О другом взгляде на изображения Христа читайте в статье «Допустимы ли изображения Христа? Да» Кевина Китинга
Писать что-либо против визуальных образов Христа невозможно без объяснения истории.
Многие выдающиеся христиане отвергали такие изображения в течение примерно восьми столетий, пока Второй Никейский собор (787 г. н.э.) не вынес решение в пользу изображений, включая их «почитание». Хотя восточные и западные христиане выступали против поклонения изображениям (по очевидным причинам), тот факт, что восточные христиане кланялись перед выставленными напоказ иконами, а западные христиане вплетали изображения Отца и Духа в произведения искусства, должен заставить нас задуматься: Возможно, создание изображений — даже если мы не поклоняемся им — сработало не слишком хорошо.
Хотя главный вопрос заключается в том, что говорит по этому поводу Писание, склонность к подобным ошибкам всегда была причиной того, почему триединый Бог запретил создавать изображения Самого Себя.
Вот три ключевых аргумента против изображений Христа.
1. Вторая заповедь
Вторая заповедь (Исход 20:4-5; Второзаконие 5:8–10) запрещает изображения Христа. Эту мысль иллюстрирует следующий простой силлогизм:
1. Бог запретил создавать изображения Самого Себя.
2. Христос есть Бог.
3. Поэтому Бог запретил создавать изображения Христа.
Второзаконие 4:15–24 представляет собой комментарий ко второй заповеди. Моисей объясняет Израилю, что, хотя Бог и явился им, они не должны делать какого-либо Его изображения (стихи 15–18), потому что их сердца были склонны к идолопоклонству (стих 19) и потому что создание таких изображений нарушало Его завет с ними (стихи 23–24).
К сожалению, Израиль нарушил это повеление буквально, сделав золотого тельца, символизирующего Яхве (Исход 32:1–6). Как сказано: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (стих 4), в результате чего перед ним был устроен «праздник Господу» (стих 5). Позже Иеровоам превзошёл Аарона, сделав двух тельцов как символов Яхве (3 Царств 12:28–29), и «повело это ко греху» (стих 30).
В обоих случаях Израиль нарушил завет с Богом, изобразив Его. Поскольку Иисус — это Бог-Сын, не должны ли мы колебаться, прежде чем сделать то же самое?
2. Теофании (богоявления) Ветхого Завета
Во всём Ветхом Завете Бог часто являлся Своему народу в человеческом облике. Опять же, аргумент прост:
1. Бог являлся Своему народу в человеческом обличии.
2. Бог запретил Своему народу создавать Его человекоподобные изображения.
3. Следовательно, явление Бога в человеческом обличии не позволяет нам создавать Его изображения.
Нам снова помогает 4-я глава Второзакония. Моисей говорит, что «глаза Израиля видели» (стих 9), хотя они «не видели никакого образа» (стихи 12, 15). Израиль «видел» Бога, явившегося на Синае, Исаия видел «сидящего на престоле высоком» (Исаия 6:1), Иезекииль «видел видения Божии» (Иезекииль 1:1), а Даниил «видел» «Ветхого днями» (Даниил 7:9). И всё же Исаия заявляет: «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдёте Ему?» (Исаия 40:18).
Божий запрет на изображения Его Самого сочетался с повторяющимися богоявлениями в человеческом облике. В то время как Аарон рационализировал создание божественного образа, Моисей, Исаия, Иезекииль и Даниил не пришли к такому умозаключению. Воплощение Христа было новым, но явление Бога в человеческом облике — нет. Никто не видел Бога таким, какой Он есть, и ни один образ не может запечатлеть Его славу, не уменьшив при этом её яркости.
3. Воплощение
Вот последний силлогизм:
1. Иисус — Бог-Сын, принявший человеческую природу.
2. Вторая заповедь запрещает создавать изображения кого-либо, относящегося к категории Бога.
3. Поэтому мы не можем создавать изображения Бога-Сына.
Создание изображений Христа порождает непростые дилеммы. Либо мы изображаем личность Сына и нарушаем вторую заповедь, либо мы изображаем Его человечность, отделяя её от Его Божественной личности.
В первом случае мы нарушаем закон Божий, а во втором (непреднамеренно) совершаем ересь. Здесь также играет роль вопрос почему мы хотим изображения Христа. Вызывают ли образы Христа поклонение Ему? Если да, то мы поклоняемся Богу посредством изображений. И разве мы не используем такие образы для поклонения? Если нет, то зачем они? Хотим ли мы сказать, что приучаем себя думать об Иисусе, не поклоняясь Ему? Таким образом, изображения Христа либо идолопоклоннические, либо тщетные.
В конечном счёте, нам следует отвергнуть изображения Христа, потому что мы не должны стремиться быть мудрее Бога. Если мы уважаем авторитет и достаточность Священного Писания, у нас не может быть никаких оснований создавать изображения Бога-Сына, если этого не требует Писание. Мы можем рассуждать о том, что ученики видели Иисуса и помнили, как Он выглядел, но мы же не видели.
