Чтобы понять непреходящие заветные отношения между Богом и Израилем, мы должны углубиться в библейскую историю и рассмотреть происхождение их связи — узы, сформированные посредством связывающего обета. Когда мы поймем, что означает Божий завет с Авраамом и его потомками, мы не только осознаем уникальную роль Израиля и его нынешний статус, но и получим представление о вечной связи, которую Бог имеет с каждым из нас, людьми веры.
Завет с Богом и соглашения между людьми
Мы живем во время, когда переговоры и соглашения на высоком уровне часто бывают трудными, несовершенными и подверженными краху. Старая поговорка «слово честного человека — его порука» не имеет той же силы, что и в прошлых поколениях, и нарушенные соглашения порождают разрыв отношений и неудачи.
Существует ли какое-либо безотказное соглашение? К счастью, да.
Бог суверенно избрал древний Израиль сосудом, через который Он явит Себя миру и предоставит спасение через нашего еврейского Мессию, Иисуса.
Многие в Церкви признают, что Бог избрал еврейский народ для уникальной роли. Но они не уверены, когда возникает вопрос: остается ли Израиль избранным и сегодня?
У Бога были уникальные отношения с древним Израилем, это ясно из Библии. Однако выдержала ли их связь испытание временем и все бури? Распространяется ли древнее предназначение Израиля на наш современный контекст? Является ли Божье соглашение с еврейским народом безотказным?
Ответ — да. Израиль остается избранным орудием в руке Бога. Иезекииль пророчествовал, что откровение Бога, представленное миру через свидетельство Израиля, относится не только к прошлым дням, но и включает в себя обетование на будущие дни. Израиль снова будет светом для народов, указывая всем на Господа.
Понимание древних заветов
Завет был не просто договором, но глубоко личным обязательством. В древнем мире заветы использовались для заключения обязательных соглашений между людьми (1 Цар. 18:3) и народами (Нав. 9:16). Тем не менее, наиболее примечательными были заветы, которые Бог установил с отдельными людьми и народом Израиля.
Беглый взгляд на значение заветов показывает, что они были либо условными, либо безусловными, временными или постоянными. Оба участника завета могли быть обязаны соблюдать условия завета, или же бремя нес только один участник, в зависимости от соглашения.
Самой уникальной особенностью завета было пролитие крови для подтверждения связи. В наших переводах Библии используется выражение «заключил завет», но на иврите эта фраза звучит как «рассек завет».
Участники завета рассекали животное пополам и клали две половины друг напротив друга. Затем тот, кто был ответственен за соблюдение условий соглашения, проходил между частями, через кровь, и устно выражал свои обязательства. Если это был односторонний завет, то, хотя присутствовали два участника, только тот, кто был ответственен за соблюдение условий, проходил между частями.
Это важно помнить, когда мы рассматриваем, как Бог установил Свой завет с Авраамом.
Нам трудно представить себе такой процесс, но иллюстрируемое послание было таково: пусть то, что случилось с этим животным, случится и со мной, если я нарушу этот завет с тобой. Это было настолько серьезно и обязывающе.
Авраамов Завет с Богом
Бог использует завет как основу Своих отношений. Древний завет между Богом и Израилем начался с Авраама, патриарха еврейского народа. И именно этот завет основал семью Авраама.
Давайте рассмотрим три сцены в книге Бытие и проследим за развертыванием Авраамова завета. Делая это, помните о вопросе касательно нынешнего статуса завета. Прекратились ли условия завета или они все еще действительны? Остается ли Израиль избранным для уникальной роли в Божьем плане искупления?
Бытие 12
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1–3).
Через ряд утверждений «Я сделаю» Бог обещал Аврааму следующее: семью, которая станет великим народом; определенную родину; и что он и его семья будут как сами благословлены, так и станут благословением для всех племен земных.
Существует список того, что Бог предоставит Аврааму, но никаких условий или требований, возложенных на Авраама, не было — это был односторонний набор обещаний.
