История обращения нации: Как страдания привели Армению ко Христу

История обращения нации: Как страдания привели Армению ко Христу

В 2001 году Армения отпраздновала своё 1700-летие как первое христианское государство в мире. Если сегодня вы спросите членов Армянской Апостольской Церкви о происхождении их церкви, они вероятно ответят вам, что первыми в Армению принесли Евангелие в средине первого века апостолы Фаддей и Варфоломей. Они также могут упомянуть важное событие 301 года н.э. — услышав Евангелие от миссионера Григория Просветителя (ок. 240-332 гг), царь Трдат (250-330 гг) уверовал во Христа и принял крещение. Затем новообращённый царь провозгласил своё царство христианским государством.

Отмеченная длительными страданиями, замечательными проявлениями Божьей силы и свидетельством в высших политических кругах миссия Григория в конце третьего века в Армению может многому научить нас о сегодняшней миссии по всему миру.

Историческая миссия Григория

Согласно армянскому историку Агатангелосу, Григорий Просветитель изначально прибыл из Малой Азии в конце третьего века, чтобы послужить армянскому царю Трдату. Когда Григорий отказался принести жертвы армянской богине, Трдат подверг его пыткам и бросил в темницу на 13 лет. Агатангелос пишет, что в течение этих лет Трдат, его домочадцы и все его слуги были захвачены бесами и смертельно заболели. Отчаявшись и исчерпав все возможности, царь призвал заключённого Григория, чтобы тот помолился за них. Григорий помолился, и Бог ответил на его молитвы. Царь и его домочадцы были исцелены и освобождены от бесовского гнёта. Трдат вознаградил Григория, предоставив ему возможность свободно проповедовать Евангелие по всей Армении. Затем вместе с царским двором и армянской знатью Трдат принял христианство и крестился.

Сделав в своей новой вере шар вперёд, в 301 году царь, хотя и наивно, провозгласил христианство государственной религией в Армении, приказав крестить около четырёх миллионов армян. Если рассматривать эти события в глобальном контексте, то обращение Трдата произошло за десять лет до обращения римского императора Константина (ок. 272–337 гг.) и его решения дать мир Церкви в его империи. Трдат также почти на столетие опередил императора Феодосия I (347-395 гг), который сделал христианство официальной религией Римской империи около 390 года. Хотя Армянское царство было относительно небольшим, действия царя Трдата положили начало модели обращений на высоком уровне и на уровне государств, которая продолжалась в средние века.

Итак, какие же уроки мы можем извлечь из исторической миссии Григория?

Свидетельство через страдания

Григорий много пострадал во время своей миссии в Армению. Прежде чем Бог использовал его свидетельство, чтобы завоевать государство, Григорий в течение 13 лет томился в тюрьме. Подобно Даниилу, Сидраху, Мисаху и Авденаго, Григорий столкнулся с трудностями из-за того, что отказался воздать почести лжебогу. Страдание за свою верность и добросовестность как христианина сыграли ключевую роль в терпеливом свидетельстве Григория царю.

Свидетельство Григория через страдания не было чем-то новым. Божий народ всегда был страдающим народом. Иосиф, Даниил и особенно наш Господь Иисус страдали, делая имя Бога известным среди народов. Лука говорит нам, что Ирод, преследуя Церковь, «убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деяния 12:2). После описания Тимофею некоторых собственных трудностей из-за Евангелия Павел заключает: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тимофею 3:12).

Сегодня многие христиане по всему миру — пасторы, евангелисты и обычные христиане в таких странах, как Индия, Китай и Иран, — ежедневно страдают за то, что они следуют за Иисусом. Хотя мы на Западе молимся за страдающих верующих и выступаем за свободу вероисповедания по всему миру, нам не стоит удивляться, когда мы также страдаем за Евангелие. Богу может быть угодно допустить, чтобы мы попали в тюрьму или отдали свою жизнь, служа Ему. Мы можем потерять свою работу и места служения или подвергнуться остракизму из-за нашего посвящения Евангелию. История Григория Просветителя напоминает нам, что страдания во время миссии — это часть обычной христианской жизни.

Встреча с силой Божьей

Когда Григорий помолился и возложил руки на царя Трдата и его домашних, они были освобождены от бесов и исцелены от болезни. В миссиологии мы называем это «встречей с силой Божьей».

