Красота святости против рабства законничества

Красота святости против рабства законничества

Главной темой Библии является то, что Бог желает святости для Своего народа. Ни один честный исследователь Слова не может усомниться в этом ни на мгновение, и ни один искренний Божий ребёнок не должен желать усомниться в этом хотя бы на мгновение. Святость прекрасна!

Святость — это наша цель, наша судьба, наша часть. Она выражает самую суть природы и характер Бога и описывает наивысший уровень духовности, доступный человеку. Святость просто чудесна. Конечно, ни один искренний верующий никогда не станет с этим спорить, правильно?

Неправильно! Есть множество верующих, которые шарахаются от «учения о святости», считая его небиблейским и противоречащим Евангелию. Как такое может быть?

Для некоторых это просто реакция плоти. Они не хотят вызовов. Они не хотят, чтобы их вытряхивали из зоны комфорта или призывали взять свой крест и отвергнуть свою собственную волю и желания. Они не хотят сталкиваться с высокими Божьими стандартами и предпочитают скорее жить в своём уютном (и чопорном) укрытии самоправедности, чем выйти и услышать истину.

Некоторые путают святость с безрадостным осуждением

Для других же верующих бунт, своеволие и любовь к миру совершенно не являются проблемой. Их проблема в том, что они приравнивают святость к законничеству, считая её обязывающей, а не прекрасной. В их понимании, это система, основанная на страхе и характеризующаяся безрадостным осуждением, производящая тщетность вместо свободы. Они воспринимают «послание святости» как придуманную людьми религию, управляемую законом, а не любовью, — простое следование правилам без отношений. Это не святость! Святость — это быть подобным Иисусу в мыслях, словах и делах. Как отметил Сэмюэл Лукас, «суть истинной святости заключается в соответствии природе и воле Бога».

Законничество улавливает часть этой истины, правильно понимая, что святость требует от нас отказа от греха и нечистоты, призывая к изменению поведения и отношения. Но законничество скорее неправо, чем право, поскольку ему не удаётся понять сущность святости (оно фокусируется на внешних формах, а не на внутренней реальности) и процесс святости (делая акцент на человеческих усилиях без благодати и силы Святого Духа). Законничество убивает!

Пастор Чак Суиндолл в своей книге «The Grace Awakening» (Пробуждение благодати), вышедшей в 1990 году, не стеснялся выражений. Он предупредил: «убийцы благодати на свободе!». Они, по словам Суиндолла, оказывают разрушительное влияние, сея хаос среди верующих:

«Связанные и скованные законническими списками того, что можно и чего нельзя делать, запуганные и обездвиженные требованиями и ожиданиями других, слишком много людей в Божьей семье просто существуют в тесных рамках, продиктованных теми, кто назначил себя нашими судьями и жюри. Мы достаточно долго жили, как испуганные олени в густых зарослях негативных правил. Мы достаточно долго подчинялись правилам о том, что можно и чего нельзя, придуманным религиозными царями горы. Мы достаточно долго спали, пока окружающие нас убийцы благодати делали свою злую тёмную работу. Хватит! Пришло время проснуться. Рассвет сияет благодатью».

Законничество — это религия без отношений

Но что именно является законничеством? У него есть несколько различных форм, но все они проистекают из одного источника, а именно религии без отношений, подчёркивающей стандарты больше, чем Спасителя.

Неверующему законник проповедует оправдание делами, говоря: «Ты нечистый грешник, и тебе нужно избавиться от всех своих грязных привычек, если ты хочешь, чтобы Господь принял тебя». В этом послании нет ни благодати, ни восхваления изменяющей жизнь и очищающей от греха крови Иисуса, ни ясного провозглашения милосердия. Заявление о Божьей любви, выраженной через крест, звучит приглушено, если вообще звучит. Следовательно, доказательством нового рождения считается почти полностью то, что кто-то больше чего-то не делает.

Упор на стандарты больше, чем на Спасителя

Позвольте мне проиллюстрировать это забавной историей о двух фермерах, которые говорили о христианстве. Один из них сказал другому: «Я слышал, что ты христианин».

«Правильно», — ответил другой.

«Хорошо, а что значит быть христианином?» — спросил любопытный фермер.

«Ну, — последовал ответ, — я не пью, не курю и не бегаю за женщинами».

«В таком случае, — ответил его друг, — мой мул тоже должен быть христианином, потому что он не пьёт, не курит и не бегает за женщинами!»

