Что делает женщину красивой? Руководство для молодых мужчин

Что делает женщину красивой? Руководство для молодых мужчин

Некоторые называют это «предвзятостью красоты». Другие предпочитают использовать термин «лукизм». Так или иначе, исследования, проведенные за последние пару десятилетий, установили очевидный факт: быть красивым человеком выгодно. В буквальном смысле.

Чем привлекательнее вы физически, тем больше вероятность того, что вы успешно пройдете собеседование и получите предложение о работе или прибавку к зарплате и одобрение на кредит, даже если другие люди рядом с вами будут обладать не меньшей квалификацией. На каком-то подсознательном уровне (в той туманной области, где таится предвзятость) мы отдаем предпочтение красивым людям. Мы содействуем прекрасным. Мы проявляем пристрастность к физически привлекательным мужчинам и женщинам — в финансовом плане, да, впрочем, и во многих других.

Но нам ведь не нужны были исследования, чтобы открыть глаза на этот факт, правда? С древних времен мудрые люди предостерегали нас от склонности зацикливаться на поверхностных вещах, ценить внешность, а не суть. Эта опасность может быть более серьезной для мужчин, особенно молодых, как холостых, так и женатых. Мы, молодые мужчины, — существа визуальные, и многие из нас еще не поняли, насколько обманчивым может быть обаяние и насколько тщетна красота (Притчи 31:30). Мудрость придает глубину мужскому видению, но мудрость также требует и времени.

Чтобы ускорить этот процесс, книга Притч встает рядом с молодыми людьми и делает смелый шаг. Возьмем, говорится в ней, «женщину красивую и — безрассудную» (Притчи 11:22). Красивая внешне, глупая внутренне, она привлекала внимание многих мужчин — и большинство глаз оставалось на поверхности. Она блестит как серебро, сверкает как золото.

Но теперь, говорят Притчи, сделайте шаг назад и присмотритесь внимательнее. Заметьте, что её блестящая красота — часть чего-то большего: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная».

Золотые кольца и безобразные свиньи

Если такой образ вас пугает, хорошо. Так и должно быть. Кольцо в носу свиньи должно заставить нас по-другому взглянуть на вещи. В то время, как мы обычно называем глупую красоту «немного разочаровывающей», Дерек Киднер заходит так далеко, что говорит: «Писание рассматривает ее как чудовище» (Притчи, 88). В то время, как физическая красота скрывает внутреннее безрассудство, она равносильна глянцевой драгоценности, свинячьей жемчужине, золотому украшению на рыле.

Этот образ поражает отчасти потому, что Бог действительно создал нас, чтобы мы видели и ценили внешнюю красоту. Сама по себе красота не является злом. В конце концов, Бог создал мир великолепным, и человеческая привлекательность часто использует созданные принципы гармонии, симметрии и равновесия, которые нельзя не заметить.

Писание также не стесняется упоминать о внешней привлекательности красивых людей – например, «Рахиль была красива станом и красива лицем» (Бытие 29:17), Авигея «была весьма умная и красивая лицем» (1 Царств 25:3), а Давид был «белокур, с красивыми глазами и приятным лицем» (1 Царств 16:12). Упомянутые выше и многие другие примеры физической красоты меркнут перед славой своего Создателя, которого Августин назвал «Красотой всего прекрасного» (Исповедь, 3.6.10; см. Псалом 26:4; Исаия 33:17).

В идеальном Божьем замысле внешняя красота иллюстрирует внутреннее достоинство — и во многих случаях красота сегодня все еще функционирует именно так. И все же в наш падший век, когда «похоть очей» часто управляет нашим зрением (1 Иоанна 2:16) и когда внешнее великолепие часто скрывает сердце, противящееся Богу, Писание предостерегает нас не полагаться на физическое зрение слишком скоро. Самая яркая красота может говорить ложь; а золотые кольца могут свисать со свиных рыл. И наоборот, глубочайшая красота может скрываться от людей с поверхностным взглядом. Как говорит нам мудрая мать далее в Притчах:

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притчи 31:30)

В этом стихе заключена целая вселенная мудрости для молодых мужчин. Читая эти стихи, одинокие мужчины, учитесь отличать женщин, которых стоит добиваться (от тех, от которых стоит прятать глаза), а вы, женатые мужчины, учитесь видеть в своих женах глубину, которую может дать только мудрость.