Хотя рассказы об исцелениях и освобождениях могут бросать вызов нашему рациональному и научному мировоззрению (или, возможно, они вызывают сомнения из-за шарлатанов-целителей, которых мы знаем или о которых слышали), встречи с силой Божьей являются обычным явлением в Писании и в истории миссионерства. Бог освободил Израиль из рабства через явление силы — разделив воды Красного моря. Даниил толковал сны вавилонских царей. Иисус исцелял больных, даровал зрение слепым, освобождал людей от бесов и даже воскрешал мёртвых. Иисус сам был воскрешён из мёртвых могущественной силой Бога. Служение апостолов сопровождалось мощными знамениями. Вознесённый Господь Иисус встретил Павла по дороге в Дамаск в таком явлении силы, которое привело его к принятию Христа. В Писании Евангелие часто приходит с силой проявленных чудес и знамений.

В сегодняшних миссиях мы, конечно же, должны уделять особое внимание встрече с истиной. Мы провозглашаем Христа распятого, похороненного, воскресшего и вознёсшегося, и предлагаем неверующим обратиться от своих грехов и довериться Ему. В то же время, сила представляет, вероятно, наибольший интерес для народов Юга, потому миссионерам с Запада стоило бы в своём миссионерском богословии и практике дать место встрече с силой. На конференции миссионеров в 1978 году некоторые видные христианские лидеры заявили:

«[Мы] говорим как о реальности злых сил, так и о необходимости демонстрации превосходства Иисуса над ними. Потому что обращение предполагает встречу с силой Божьей. Люди отдают себя в руки Христу, когда видят, что Его сила превосходит магию и вуду, проклятия и благословения знахарей и злодеяния нечистых духов, и что Его спасение является настоящим освобождением от силы зла и смерти» (Willowbank Report, 7D).

Уподобляясь Григорию, молимся ли мы за исцеление и освобождение в наших служениях? Молимся ли мы о том, чтобы Бог избавил нас от лукавого и чтобы Его Царство раскрывалось среди нас?

Благовестие в высших кругах

Миссия Григория (в страданиях и силе) привела его в царский дворец. Он служил царю, его семье и армянской знати — высшим слоям общества.

Хотя общение Григория с политическими лидерами может показаться примечательным для некоторых в 21 веке, он просто подражал Даниилу, который благодаря своей работе на должности государственного чиновника в Вавилоне и Персии свидетельствовал царям и высокопоставленным лицам. Миссия Григория также напоминает более поздний труд монахов, включая Августина Кентерберийского, который провозглашал Евангелие королю Англии Этельберту в 596 году, и Колумбы, который пользовался такой же благосклонностью пиктского короля Бридиуса в 635 году.

Сегодня большинство миссионеров по всему миру, особенно те, кто служат в странах с ограниченным доступом в мусульманском мире, стараются держаться подальше от государственных органов и политических лидеров. Они хотят оставаться незамеченными. В некоторых случаях это может быть мудрым решением. Однако некоторые христиане сегодня следуют примеру Григория, налаживая отношения в сфере правительства и политики.

Возьмём, к примеру, одного бывшего избранного чиновника в США, который наладил отношения с лидерами по всему миру. В то время как часть его работы состоит в защите свободы вероисповедания преследуемых христиан, он также проводит изучение Библии в самых неожиданных местах. Или возьмём одного африканского пастора, который регулярно встречается с президентом своей страны для изучения Библии и молитвы. Президент заручился поддержкой этого пастора в качестве близкого советника, чтобы тот помог ему научиться применять библейские принципы в государственных делах. Хотя ни один из этих людей не является миссионером в формальном смысле, оба они поняли, что люди, занимающие высшие посты в политике, всё так же нуждаются в Евангелии Иисуса. Политическая сфера стала их миссионерским полем.

Преемники Григория

Миссия Григория Просветителя в Армению в третьем и четвёртом столетиях может заставить нас изменить наше представление о подходах к миссии сегодня. Примем ли мы как всемирная Церковь страдания как обычную часть нашего свидетельства сегодня? Будем ли мы провозглашать благую весть о Христе своими словами, ожидая, что Бог будет действовать в силе, когда мы будем молиться и служить? Будем ли мы делать учеников во всех народах и во всех сферах — среди бедных, богатых и даже тех, кто правит нашими странами?

Автор — Эдвард Л. Смитер / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!