Есть ли шанс к покаянию у неизбранных?

Есть ли шанс к покаянию у неизбранных?

Трудно назвать точное число писем, но я могу предположить, что больше всего вопросов на почтовый адрес рубрики «Спроси пастора Джона» мы получаем по 9 главе Римлянам. Без преувеличения в нашем электронном почтовом ящике сотни вопросов только по этой главе. Из этой главы более всего вопросов по тексту Римлянам 9:22. Лично я знаю о 65 письмах с вопросами об этом трудном стихе. Вот одно из писем от нашей слушательницы Лесли, чей вопрос передает суть большинства писем по этому стиху: «Пастор Джон, здравствуйте. Прошу вашей помощи в том, чтобы понять трудный для меня стих Римлянам 9:22. Мне кажется он говорит о том, что неизбранным не дано покаяться, потому что они были рождены на погибель. Правда ли, что многие люди рождаются без шанса на спасение?»

Я не удивлен, что 9 глава Римлянам входит в число текстов, по которым у людей больше всего вопросов, потому что и у меня они были. Совсем недавно я просматривал свои записи в дневниках с 1977 по 1979 года. Мне было немного за тридцать и почти все свое свободное время я проводил за изучением 9 главы Римлянам, особенно Римлянам 9:14-23.

Наших слушателей может заинтересовать тот факт, что этот текст, подчеркивающий абсолютную верховную власть Бога над спасением так ясно и убедительно, как никакой другой текст в Библии, и поэтому столь проблематичный для большинства из нас, был именно тем текстом, который Бог использовал 14 декабря 1979 г., чтобы побудить меня перейти от статуса академического богослова, преподававшего в течение 6 лет в колледже, к пасторскому служению в Вифлеемской баптистской церкви, где я прослужил 33 года.

Этот текст побудил меня стать пастором с желанием, чтобы Бог использовал меня для спасения заблудших грешников всех возрастов, для взращивания сильной церкви, которая будет посылать сотни людей к недостигнутым народам мира с миссиями.

Итак, я свидетельствую, что Бог использовал самую спорную главу в Библии о суверенной власти Бога в спасении грешников, чтобы перевести меня из академической работы над Словом Божьим на передовую по спасению заблудших грешников, для укрепления церкви, и для достижения народов. Это важно.

Это важно, поскольку люди думают, что если вы верите в абсолютный суверенитет Бога в вопросах спасения грешников, то вы не склонны быть пастором с жаждой спасать людей и церковью, движимой миссией. Это не так. Для меня эффект был противоположный, также как и для Уильяма Кэри, Джона Патона, Адонирама Джадсона и сотен других миссионеров и пастырей, отдавших свои жизни для достижения людей евангелием.

Библейский призыв

Существует такое учение как гипер-кальвинизм, не соответствующий историческому кальвинизму. Гипер-кальвинизм всегда исповедовался небольшой группой людей, исказившими Библию своей небиблейской логикой, говоря, что приглашать ко Христу нужно только тех, на ком есть доказательство причастности к избранным Божиим. Поэтому гипер-кальвинисты не делятся Евангелием со всеми – как это делаю я – но ждут и отыскивают знаки и знамения, чтобы выяснить кто из неверующих может быть избранным.

Это совершенно не верно. Этому не учит Римлянам 9 глава. Этому не учит никакой другой текст Библии. Тот, кто любит Божий суверенитет, пропитан широким библейским взглядом на Божью силу в спасении грешников, говорит каждому человеку без исключения такие слова:

«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает?» (Исаия 55:1,2)

Другими словами, мы взываем к ним: «Придите к источнику жизни. Все, кто хочет, можете пить даром из этого источника! Если вы примете Иисуса Христа, Сына Божьего – распятого за грешников и воскресшего из мертвых – и доверитесь Ему как единственному бесценному Спасителю, то вместе с Ним вы примете всё, что Бог совершил через Него. Вы примете всё, что Бог приготовил для вас в Нем. Ничто доброе не будет удержано от вас. Если вы примете Господа Иисуса Христа, то получите всё, чего Он достиг, а кульминацией будет вечная радость в присутствии Бога».

Это то, что вы говорите людям. Если они позволят вам так говорить целую минуту, то это вы скажете каждому человеку.

