Допустимы ли изображения Христа? Да

Допустимы ли изображения Христа? Да.

О другом взгляде на изображения Христа читайте в предыдущей статье «Допустимы ли изображения Христа? Нет» Раяна М. МакГроу

В течение многих лет христианские лидеры бьют тревогу из-за снижения библейской грамотности. В прошлые эпохи знание библейской истории, персонажей и концепций было гораздо более распространённым, даже среди нехристиан. Что ещё хуже, снижение библейской грамотности сопровождается параллельным снижением книжной грамотности. Процент американцев, которые регулярно читают какие-либо книги (не говоря уже о Священном Писании), поразительно мал.

Но люди сегодня не глупые. Многие из тех, кто особо ничего не читает, могут часами рассказывать об истории, персонажах и метафизике вымышленных вселенных, таких как вселенная Marvel. Это форма грамотности; просто она не основана на книгах. В её основе лежат визуальные медиа.

Поэтому неудивительно, что визуальные адаптации библейских историй, такие как сериал «Избранные», приобрели такое большое влияние в последние годы. Такие работы помогают тем, кто не читает, получить доступ к библейским историям, персонажам и идеям. Они также побуждают постоянных читателей Библии по-новому познакомиться с известными историями.

На протяжении всей истории (особенно в досовременные времена) визуальные представления библейских историй способствовали библейской грамотности. Но существует также долгая история противостояния библейским изображениям. Это противодействие во многом основано на убеждении, что вторая заповедь запрещает визуальное изображение Иисуса.

Но ведь не все изображения Иисуса служат одной и той же цели. Икона, созданная для почитания, не работает так же, как иллюстрированный сборник библейских рассказов или фильм по Библии (например, те же «Избранные»).

Как мы увидим, изображения Иисуса можно использовать для пересказа библейских повествований или освещения библейских идей, не нарушая вторую заповедь, если они не забирают славу у Бога, не искажают историю Нового Завета, не умаляют природу Бога и не приводят к деградации тех, кто их использует.

Цель второй заповеди

Применяя библейское повеление к новому контексту, мы должны понимать его первоначальное обоснование. Мы не должны уподобляться фарисеям, которые, забывая цель заповедей о субботе, применяли их слишком широко, вводя множеств ограничений (Матфея 12:1–14). Прежде чем мы сможем понять, как применить вторую заповедь к изображениям воплотившегося Сына Божьего, нам необходимо рассмотреть её цель.

К счастью, вторая заповедь объясняет сама себя. Когда Бог запрещает истуканы, Он говорит, что это потому, что Он «Бог ревнитель» (Исход 20:5). Идол забирает славу от Того, кому она принадлежит, и направляет её на ложный объект. Бог запрещает идолов, потому что Он не желает делиться Своей славой с кем-либо и чем-либо, даже с изображением, которое якобы представляет Его (Исаия 42:8).

Ещё одна причина, по которой Бог запрещает использование истуканов, заключается в том, что они искажают историю Его взаимоотношений с Израилем. Когда израильтяне заключили завет с Яхве, они «глас слов [Его] слышали, но образа не видели» (Второзаконие 4:12). Придание Богу формы искажает уникальный способ, которым Он раскрыл Себя как Царь (стихи 15–18).

Бог также запрещает истуканы, потому что они умаляют Его природу и, следовательно, искажают Его носителей. Бог Библии живой и действующий. Он говорит, видит и слышит Сам. Он не продукт человеческих рук и не рупор человеческих планов. Унизительно отождествлять такого Бога с сухим деревом, которое немое, слепое и глухое (Иеремия 10:1–10). Более того, поскольку люди естественным образом становятся похожими на то, чему они поклоняются, те, кто поклоняются таким идолам, в конечном итоге становятся духовными инвалидами (Пс. 134:15–18). Вместо того, чтобы направлять верующих на пути живого Бога, идолы ведут нас к бессилию и смерти.

А как насчёт изображений Христа?

Чтобы понять, нарушает ли создание или использование визуального изображения Иисуса вторую заповедь, мы должны спросить:

  • забирает ли это изображение славу от Бога и переносит ли её на ложный объект,
  • искажает ли оно историю взаимоотношений Бога со Своим народом, и
  • умаляет ли оно природу Бога и ведёт ли к деградации тех, кто ими пользуется.

Хотя иконопочитание может забирать славу от Бога, повествовательные и экзегетические изображения Иисуса выполняют другую функцию. Никто, смотря фильм «Оппенгеймер», не хвалит (или не обвиняет) этот фильм за создание атомной бомбы. Зрители отличают фильм «Оппенгеймер» от человека Оппенгеймера. Даже если бы они представляли лицо Киллиана Мерфи, размышляя о Роберте Оппенгеймере, они всё равно могли бы легко различить этих двух людей.

Точно так же такой сериал, как «Избранные», не побуждает зрителей восхвалять сериал (или Джонатана Руми, играющего Иисуса) за дар спасения. Некоторые зрители-католики рассматривают Руми как посредника в своих молитвах, но такого рода идолопоклонство больше связано с католической доктриной ходатайства, чем с природой визуальных средств массовой информации. Если не принимать во внимание подобное учение, такие экранизации, как «Избранные», указывают зрителям на Священное Писание и на самого Иисуса.

Чтобы понять, искажают ли изображения Иисуса историю отношений Бога с человеком, мы должны различать то, как Бог открыл Себя при заключении ветхого завета, от того, как Он открыл Себя при установлении нового. В то время как Моисей подчёркивал, что Бог не принимал видимой формы на Синае, апостолы настаивают на том, что Слово «стало плотью» (Иоанна 1:14; см. 1 Тимофею 3:16), которое они видели и к которому прикасались (1 Иоанна 1:1; 2 Петра 1:16–18). Невидимый голос произнёс Синайский закон; видимый раввин произнёс Нагорную проповедь.

Изображения Иисуса подчеркивают радикальное изменение в том, как Бог общается со Своим народом через Христа. Запрет всех изображений Иисуса сводит к минимуму это изменение и может невольно привести нас к докетической христологии.

В то время как некоторые изображения превозносят Иисуса и помогают зрителям соответствовать Его образу, другие умаляют Его и приводят к деградации зрителей. Первые верны библейскому мировоззрению (пусть даже и приукрашивают детали повествования); вторые превращают Иисуса в рупор небиблейских учений или поведения. Эти вторые изображения действительно являются унизительными идолами и могут ввести в заблуждение неосторожных зрителей. Но изображения, которые верно передают контркультурный голос и образ жизни Иисуса, могут иметь противоположный эффект. Изображая библейского Иисуса, они уводят зрителей от смерти к истинной жизни.

Возможность для ученичества

Визуальные изображения Иисуса поднимают сложные и вызывающие вопросы. Вместо того, чтобы налагать абсолютный запрет на все изображения Иисуса или безоговорочно принимать все изображения, церкви должны учить своих членов практиковать различение.

Христиан необходимо предупреждать об опасности ложных или идолопоклоннических изображений. Но мы также должны быть побуждаемы использовать правильные изображения Иисуса для личного развития, ученичества и евангелизации.

Автор — Кевин Китинг / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!