Суетная, обманчивая красота

На первый взгляд, Притчи 31:30 немного озадачивают. «Миловидность обманчива и красота суетна» — осуждение внешней привлекательности кажется огульным. Но Писание ценит внешнюю красоту и в других местах (как мы видели), и даже в Притчах нашему молодому человеку сказано утешаться своей «любезной» и «прекрасной» женой (Притчи 5:19), что переводится тем же словом «очарование», что и в Притчах 31:30. Итак, какое очарование обманывает, а каким мы должны утешаться и радоваться? Какая красота суетна, а какой мы должны восхищаться?

Во-первых, Притчи советуют нам остерегаться любого мнимого очарования и любой хваленой красоты, которая не боится Господа. Если женское очарование не подчиняется Христу, если её красота не хвалится Богом, то её высшая привлекательность становится пустой. Они опускают взгляд, а не направляют его вверх. Они предают Бога, Который их дал.

Если говорить точнее, то без благочестивого страха очарование становится «обманчивым». Это слово часто относится к словесной лжи. В данном случае обман скорее визуальный, чем звуковой: люди, которые гонятся за простым обаянием, не заботясь о том, ведет ли оно к Богу или в сторону от Него, находятся в плену лжи. Точно так же и красота становится «суетной» без благочестивого страха. Это же слово проносится в книге Екклесиаста, как быстрый ветер, наводя на мысль, что суетность красоты заключается в ее краткости. «Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой» (Исаия 40:6): сегодня здесь, а завтра там; сегодня гладкая, завтра покрытая морщинами; сегодня белокурая, завтра седая. Те, кто хватается за красоту, не любя Бога красоты, пытаются поймать ветер.

Во-вторых, хотя в Притчах 31:30 очарование и красота противопоставляются «женщине, боящейся Господа», такая женщина не будет лишена очарования, по крайней мере, в глазах благочестивого мужчины. Не только богобоязненный молодой человек должен находить свою жену очаровательной (Притчи 5:19), но даже женщина из 31 главы книги Притчей обладает своего рода великолепием. «Крепость и красота — одежда ее», — читаем мы (Притчи 31:25), причем слово «красота» или «достоинство» часто переводится как «великолепие» или «величие» в других местах (Псалом 20:6; Исаия 2:10; 35:2).

Обаяние и красота благочестивой женщины, однако, отличаются от того, что ожидают увидеть мирские глаза. Если беззастенчивая и нескромная красота часто одевается так, чтобы её видели, то благочестивая красота — это тайное великолепие, тихая слава. Она может не сразу бросаться в глаза. Но чем больше наше зрение становится похожим на Божье, тем больше мы будем отворачиваться от выставляемой напоказ красоты этого падшего века и ценить красоту, которая не покроется морщинами, не увянет и не поседеет.

Красота глубины души

Если неразумные мужчины фиксируют свой взгляд только на поверхности, то путь к мудрости начинается с того, чтобы заглянуть глубже, через внешность женщины, в её душу. Именно здесь, в душе, кроется истинное совершенство «прекрасной» женщины (Притчи 31:10). Здесь находится драгоценность, которая не потускнеет с возрастом; корона, которую не заберет время; великолепие, которое не украдёт могила.

Конечно, чтобы разглядеть красоту души, требуется время и внимание; она не сияет так явно, как светлая кожа. Но она сияет для тех, кто достаточно терпелив, чтобы наблюдать. Женщина, которая описывается в 31 главе книги Притчей, красива, но её красота лучше всего проявляется в том, что она делает, а не в том, как она выглядит. В то время, как женщина, которая сравнивается со свиньей с золотым кольцом, мучается над своей внешностью, эта женщина усердно трудится, даже жертвуя идеальными ногтями (стихи 13, 16). Она применяет благочестивые навыки как в домашнем хозяйстве, так и на рынке (стихи 18, 21, 24). Она раздает дары бедным и мудрость своим детям (стихи 20, 26). Она боится Господа (стих 30).

