Не бояться «говорить правду о своей жизни», исповедовать перед Господом свои грехи с надеждой о прощении: с таким увещанием Папа Франциск обратился к верующим на утренней Мессе 28 сентября в часовне Дома Святой Марфы. Свою проповедь Епископ Рима начал с комментария на Евангелие от святого Луки: о реакции царя Ирода на проповедь Христа. Папа Франциск напомнил, что некоторые современники считали Иисуса Иоанном Крестителем или пророком Илией, другие же полагали, что учитель из Назарета был одним из воскресших пророков древности. Царь Ирод не знал, что думать, он чувствовал что-то внутри себя, и это «не было простым любопытством», но неким уколом совести в само сердце: он захотел воочию увидеть Иисуса, чтобы успокоиться. Иудейский царь повелел, чтобы Иисус сотворил перед ним какое-нибудь чудо, но Господь, отметил Папа, «не захотел делать перед монархом цирковое представление». За такой ответ Ирод передал Его на суд Пилата, который закончился смертными приговором. Царь Иудеи прикрыл одно своё преступление другим, попытался заслонить «угрызения совести ещё одним преступлением», подобно тому, кто идёт на убийство от страха. Угрызения совести, отметил Папа, — это «не просто воспоминания», а настоящая рана:
«Это рана от наших скверных поступков, и она болит. Однако эта рана глубоко спрятана от глаз; её не видит даже сам человек, потому что он с ней свыкся и старается её обезболить. Она внутри, и некоторые даже прикасаются к ней, но это сугубо внутренняя рана. Когда же эта язва начинает ныть, мы слышим угрызения совести. Тогда мы не только осознаём, что совершили зло, но чувствуем терзания в своём сердце, в своём теле и душе, в своей жизни. Именно отсюда исходит соблазн глубоко спрятать эту боль, чтобы больше не слышать её».
Папа Франциск подчеркнул, что если мы чувствуем обвинения совести, если она нам что-то говорит, то это великий дар Божьей благодати. С другой стороны, отметил Святейший Отец, никто из нас не безгрешен, и все мы порой видим не только собственную вину, но и грехи других людей; тогда мы глубоко сочувствуем тем, кто страдает от военных конфликтов или смертоносных распоряжений диктаторов:
«Мы должны, позвольте так сказать, окрестить нашу рану, дать ей название. Где твоя рана? Если не знаешь, как извлечь её, прежде всего молись: ‘Господи, помилуй меня, грешного’, и Господь внемлет твоей молитве. Затем следует внимательно взглянуть на свою жизнь. Если трудно определить, откуда идёт эта боль и каковы её симптомы, попроси кого-нибудь помочь высвободить её, а затем назови её по имени. Угрызения совести возникают из-за совершенно конкретных поступков; поэтому требуется конкретность. Таково подлинное смирение перед Богом, и конкретность всегда трогает сердце Господа».
Святейший Отец отметил, что конкретность в исповеди присуща детям: ясно говорить о том, что натворил, и помочь правде выйти наружу. «Таким образом человек обретает исцеление»:
«Нужно изучать науку и мудрость самообвинения. Мы обвиняем самих себя, когда чувствуем боль от раны; делаем всё, чтобы определить источник этих симптомов, а затем обвиняем себя. Не надо бояться угрызений совести: они являются признаком спасения. Нужно бояться желания скрыть их, загримировать, замаскировать и закопать... Нужна ясность: именно так исцеляет нас Господь».
В завершение проповеди Папа Франциск вознёс молитву, дабы Господь даровал верующим — на их пути к прощению — благодать «смелого самообвинения».
Последнее: 01.01. Спасибо!