за человеческим обликом, Он жил среди нас, как один из нас, более трёх десятилетий в той самой обычной человеческой “безвестности”, хорошо знакомой большинству из нас.

Галилея: величие чрез человека

После десятилетий безвестности Иисус “вышел в люди”, в Свои тридцать лет явив Себя народу как учитель и наставник. Те, кто следовал за Ним, делали это не из-за Его внешности, богатства или политического влияния, но будучи покорены Его поразительными словами и чудесами, которые Он творил, воздавая славу Богу-Отцу. Так, Лука 9:42–43 говорит нам:

“Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию”.

Удивительно, что при этом Он говорил так ясно и вёл Себя столь смиренно, что именно величие Бога-Отца, а не Его собственное, поражало народ. Это именно то, что всегда делает величие: оно поражает, изумляет, ошеломляет. Оно внушает благоговение и заставляет человеческие сердца восхищаться. Величие в своём великолепии побуждает к поклонению (Деяния 19:27). Иисус же был настолько простым, обычным и человечным. Однако никто не говорил так, как Этот Человек (Иоанна 7:46), и не творил таких дел, как Он (Иоанна 9:32), неустанно взирая и указывая при этом на небеса. Толпы людей, стоявшие в страхе пред Ним, обескураженные Его простотой, были поражены величием Бога.

На горе: величие в Человеке

Но вскоре божественное величие, явленное народу чрез Него, стало божественным величием, которое Его ученики увидели в Нём Самом. Его ближайшему окружению – Петру, Иакову и Иоанну была дарована возможность, прежде открытия Его величия во всей полноте, узреть его первый проблеск.

На горе преображения Отец явил им грядущее величие, сокрытое во время уничижения Иисуса во дни Его плоти. Позже Пётр расскажет нам о том, что они увидели. Говоря особенно об Иакове и Иоанне, он пишет:

“Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе” (2 Петра 1:16–18).

Петру в числе трёх была дана привилегия до пришествия полноты времени стать свидетелем Его величия – божественного и человеческого величия Иисуса, которое откроется пред нами по ту сторону креста. В Своём воскресшем, прославленном состоянии Богочеловек – истинный в вечности Бог и отныне вовеки истинный Человек – входит в Своё непревзойдённое человеческое величие. Тот, Кто от вечности разделял божественное величие (на небесах), оставил его до времени в уничижённом облике человека (в Вифлееме и Назарете) и указал на божественное величие (в Галилее), вскоре воссияет божественным величием в Иерусалиме и станет вовеки Человеком божественного величия (в Новом Иерусалиме).

Иерусалим: величие на кресте

Но преображение, которое всё ещё предстояло Ему, было крестом – позорным и славным, ужасным и прекрасным. Здесь, в Иерусалиме, Его окончательный и кульминационный акт уничижения стал величайшим актом возвышения и вселенского величия. Как говорит Господь (Иоанна 12:31–32), придя в Святой город и приближаясь ко кресту –

“Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе”.

И затем Иоанн добавляет, что “Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет” (Иоанна 12:33). Его восхождение на крест стало последним великим актом самоуничижения, и, одновременно, первым вхождением в славу.

Сион: величие на троне

На третий день завеса была поднята. Бог-Отец воскресил Его к истинно человеческой, прославленной новой жизни. Затем, в течение сорока дней, Его величие Бога и Человека будет сиять полной силой, прежде чем Он вновь будет вознесён, теперь уже на само небо, чтобы воссесть “одесную престола величия на высоте” (Евреям 1:3; 8:1).

Его миссия совершена, плата за грех принесена, Его величие замыкает круг: с небес на землю, в Назарет и Галилею, затем в Иерусалим и вновь на небеса, чтобы ожидать одного последнего шага: Нового Иерусалима, сходящего с небес на землю, где Иисус будет править в величии Бога и Человека, превосходящем наше разумение. И затем Он окончательно исполнит великое Вифлеемское пророчество из Михея 5:

“И ты, Вифлеем-Ефрафа,
мал ли ты между тысячами Иудиными?
из тебя произойдет Мне Тот,
Который должен быть Владыкою в Израиле
и Которого происхождение из начала, от дней вечных…
И станет Он, и будет пасти в силе Господней,
в величии имени Господа Бога Своего,
и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим
до краев земли.
И будет Он мир” (Михей 5:2, 4–5).

Бог и Человек. Сын Давида, однако и Тот, Чьё происхождение от дней древних. Правитель Израиля и всех народов, Он пасёт силой всемогущего Бога и как Бог всемогущий, в величии имени Самого Бога. Исполнилось время и явился Царь, облачённый Богом в честь и величие (Псалом 20:6), Мессия, который в Своём величии выступает победоносно “ради истины и кротости и правды” (Псалом 44:5).

Вифлеем стал идеальным местом для такого рождения. Так и Рождество, прийдя тихо и нежданно, навсегда изменило и небо, и землю.

Ныне верой мы обращаем свой взор к Нему на небесах, и вскоре увидим Его величие во всей полноте.

Автор — Дэвид Мэтис / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!