Читая новости, называть утро добрым не всегда просто. Ещё сложнее сохранять спокойствие и не пугаться, когда слышишь о многочисленных конфликтах и катастрофах.
Богослов Фёдор Райчинец утверждает, что душевное спокойствие тесно связано с миротворчеством. И он дает несколько советов, как сохранить душевный мир в мире, полном нестабильности и горя.
«Как реагировать на устрашающие новости?» — этот вопрос задали киевлянам журналисты «Клуба LIFE». И вот, что они услышали в ответ:
«Просто об этом не думаем. Страха нет, потому что нет смысла тратить на это свою энергию. Если мы будем довольны и радостны, мы сможем больше поддержать людей, которые в этом нуждаются».
«Я вернулся с войны, меня уже ничего не страшит. Тому, кто был под бомбёжкой, уже ничего не страшно».
«А о какой уверенности вы говорите? Человек живёт сегодняшним днём!».
«Жить, и жить хорошо. Каждый день как последний — надо радоваться».
«Катастрофы были, есть и будут. Любого масштаба, хоть природные, хоть человеческие. Конечно, мы все по очереди придём к понимаю, что такое для каждого Бог, что такое для каждого вера. Кто-то уже пришёл, а я иду».
Я задумался над сказанным. Но если у людей такие ответы, то будущее у нашей страны есть.
В ответах повторялись три важных момента. Первый: «Жизнь — это мгновение здесь и сейчас». Второе: «Нести какую-то надежду в мире, где нет спокойствия», и третье, как сказал последний человек: «Идти по этому пути и к Богу». Вот это даёт какую-то надежду.
В Нагорной проповеди есть выражение: «Блаженны миротворцы». Кто эти люди, и почему они блаженны?
Само обращение Иисуса «блаженны миротворцы» говорит о том, что мы будем жить в мире войн, катастроф, катаклизмов, человеческих и природных потрясений, и в миротворцах будет острая необходимость.
Блаженные — это вообще странные, чуть сумасшедшие люди. Они, сохраняя внутреннее спокойствие, выливают мир наружу. Но для миротворца мир начинается не тогда, когда заканчивается война, а когда воцаряется социальная справедливость. Когда суды — справедливые, когда лидеры понимают свою позицию как служение людям, когда в обществе проявляется забота о самых уязвимых.
Мы думаем, что миротворец — это человек, который упрашивает воюющие стороны прекратить войну. Но миротворец — это тот, которые предпринимает шаги к предотвращению конфликта. С этой миссией нелегко справиться, и вообще невозможно, если ты не понимаешь, в чём роль миротворца.
Например, целостно мир понимала Мать Тереза (католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сёстры миссионерки любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира, — ред.)
Большим миротворцем был Махатма Ганди (индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии, — ред.) Ему как-то журналисты «The New York Times» задали вопрос: «В чём ваше послание?» На что он ответил: «Моя жизнь и есть моё послание». То есть, человек понимал, что нужно не просто говорить о чём-то, а делать то, о чём говоришь.
Также можно говорить о Мартине Лютере Кинге (афроамериканский баптистский проповедник, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США, — ред.) как о миротворце.
Андрей Дмитриевич Сахаров (общественный деятель, правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год, — ред.) был из тех людей, кто не боялся думать по-другому.
Это тоже миротворцы. Это люди, которые пытаются в мире тотального контроля над умами оставаться свободными от него и нести альтернативу этому общественному устрою.
Что происходило во время миротворческой миссии в конце 90-х во время войны на Балканах, в которой вы принимали участие?
Наша миротворческая роль сводилась к очень простому, но одновременно очень сложному заданию — разрешению ситуации, которая ожидается и в нашей стране.
Оказывается, самое сложное начинается не тогда, когда идут бои, а когда война заканчивается. Потому что ещё вчера люди понимали, где враг, где друг, а когда прекращается стрельба, начинаются страшные вещи — предстоит как-то сосуществовать с теми, кого конфликт развёл по разные стороны. Нужно детей отправлять в одни и те же детские сады, смотреть соседу в глаза, в которые вы ещё вчера смотрели через прицел автомата.
И нас пригласили помочь этим людям построить мирное сосуществование. И, как ни странно, мы помогали военным ветеранам. Потому что они герои во времена войны, а после начинают понимать, что на самом деле война – это страшное насилие. Эти убийства, потери детей, родителей, родственников просто бессмысленны. И общество, как вот мы сегодня, пытается найти кого-то виноватого и начинает винить этих воинов-героев. И началось страшное — суициды среди воинов.
Мы поняли, что не можем от этих людей отвернуться после звонка из общества ветеранов. Мне рассказали, что они пытались найти помощь, обращались куда могли, но безуспешно. И кто-то им сказал, что церковь — это последняя инстанция, где они могут найти эту помощь. И мы пытались вернуть мир и спокойствие в умы людей, которые этот мир потеряли — это была наша маленькая, очень скромная функция миротворцев.
Ни у кого нет волшебной палочки, взмахнув которой, люди начнут любить и понимать друг друга. Это длинный и мучительный ежедневный труд, который даёт результаты не всегда пропорциональные затраченным усилиям. Но они есть.
Какое оружие в распоряжении у миротворца?
Это идея, и особенно эффективно она начинает действовать, когда за неё кто-то положил жизнь.
Второе — это воля к тому, чтобы творить добро, а не страх сделать зло.
И третье — вера, понимание, что миротворчество требует больше усилий, нежели оно производит результат. Но тот скромный результат, который вы получите, будет очень ценным.
В целом, если очень кратко: как сохранить покой в сердце в неспокойном и нестабильном мире:
— Почаще выключайте телевизор, не становитесь заложниками информационной бомбёжки. Находите мир не во внешних факторах, а внутри самого себя.
— Всё, что нам подарено Богом — это момент здесь и сейчас, что это то единственное, чем я обладаю. Только в том мгновении, в котором я живу, я и могу что-то сделать. Если я живу с осознанием, что этот момент — всё, что у меня есть, то как я буду общаться, как я буду давать, дарить, брать, прощать, любить?..
Поэтому, вот такие простые вещи я бы посоветовал всем нам и себе, в первую очередь.
Последнее: 26.07. Спасибо!