Вкратце, это и есть законничество, и именно так благодаря ему христианство выглядит для многих грешников.

Законничество ведёт к отчаянию или высокомерию

В Церкви также легко обнаружить законничество. Оно судит практически исключительно по внешнему виду — и действительно судит! — быстро осуждая всех, кто не соответствует внешним нормам конкретной группы. И, вообще говоря, чем больше законнической является церковная группа, тем более конкретными они будут в отношении одного или двух особых аспектов поведения или одежды, делая их стандартом, по которому будет измеряться всё остальное.

Интересно, что, как заметил Макс Лукадо в своей книге «In the Grip of Grace» (В тисках благодати), вышедшей в 1996 году, законники в конечном итоге «либо впадают в отчаяние, либо в высокомерие» с поразительной предсказуемостью. «Они либо сдаются, либо становятся заносчивыми. Они думают либо что никогда не смогут делать это, либо что они единственные, которым это когда-либо удавалось». Какое точное описание двойной опасности законничества!

«Но разве Библия не требует от нас высоких стандартов? — можете спросить вы. — Разве вся цель твоей книги не в том, чтобы призвать верующих жить по Божьим стандартам?»

Конечно же, у Бога высокие стандарты, и конечно же, Он призывает нас жить по этим стандартам, как мы видим в моей книге.

Проблема с законниками заключается в том, что: (1) они пытаются изменить человека снаружи (тогда как Бог работает с нами изнутри); (2) им не удаётся представить сбалансированную картину Господу, уделяя слишком мало внимания Его милости и слишком много — Его гневу; (3) они не указывают страдающему грешнику (или верующему) на сверхъестественную силу Господа, превращая святость в дело одних только человеческих усилий; и (4) они добавляют законы, стандарты, заповеди, обычаи и традиции, которых нет в Слове, делая их даже важнее, чем сами библейские заповеди.

Законник не делает акцента на том, на чём делает акцент Бог, и не верит, что Бог изменяет людей

Таким образом, христианин-законник может насмешливо бранить тех, кто не живёт так, как он, считая, что недостаток любви у него — это нормально. Тем не менее, он поспешен на то, чтобы осудить любящего, добросердечного христианина, который носит наручные часы или обручальное кольцо. Второстепенное становится главным (даже когда это второстепенное является чисто человеческим вопросом и совершенно не волнует Господа), а главное (которое очень волнует Господа) становится второстепенным.

Ещё большей угрозой является то, что законник твёрдо убеждён, что он служит Богу, он полон страсти, часто действуя, как современный инквизитор. И поскольку законничеством движет плоть, а не Дух, оно считает необходимым навязывать свою религию другим. Законник не может полагаться в молитве на Бога в изменении людей, он должен изменить их сам!

Всё это резко контрастирует с библейским посланием и библейским методом достижения святости. Библейская святость начинается с сердца и со встречи с Богом и Его Словом. Она призывает к покаянию в ответ на Божье милостивое предложение спасения и предлагает путь к святости — кровь Иисуса и Дух Божий. Библейская святость бесплатна, хотя и требует дисциплины и настойчивости. Для законника нет ничего бесплатного. Всё надо заработать! Законничество ведёт к рабству, святость ведёт к свободе.

Откуда берётся законничество?

Каковы корни законничества? Обычно оно возникает, когда внутреннее ядро истинной религии остывает, а внешняя её форма сохраняется. Законничество лишено любви. Оно помнит, что истинная духовность произвела в предыдущих поколениях верующих, включая обращение от греха и принятие святого образа жизни, и затем навязывает эти конечные результаты тем, у кого не было такого же опыта. И оно неизбежно пытается продвинуть стандарты ещё дальше, пытаясь угодить Богу, демонстрируя ещё большее рвение, чем то, которое проявляло предыдущее поколение (или пытаясь защитить эти стандарты, возводя вокруг них защитную изгородь).

Лекарство от законничества

Каково противоядие от законничества? Возвращение к нашей первой любви к Господу и пребывание в ней. Поддержание близости с Богом. Проявление к другим такой же милости, как Он проявил к нам. Сохранение креста в центре. Исполнение Святым Духом.

Оставайтесь свежими, и вы никогда не зачерствеете, то есть не станете законниками.

Адаптированный отрывок из книги Майкла Брауна «Go and Sin No More: A Call to Holiness» (Иди и больше не греши: призыв к святости).

Автор — Майкл Браун / stream.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!