Однажды мы увидим Богочеловека таким, каков Он есть, и будем подобны Ему (1 Иоанна 3:2). На небесах мы будем ходить видением, а не верой, но теперь мы ходим верою, а не видением (2 Коринфянам 5:7). Наше правило следующее:
«Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1 Петра 1:8).
Мы видим «свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Коринфянам 4:6), но этот свет сияет «в наших сердцах». Видеть не значит верить, но верить значит видеть.
Не слишком ли мы продвигаем нашу эсхатологию вперёд, пытаясь «увидеть» Христа иными способами, нежели Слово и таинство? Изображения всегда приводили к идолопоклонству — как в ветхозаветной истории с золотыми тельцами, так и в церковной истории с созданием изображений Христа (и Отца, и Духа). Они становятся либо фокусами, либо воронками нашего поклонения.
Но, как мудро писал Агур: «Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Притчи 30:5–6). Хотя защитники образов Христа могут любить Христа и иметь добрые намерения, мы любим Его наилучшим образом, когда живём согласно Его Слову и ожидаем Его возвращения во славе.
Автор — Раян М. МакГроу / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Блестящая по чистоте учения статья!
Хотелось бы поделиться своими соображениями по поводу прочитанного.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание: автор упомянул 7 Вселенский собор. Но необходимо отметить, что ранее (в 754г.) в Константинополе был созван собор, который должен был стать 7 Вселенским, но победившая партия осудила его как лжесобор. Но нем присутствовало более 300 епископов. В решениях собора говорилось что, тот, кто делает изображения Спасителя (Который в единой неделимой личности есть и Бог, и человек), либо ограничивает непостижимого Бога узами тварной плоти, либо смешивает две природы, подобно евтихианам, либо разделяет их, как несториане, либо отрицает Его Божественность, подобно Арию, и все, кто поклоняется такому изображение, виновны в той же ереси и богохульстве.
Позднее авторитетный собор западных иерархов (Франкфуртский собор 794г., около 300 человек) хотя и высказался, что оба собора вышли из границ истины, но особенно осудил решения собора 787г.: иконам не следует покланяться ни в коем случае. Что он понимал под поклонением: кланяться или становится на колени перед ними, приветствовать или целовать их, жечь перед ними ладан и свечи. Подобное он называет «идолопоклонством и суеверием».
Далее он заявил, что Никейский собор совершил величайшую ошибку, осудив тех, кто не поклоняется иконам: христианин должен и без пособий, обращенных к его органам чувств, уметь размышлять о добродетелях святых и восходить к Источнику вечного света.
Данный исторический экскурс был необходим, чтобы показать, противники изображений Христа имеют поддержку не только из Писания, но (на всякий случай) и из Предания.
В «1. Вторая заповедь» автор все прекрасно разобрал. Здесь хотелось бы остановиться на переводе Исх. 32:4 в Синодальном (или в NKJV — в оригинале статьи). Переведено: «Вот бог твой...» Но ведь Элохим — это нарицательное имя Бога (а в данном контексте это может относиться только к Нему). Переводчики, к сожалению, толкают читателей на ложный путь: их неправильный перевод перевод призван подтолкнуть к мысли, что грех народа был в том, что они создали образ некоего языческого бога. Поэтому Бог так и разгневался. Но правильный перевод: «Вот Бог твой...» Почему же перевели неправильно? Потому что это недвусмысленно указывало бы, что Бог разгневался не потому, что создали изображение языческого бога, а потому что они создали изображение Бога. Что, в свою очередь, проливало свет и в отношении икон.
Следует отметить, что переводчики БКИ прибегли к другой хитрости: они перевели «Вот боги твои...».
А теперь — главное, а то выходит слишком большой текст. Хочу обратить внимание читателей, что когда Иешуа являлся Своим ученикам после воскресения — Его никто не узнавал. Даже апостол Иоанн (любимый ученик) не узнал Его глазами, а узнал Его сердцем. Не будем рассуждать, что это было, а лучше зададимся вопросом — почему? Ответить нам поможет апостол Павел:
«Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2Кор.5:16). Заметьте, апостол от лица всех учеников говорит, что отныне они не знают Христа по плоти. Что означают эти слова? Они означают, что отныне они не знают Человека Иисуса Христа. Но отныне они знают Богочеловека Иисуса Христа. И если это говорят те, которые видели Его, то неужели мы, которые Его не видели может иметь/создавать Его изображения?! Ну, как иконы могут быть фотографиями?!! Фотографиями кого? Кого мы не видели? И создали этих «фотографий» тоже не видели.
Если мы любим Бога, мы будем угождать Ему. Тому, чего Он желает. А Он открыл это в Слове Своем:
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:23,24)