Как христианам увидеть смысл в еврейском Пасхальном Седере?

Как христианам увидеть смысл в еврейском Пасхальном Седере?

В наши дни всё больше христианских церквей, домашних групп и семей принимают участие в Пасхальном Седере. Но имеют ли эти символы еврейской традиции какое-то отношение к последователям Христа? Давайте посмотрим.

Маца

Вспоминая первый Песах, евреи едят мацу (пресный хлеб). В Исход 12:39 мы читаем: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно ещё не вскисло».

Хотя христиане могут оценивать это лишь с точки зрения еврейских корней нашей веры, на самом деле это представляет собой для нас совершенно новое измерение. Мы можем начать с рождения Иисуса в Вифлееме. На иврите слово Вифлеем или Бейтлехем — это Бейт (дом) и Лехем (хлеб), то есть «Дом Хлеба». Иисус сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Иоанна 6:48) и «Я хлеб живый, сшедший с небес» (Иоанна 6:51). Прямо перед Своим арестом, во время Своей последней пасхальной трапезы (Тайной вечери) со Своими учениками Он, «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание» (Луки 22:19).

По еврейской традиции отец семейства ломает мацу и заворачивает её в льняную ткань. Даже внешне маца исполосована и проколота. Всё это громко провозглашает: «Иисус Христос!»

Кость голени ягнёнка

Во время первого Песаха в Египте Бог сказал израильтянам заколоть ягнёнка и помазать его кровью перекладину и оба косяка дверей, чтобы смерть «прошла мимо» их домов (Исход 12).

Что может быть лучшим символом для христианина, чем пасхальный агнец, совершенный прообраз Иисуса Христа, Который (если мы принимаем Его как Спасителя) вынуждает «ангела смерти» (пришедшего из-за греха Адама) пройти мимо нас.

Когда Иоанн Креститель увидел Иисуса, идущего креститься, он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Иоанна 1:29).

Пророк Исаия заглянул в будущее и сказал об Иисусе: «Как овца, ведён был Он на заклание» (Исаия 53:7).

Моисей повелел народу взять ягнёнка 10-го числа месяца Нисан, проверять его на наличие пороков до 14-го числа, а затем заколоть (Исход 12:3,6). Я считаю, что Иисус въехал в Иерусалим 10-го Нисана, был «проверяем» на наличие пороков в течение четырёх дней (Пилат сказал: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» — Луки 23:4) и затем распят на Песах (14-го Нисана) в то же самое время, когда заколали ягнят.

Вареное (запеченное) яйцо

В иудаизме есть несколько символических значений сваренного вкрутую или запеченного яйца, включая символизм «нового рождения» весны, который мгновенно напоминает христианам о «новом рождении» через Иисуса (Иоанна 3:3).

Другие объясняют, что яйцо является традиционной траурной пищей, а его округлая форма символизирует круг жизни, выражая скорбь о разрушении Храма. Но мы можем вспомнить, что Иисус сказал (когда Его спросили, какое Он покажет им знамение): «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его... А Он говорил о храме тела Своего» (Иоанна 2:19-21).

Яйца безусловно проникли в христианское празднование Пасхи. Многие считают, что эта традиция возникла у англосаксов в Британии в Тёмные века, когда они чтили языческую богиню Остару. Однако ранние христиане использовали яйца, чтобы рассказать пасхальную историю, связывая новорождённого цыплёнка, вырывающегося из яичной скорлупы, с воскресением Иисуса и пустой могилой. Интересная аналогия. Тем более, что Иисус, который является «первородным между многими братиями» (Римлянам 8:29), сказал: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья» (Матфея 23:37).

Даже если происхождение этой традиции светское или языческое, Павел использовал светскую идею в Афинах, чтобы объяснить духовный вопрос. Ссылаясь на их «неведомого Бога», он сказал: «Как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “Мы Его и род”» (Деяния 17:28). Затем он использовал это как отправную точку для проповеди Евангелия.

Горькие травы

Горькие травы часто представлены хреном и салатом (поскольку Тора говорит о «травах» во множественном числе), и они символизируют горькие годы рабства евреев в Египте.

Каждый из нас может понять, что такое быть в рабстве. Мы все были рабами чего-то до прихода ко Христу. У одних людей этот опыт был более очевиден, чем у других, но все мы были рабами плоти. В Галатам 4:7 сказано: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа».

Яблоки, орехи, специи, мёд и вино

Эта часть угощения находится рядом с горькими травами. Яблоки, орехи, специи, мёд и/или вино — это смесь, похожая на раствор, напоминающий евреям о кирпичах, которые их заставляли делать в Египте.

Я считаю, что как верующие мы можем относиться к строительному раствору совершенно иначе. 1 Петра 2:5 описывает нас следующим образом: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Каждый из нас — живой камень в Божьем духовном доме, а Бог — раствор, который держит нас вместе. «И Он есть прежде всего, и всё Им стоит [Он является контролирующей и связующей силой вселенной]» (Колоссянам 1:17).

Солёная вода

Чаша с солёной водой символизирует слёзы, пролитые рабами в Египте. Традиция состоит в том, чтобы макать петрушку (см. далее) в солёную воду, чтобы вспомнить об этих слезах.

Как упоминалось выше, мы были рабами до Христа и определённо можем понять этот символизм. И хотя мы как христиане точно не застрахованы от слёз, большинство из нас согласятся, что в нашей жизни с Господом намного меньше слёз, потому что мы учимся принимать верой то, что «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни» (Исаия 53:4). Более того, у нас есть надежда на будущее, потому что Иисус сказал в Своей Нагорной проповеди: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь» (Луки 6:21). И Он обещал в Откровении 21:4, что в конце концов «отрёт Бог всякую слезу».

Петрушка

Петрушка — это символ жизни, и она также может быть символом ранней весны, времени Песаха. Другие считают её символом обновления, но, окуная её в солёную воду (или слёзы), они по-прежнему помнят о трудностях, которые ещё впереди.

Жизнь и обновление. Кто приходит на ум нам, христианам? Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6). В 1 Иоанна 5:11 сказано: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его».

Что же касается обновления, 2 Коринфянам 5:17 говорит нам: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое».

Автор — Нолан Леваллен / charismamag.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!