Разбираем слова Павла

Вот эти слова из 9 главы Римлянам, преткновение для стольких людей. Давайте разберем их. Римлянам 9:18-19 звучит так: «Итак, [Бог] кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет?» Другими словами, мы не задаем вопрос, которого не задавал Павел. Мы не должны думать: «У меня есть вопрос, Павел, о котором ты никогда не думал». Нет, это не так.

Затем в Римлянам 9:19 написано: «Ибо кто противостанет воле Его?». Павел не сказал: «Видите ли, любой может противостать Его воле. У нас у всех свободная воля. Любой может противостать Его воле». Он не так ответил на вопрос: «Кто противостанет воле Его?».

Далее Павел говорит в Римлянам 9:20: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» Этими словами Павел не говорит, что мы не должны задавать Богу вопросы. Он не это имел в виду. Он подразумевает, что мы никогда не должны реагировать с неодобрением, когда Бог отвечает. Он продолжает:

«Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе…» (Послание к Римлянам 9:20-23)

Итак, Лесли задает вопрос: «Мне кажется он говорит о том, что неизбранным не дано покаяться, потому что они были рождены на погибель. Правда ли, что многие люди рождаются без шанса на спасение?» Мой ответ на её вопрос – нет, не правда. Это не было бы верным библейским изложением ситуации. Позвольте мне поставить рядом две библейские истины, которые многие люди считают противоречащими, но таковыми не являются, а затем я выведу из этих двух истин ответ для Лесли.

Его суверенитет, наша ответственность

Первая истина состоит в том, что Бог от вечности из всего падшего, грешного человечества избрал людей для Себя, но не всех. Таким образом, этот выбор не обусловлен никакими заслугами этих избранных людей. Бог стремится к их спасению не только путем эффективного искупления их грехов через Христа, но и путем суверенного преодоления их бунта и приведения их к спасительной вере.

Вот вторая истина: всякий, кто гибнет и окончательно отделяется от Бога, гибнет из-за реального, порицаемого самовозвеличивания, которое есть грех. Поскольку они ожесточены против откровений о силе и славе Бога в природе или в Евангелии, то ни один невинный человек не погибнет. Никто из тех, кто смиренно желает Христа как Спасителя, не погибнет. Никого не судят и не осуждают за то, что он не знает, не верит или не подчиняется той реальности, к которой у него не было доступа. Суд происходит из-за греха и бунта против откровения, которое у нас есть.

Что удерживает эти две истины от противоречия, так это то, что моральная ответственность человека не уничтожается абсолютным суверенитетом Бога в спасении. Другими словами, Божье окончательное и решающее управление всем, в том числе тем, кто приходит к вере, совместимо с тем, что все люди несут моральную ответственность перед Богом за то, верят они или нет.

Мы живем в мире, который в целом отказывается принять преднамеренный суверенитет Бога во всём. Об этом сказано в Ефесянам 1:11: «[Тот] Кто все вершит по Своей воле и намерению» (Перевод РБО Радостная весть). Люди отвергают это в основном потому, что единственное решение, которое они могут принять для сохранения ответственности человека, — это презумпция абсолютного человеческого самоопределения, также известной как свободная воля. Но окончательное человеческое самоопределение нигде в Библии не встречается, в ней говорится о суверенитете Бога и ответственности человека. Нигде они не считаются противоречащими друг другу.

Ежедневное приглашение

Поэтому мой ответ на слова Лесли о том, что «многие люди созданы без шанса на спасение», заключается в том, что каждый день Бог ухаживает за каждым и приглашает каждого. Он ухаживает через естественное откровение в природе — восход солнца над добрыми и злыми или дождь для добрых и злых, — или через совесть, или через евангельскую истину. Эти откровения Бога — их шанс на спасение. Это настоящее приглашение. Оно реально именно потому, что если бы они смирились и приняли благодать Божию, то были бы спасены.

Те, кто смиряют себя и принимают Божью благодать, знают, что только суверенная благодать Божья позволила им уверовать. А те, кто этого не делает, знают, что это из-за их собственного греха. Они любили что-то другое больше, чем Бога, — вот почему они не верили. В аду не будет невинных людей, а на небесах будут только прощенные грешники.

Автор — Джон Пайпер / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Осипенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!