Бытие 15
В Бытие 15 мы читаем, что десять лет спустя обетование о семье было подтверждено и расширено. Десять лет! Нам может быть трудно ждать исполнения обещания десять месяцев, не говоря уже о десяти годах.
Аврааму было 85 лет, его жене Сарре — 75 лет. Время для деторождения давно прошло, а пара все еще была бесплодна. Исполнит ли Бог Свое обещание? Сможет ли Он? Возможно, Авраам неправильно Его понял. Задержка побудила Авраама усомниться.
В Псалме 104:19 псалмопевец писал о времени между данным обещанием и его исполнением. Там сказано: «Доколе слово Его не сбылось; слово Господне испытало его». Слово «испытало» может также быть переведено как «очистило».
Ожидание того, что Бог совершит ради нас, очищает нас. Ждать нелегко, и это редко бывает комфортно. По мере того как жар усиливается, как растет давление, если мы стоим в вере, мы обнаружим, что Господь удаляет нежелательную примесь из нашей жизни и создает в нас необходимую чистоту и стойкость, которые окажутся непоколебимыми.
В этой встрече Бог обещал Аврааму, что его наследником будет его собственный сын, а не слуга, рожденный в его доме, и не просто один наследник, но потомки, многочисленные как звезды на небе.
Отбросив всякое сомнение, Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15:6). Он собирался вступить в завет с Богом.
Бог повелел Аврааму приготовить животных для рассечения завета. Когда пришло время пройти между частями, только Бог прошел по кровавому следу. Завет должен был быть соблюден по инициативе и верности Бога. Задача Авраама состояла в том, чтобы верить.
Бытие 17
Бытие 17 представляет собой заключительную сцену, которую мы рассмотрим в развертывании Авраамова завета. Эта встреча произошла через пятнадцать лет после Бытие 15, или через двадцать пять лет после Бытие 12.
Это был долгий путь бесплодия, через который Авраам и Сарра проходили месяц за месяцем, год за годом, размышляя, споря, надеясь… исполнит ли Бог Свое обещание? Родится ли у них сын?
Господь снова явился Аврааму, и, как будто обещания сына, который станет народом, было недостаточно, чтобы осознать, Бог расширил обещание. Авраам станет отцом множества народов.
Множества народов! Библия сообщает, что Авраам пал на лице свое и рассмеялся. Еще бы!
Господь Вседержитель, Эль Шаддай, явился Аврааму в тот день. Всемогущему пришлось бы совершить это — только Он один мог сотворить чудо. Сын, народ, множество народов — это было далеко за пределами естественных способностей Авраама и Сарры. Семья Авраама будет сверхъестественной.
Вечный завет с Богом
В Бытие 17:7 Бог сказал Аврааму:
«И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный» (Быт. 17:7)
Божье обещание Аврааму — это вечный завет. Что это значит?
«Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов, который заключил с Авраамом, и клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон, Израилю в завет вечный» (Пс. 104:8–10)
Авраамов завет безотказен.
Апостол Павел назвал Авраама отцом всех верующих (Рим. 4:11). Семья Авраама включает его естественных потомков, еврейский народ, и каждого человека из любого народа, который приходит к той же спасительной вере в Мессию Иисуса, что и отец Авраам.
У Авраама есть физические и духовные дети. Однажды, согласно Писанию, физические дети Авраама, Израиль, которые будут живы при возвращении Йешуа, примут Господа с верой (Ис. 45:25; 59:20-21; Рим. 11:26).
Вечный завет Бога с Израилем все еще действителен — это означает, что еврейский народ остается Его избранным орудием. Каждое Божье обетование исполнится. Верующие из каждого народа были прекрасно привиты к семье Авраама через веру в Иисуса — через установление нового завета.
