Все было продумано и учтено. Отличные вывески, чёткие указания. Любезные и вышколенные служители провели нас по гигантской стоянке, помогая припарковаться в удобном месте. Встречающие дружелюбно указали свободные места для ожидания.
Мы вошли, и следующая команда приветствующих взяла на себя все хлопоты о том, чтобы нам было комфортно.
В просторном сувенирном магазине продавались футболки и свитера, украшенные дизайнерским фирменным знаком.
На разных сценах профессиональные музыканты играли музыку для разных возрастов и вкусов, чтобы всем угодить и никого не задеть. Нам были предложены обильные закуски. Также мы увидели, что для детей и молодёжи профессиональные тренеры организовывали специальные занятия.
Раз за разом нас приглашали прийти ещё и приходить постоянно.
А теперь вопрос: исходя из всего изложенного выше, можете ли вы определить, где же я была?
Консультанты по количественному росту церквей советуют действовать строго по этому сценарию. Почти в каждой мега-церкви, где мне довелось побывать, предлагались все вышеописанные услуги.
На самом же деле речь идёт о круизном лайнере, отходящем в тур по Карибам.
Аналогии просто поражали меня всё время на протяжении моего первого в жизни круиза. И те, и другие хотят хотят мне понравиться: они хотят, чтобы я вернулась ещё раз и не хотят, чтобы я искала другое место для поклонения/путешествия. Широкий спектр услуг и некоторая пассивность во всех действиях — это то, что я наблюдала в каждой большой церкви. Чьё представление/прославление, полностью состоящее из первоклассных музыкантов, я захочу посетить? И не беспокойтесь о детях – мы займём их и будем развлекать всё время – это место (корабль/церковь) им понравится.
Даже то, как тут относятся к богатым (щедрым спонсорам) тоже несколько схоже между собой. Для нашего первого раза в круизе мы забронировали себе премиум-пакет услуг, который предусматривал повышенный уровень внимания, питания, отдельные места и приём с капитаном и членами экипажа. Попробуйте пойти в мега-церковь процветания, например, Elevate Life в городе Фриско, штат Техас. Важные спонсоры располагают отдельным временем общения с пастором; они вхожи в узкий круг.
Фирменные знаки: я побывала во многих сувенирных магазинах/книжных магазинах в церквях за последние несколько лет. На корабле предлагались определённые дорогие украшения и напитки; в церквях пытаются использовать лицо пастора как торговую марку на книгах и DVD, а также другие вещи, отмеченные фирменным знаком.
Момент отделения детей от родителей особенно меня заинтриговал. В большинстве мега-церквей детям просто не разрешается присутствовать на основных сессиях прославления/представления. Они должны быть в детской комнате/воскресной школе. Молодёжь посещает свои собственные служения, отдельные от родителей и младших детей. В круизе было немало детей, но только однажды они попались мне на глаза.
Я не критикую мега-церкви. Я лично верю, что многие из них проделывают великолепную работу и необходимы для поддержки христианского послания. Однако, меня беспокоит, что многие соблазнились стандартами потребительского христианства, а это серьёзная опасность.
У меня есть два главных вопроса.
Первый — не должно ли христианство требовать от нас большего, чем просто пассивное потребление переживаний религиозного характера?
Второй — что если появится ещё более современный, даже более причудливый круизный лайнер/прославление, с ещё более роскошным оборудованием, с ещё высшим уровнем услуг, с ещё лучшими занятиями для детей и молодёжи, более удобными парковками, с ещё более вкусной едой, с ещё большими привилегиями для состоятельных посетителей?
Это, конечно же, прозвучит банально, но что бы сказал Иисус о нашем «ол-инклюзивном» современном поклонении?
Во время круиза я читала книгу Яна Карского «Мое свидетельство миру. История подпольного государства». Карский был участником польского движения Сопротивления во время оккупации Польши нацистами. Хотя он немного писал о своей «верующей» жизни, он был глубоко религиозным римо-католиком. Его мужество, как и мужество многих других людей, сделало возможным для Польши быть единственной завоёванной нацией, которая практически не сотрудничала с нацистскими оккупантами.
Я бы желала, чтобы каждый прочёл эту книгу. Это жизнь истинного ученичества. Тут рассказывается о многих, кому пришлось тяжело работать, страдать, о тех, кто подвергся жестоким пыткам, о тех, кто добровольно отдал свою жизнь во имя свободы. Автор тайком пробрался в еврейский лагерь смертников и был свидетелем того, как тысячи голодных и нагих евреев загружали в товарные вагоны, усыпанные негашёной известью, которая сжигала стопы их ног и в конце концов убивала их.
Цитирую:
«Весь состав, начиненный мучениками, трясся и голосил, будто заколдованный. Я знал от информаторов, что будет дальше с поездом. Его отгонят на сотню километров, остановят посреди поля и оставят там дня на три-четыре, пока смерть не охватит всё, до последнего уголка».
Воспитывает ли сегодняшняя церковь таких людей, которые могут выстоять перед лицом подобного кошмара? Могут ли слабые, изнеженные, холёные христиане, поклоняющиеся только тогда, когда им это нравится и только вместе с такими же, как они, найти в себе мужество противостоять реальному злу?
Зло охватило всё. А где же мы?
Автор — Кристи Томас / ministrymatters.com
Перевод — Анна Вельшинская для ieshua.org
Кристи Томас – старейшина Объединённой Методистской Церкви. Ведёт еженедельную рубрику для интернет-издания Denton Record-Chronicle.
Последнее: 26.07. Спасибо!