Серьезно ли мы воспринимаем воплощение Христа? Понимаем ли мы, что Он мог болеть («изведавший болезни»)? Ведь недаром многие христианские мыслители прошлого не могли вместить этого и не верили в реальное воплощение Бога. Об этой проблеме рассуждает Рассел Мур, декан богословского факультета Южно-баптистской богословской семинарии.
На прошлой неделе в мой офис позвонила одна моя знакомая с просьбой помочь ей разобраться со следующим вопросом: мог ли быть у Иисуса желудочный грипп? Или обычный грипп? Или хотя бы простуда? Это не глупый вопрос, как может показаться на первый взгляд. За этим кроется нечто более глубокое. Если болезнь является результатом грехопадения и проклятия, то можно ли предположить, что безгрешная природа Христа исключала возможность подцепить вирусы, болезнетворные микробы, лихорадку?
В ту же ночь нас разбудил один из наших сыновей. У него был желудочный грипп, и теперь мы видели все неприятные результаты этого. Когда я смотрел на его дрожащую фигурку, когда его рвало над раковиной, я вспомнил вопрос той женщины. И подумал: а действительно, случалось ли когда-нибудь, чтобы Мария была свидетелем того, как ее Перворожденный Сын страдает от подобной болезни?
Согласитесь, очень тяжело представить, чтобы Иисуса стошнило. Почему? Да потому что, какими бы ортодоксальными ни были наши доктрины, мы склонны представлять Иисуса в двумерном «иконном» измерении с нимбом над головой – и уж никак не в болезни со всеми «неприятным последствиями». Однако Новый Завет свидетельствует, что Иисус Христос был «кровью и плотью» во всех аспектах, чтобы искупить нас от силы дьявола (Евр. 2:14-15).
Писание часто подчеркивает телесность Иисуса, указывая на то, что Он мог уставать, ходить в туалет. Другими словами, Иисус стал человеком в полном смысле этого слова. Он был “искушен во всем, кроме греха” (Евр. 4:15).
Само начало пребывания Христа на земле свидетельствует о Его «полной человечности». Написано, что Он был “в пеленах” (Лк. 2:12). Зачем детей пеленают? По той же причине, для чего используют подгузники, памперсы – чтобы ребенку было тепло и сухо, чтобы избавить его от неприятных ощущений из-за «выделений» в организме. Этот факт показывает, до какой степени Иисус, наш брат по плоти, воспринял человеческое тело! У Него была такая же нервная система, как у нас. Такая же система пищеварения, как и у всех людей!
Да, нам тяжело представить «радикальные моменты» воплощения. Разумеется, мы знаем, что Иисус страдал на кресте. Но Крест был кульминацией Его страданий, а не началом Его отождествления с нами. Иисус вошел в мир, несущий на себе проклятие греха – наполненный тернием, смертью и, увы, болезнями. Хотя Иисус, без сомнения, обладал властью над болезнями и даже над смертью в Своем служении исцеления, Он добровольно подчинялся страданиям и боли (и этим отождествился с нами), чтобы в конечном итоге принести Себя в жертву и восстановить мир между Богом и Его творением. “Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания”, – пишет автор Послания к евреям (Евр. 2:10). “Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного” (Евр. 5:8-9).
Вот почему Иисус должен был пройти через искушение и претерпеть связанные с ним страдания. Именно по этой причине Он чувствовал голод и жажду. Именно поэтому претерпел «дезертирство» друзей и смерть. Именно поэтому с Него тек пот с кровью в Гефсиманском саду, когда Он претерпевал безмерные моральные страдания в связи с предстоящей смертью на Голгофском кресте. Вот почему Его били, унижали и прибили гвоздями к древу. Иисус воспринял человеческую природу во всей ее полноте, кроме нашего естественного противления Богу. Однако все остальное человеческое Ему было «не чуждо» – в том числе и болезни. Однако нам кажется неприемлемым, даже кощунственным, представить Иисуса в горячке, или страдающим от рвоты. Нам кажется, что это «оскверняет» образ Христа. Нас возмущает такое «натуралистическое человечество» Спасителя – Человека, в теле Которого была кровь, кости, кишки и, извините, моча. Такие вещи, нам кажется, как-то «ущербны» для божественности Иисуса. Нам кажется ужасным представить Иисуса в реальной Его агонии – Он кричит на кресте, Его тело извивается в конвульсиях, весь в крови, обнаженный… Это так унижает образ нашего Господа! Но в этом-то как раз и все дело: Иисус отождествился с нами в нашем позоре, уничижении.
Я надеюсь, что в этом году вы не заразитесь желудочным гриппом – или обычным гриппом, даже простудой! Но если вдруг это и случится, надеюсь, вы вспомните (хотя бы на минуту) что Иисус прошел через все то, что вы испытали или когда-нибудь испытаете. Вполне возможно, что с Ним случалась и рвота, и простуда, и различные боли – как и у вас. А впереди еще и крестная смерть!
А если вы уже больны, если вы слегли, подумайте о том, что означало для Христа воплощение. Как поется в одном старом гимне, “принял Он проклятие, чтобы даровать миру благословение”. В этом суть Евангелия.
Голос Истины по материалам Crosswalk
Последнее: 26.07. Спасибо!