Новый Завет с Богом
Авраамов завет заложил основание для того, чтобы каждый из нас стал частью Божьей семьи (Гал. 3:8, 28-29). Он открыл путь для установления того, что Иеремия и Иисус оба называли новым заветом, который Бог заключил со всем домом Израиля. Новый завет предлагается каждому из нас. Это завет благодати, завет нашего спасения, ставший возможным благодаря крови Иисуса (Иер. 31:31; Мф. 26:26-28; 1 Пет. 1:18-19). Нас принимают в семью веры Авраама, в семью Бога, через положения нового завета.
Это была неделя Пасхи. Исполняя древнее пророчество Захарии, Йешуа въехал в Иерусалим, сидя на молодом осле, и был встречен ликующими криками толпы: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12-15)
Несколько дней спустя, когда тысячи еврейских семей находились в Иерусалиме, придя на праздник, и каждый приносил свою обязательную жертву, кровь пасхальных агнцев заполнила переливные стоки Храмовой горы и стекала в узкую долину Кедрон. Каждая жертва была напоминанием о том, какова цена греха и что для прощения должна быть пролита невинная кровь.
Пасхальный Прорыв
На протяжении веков народ Израиля хранил в своем национальном сердце надежду и обетование Писаний о том, что однажды придет Мессия, сын Давидов, сын Авраамов, и с Ним — наше спасение.
После пасхальной трапезы со Своими учениками Йешуа повел одиннадцать оставшихся с Ним мужчин через поток Кедрон на Масличную гору, в Гефсиманский сад, молиться. Он боролся и просил их молиться за Него (Ин. 18:1).
Иерусалим был полон людей, полон радости, но еще больше наполнен пророческим значением, которое было в основном скрыто от всех, даже от одиннадцати. Но Он знал. Пришел час. Наступила полнота времени. Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, совершенного Пасхального Агнца, в жертву на горе Мориа, чтобы заплатить наш долг, чтобы искупить нашу свободу от греха и смерти.
«Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя… Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет», — молился Иисус в полном подчинении Отцу (Ин. 17:1; Лк. 22:42).
Солдаты увели Его. Новый завет должен был быть заключен. Условия были записаны через пророка Иеремию, но теперь пришло время для ратификации нового завета, для пролития крови.
Божий Завет через Иисуса
Йешуа, единственный, кто был ответственен за соблюдение условий нового завета, прошел не между двумя частями плоти, а через поток, где текла кровь пасхальных агнцев, между двумя горами: Масличной горой, местом смирения, и горой Мориа, местом жертвоприношения.
Он пересек поток Кедрон, также известный как Царская долина. Это та же долина, где Авраам много лет назад встретил Мелхиседека и вынес хлеб и вино и десятую часть всего, что приобрел. Мелхиседек был священником Бога Всевышнего; некоторые считают, что он был предвоплощенным Иисусом (Быт. 14:17-18).
Кедронская долина — это та же долина, через которую Авраам и Исаак, должно быть, шли, приближаясь к горе Мориа (Быт. 22:2), где в полном послушании Авраам был готов принести в жертву своего единственного возлюбленного сына. Его готовность пожертвовать Исааком предвосхитила готовность Бога пожертвовать Своим единственным Сыном, Йешуа, на той же самой горе.
Возможно ли, что Авраамов завет был заключен в этой же долине? Возможно. Однажды мы сможем спросить об этом из первых уст.
Заветная избранность
Бог сдержал Свое слово Аврааму — родился Исаак, и поколения спустя родился величайший сын Авраама, Мессия, как и было обещано. Авраамов завет перешел к Исааку и Иакову (Израилю), к каждому последующему поколению и остается сегодня, ибо это вечный завет, основанный на верности Бога, а не человека.
Духовная семья Авраама продолжает расти с людьми веры из каждого народа, включая Израиль, через положения нового завета.
Непреходящая избранность Израиля является свидетельством совершенной верности Бога. Это громкое провозглашение того, что у нас есть Отец на небесах, Который держит Свое слово. Он — Бог, хранящий завет. Он не закончил с Израилем, и Он не закончил с вами и со мной.
Автор — Кэти Шоу / firmisrael.org
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!