Возможно, как и Авигея, она одновременно боится Господа и притягивает взгляды (1 Цар. 25:3). А может быть, её физическая красота приглушена. В любом случае благочестивый мужчина, наблюдающий за ней, видит медленно поднимающееся великолепие, красоту глубокую, как колодец, и сильную, как подземная река. Глупцы спешно проходят мимо нее, гоняясь за блеском золотых колец (и упуская свинью). Но мужчине, который рассмотрит ее, она покажется «любезною ланью и прекрасною серною» (Притчи 5:19).

Я не хочу сказать, что благочестивый мужчина должен находить романтически привлекательной любую благочестивую женщину. Святость не делает нас слепыми к физической красоте, и физическая красота играет реальную (хотя и сложную) роль в нашей привлекательности. Но если мы принадлежим Иисусу, мы знаем, каково это — находить красоту там, где другие ее не видят. «Не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Исаия 53:2), но как же Он был прекрасен (Исаия 52:7)! Как печально, если мы, захваченные неожиданной славой Христа, не будем смотреть глубже поверхности.

Под ней скрывается еще большая красота. И удивительно, чудесно, что те, кто созерцает такую красоту, часто обнаруживают, что она отбрасывает сияние на все остальное.

Преображение внешности

Чем больше благочестивый муж познаёт свою благочестивую жену, тем больше он понимает, что её внешний облик не остается неизменным, как и её внутренняя красота. Со временем великолепие её души пробивается сквозь трещинки кожи, как свет фонаря. И две красоты, внутренняя и внешняя, начинают сливаться и играть.

Притчи побуждают нас ожидать именно этого. Как еще можно понять повеление отца «утешаться женой юности твоей», наслаждаясь ее телом «во всякое время» и «всегда» (Притчи 5:18-19)? Когда жена твоей юности уже не молода, её сердце всё еще хранит свою красоту, а тело — сердце. Спустя десятилетия после произнесения брачных обетов её седые волосы — это не гирлянда из пепла, сгоревшие останки её былой красоты. Напротив, седые волосы украшают её голову как «венец славы» (Притчи 16:31), по крайней мере, для мужчины, который знает её как королеву. Её душа преображает её кожу.

Это внимательное, терпеливое видение, этот взгляд, погружающийся в глубины женщины и возвращающий сокровища на поверхность, есть не что иное, как участие в Божьем смотрении. «Господь смотрит не так, как человек» (1 Царств 16:7). «Сокровенный сердца человек» — Его удовольствие; «нетленная красота кроткого и молчаливого духа» — Его наслаждение (1 Петра 3:4). И нам, мужчинам, — мужьям и отцам, братьям и сыновьям — выпала честь рассказать истинную историю красоты в наш век, одержимый лишь поверхностным взглядом на кожу.

Мир говорит женщинам ложь о красоте. Наши жены и дочери, сестры и матери постоянно слышат, что истинная красота лежит на поверхности. Им говорят, что они должны стать золотыми кольцами и не заботиться о том, носит их свинья или нет. А мы, мужчины, можем либо поддержать эту ложь, либо отказаться от нее. Мы можем проявлять пристрастие к красивым людям среди нас. Мы можем отказаться рассматривать в качестве брачного партнера любую женщину, которая не соответствует нашему типу (предполагая при этом, что наши желания постоянны и неизменны, а не гибки). Мы можем выразить слабое недовольство изменением внешности жены. Или же подняться вместе с мужчиной из книги Притчей 31 и восхвалять не очарование, не просто внешнюю красоту, а тип «женщины, боящейся Господа» (Притчи 31:30).

Такой мужчина становится вестником грядущего века, предвестником того дня, когда каждая праведная женщина «воссияет, как солнце, в Царстве Отца своего» (Матфея 13:43) — и тогда ее тело будет полностью соответствовать христоподобному великолепию её сердца.

Автор — Скотт Хаббард / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!