«…Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, … любящий добро» (Титу 1:7-8)
Во времена, когда любовь многих охладевает, нам следует остановиться на недооценённой христианской добродетели, которая согревает от холода.
Мало того, что такая черта предназначена Христом, чтобы всё более и более проявляться во всех христианах; она требуется для служения в руководстве церкви.
Чтобы было ясно, то, чего Христос требует от своих пастырей-старейшин (1 Тимофею 3:1–8; Титу 1:5–9), это не просто квалификация для вступления в должность. Скорее, эти добродетели являются постоянными ежедневными милостями, необходимыми для того, чтобы хорошо управлять церковью. Тем не менее, это также те качества, которые Христос намеревается даровать в растущей мере всей Своей Церкви. Пасторы-старейшины являются примером для паствы (1 Петра 5:3). Они не только трудятся, обучая и управляя, питая церковь и руководя ею, но и, как команда, моделируют христианскую зрелость, к которой, как мы надеемся, будут продвигаться все христиане.
Итак, в дни, которые кажутся конфликтными и вызывающими разногласия, было бы очень полезно, если не обличительно, помнить, что христиане, возглавляемые пасторами, не должны «занимать круговую оборону» и «задраивать люки». Скорее, мы должны быть благосклонными и добросердечными, зрело великодушными, «любящими добро» (от греч. φιλάγαθον – фила́гафон), как обязывает церковных лидеров Титу 1:8. Это противоположно тому, как Павел характеризует последние дни во 2 Тимофею 3:3: «не любящие добра» (греч. ἀφιλάγαθοι – афила́гафи).
Что же тогда может привести, отметить и сопровождать таких «любящих добро», чтобы мы могли понять, воплощаем ли мы сами и наши руководители то, что замыслил Христос?
1. Верьте в добро.
Во-первых, пусть не останется недосказанным, что те, кто любят добро, верят в него. В трудные дни такие пастыри и христиане всё равно верят в добро. Они знают, что их Бог — который есть сама Доброта, источник и эталон всего добра — сотворил этот мир и назвал его хорошим. Добро было первым, и оно сильнее зла. И мы знаем во Христе, что какие бы разрушения ни причиняло зло, однажды греха и смерти, которые так пронизывают и причиняют нам боль, больше не будет (Откровение 21:4), а добро пребудет вечно, как Тот, кто Добрый, будет обитать со Своим народом (Откровение 21:3).
Любящие добро верят, что настоящее добро старше, сильнее, и переживёт зло. И даже вне Церкви, в самых тёмных местах, всё ещё мелькает свет добра для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть. Они в это верят. И также ищут этого.
2. Ищите добра.
Те христиане, которые искренне верят в добро, становятся людьми, которые надеются на него. Зная Христа и Его обетования, они знают, что добро грядёт — это лишь вопрос времени. Они не могут долго поддерживать цинизм или превращаться в «маленьких цыплят», нервничающих из-за того, что «небо падает». Скорее, они считают настоящий момент, со всей его неопределённостью, турбулентностью и переменами, прекрасным временем для проповеди Евангелия, стремления к обращению, основания церквей и вливания свежей энергии в глобальную миссию.
Послание к Филиппийцам 4:8, обращённое ко всей церкви, хорошо отражает пример хорошего пастора-старейшины для своих собраний по отношению к окружающему их неверующему обществу:
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».
Павел далёк от призыва удалиться от мира и уединиться, чтобы думать о христианских мыслях в изоляции. Задача Павла, как утверждают комментаторы Мойзес Сильва (Филиппийцам, 196–198) и Гордон Фи (Филиппийцам, 413–421), состоит в том, чтобы вовлечь мир в поиски добра.
Павел выбирает глагол рассуждайте (греч. λογίζεσθε – логи́дзэсфэ, также может значить считайте), а не как мы могли бы предположить думайте (от греч. φρονέω – фронэ́о). Также он выбирает шесть прилагательных и два существительных, более типичных для языческого общества первого века, чем для церкви. Наряду с его двойной оговоркой «что только», это содержит увещевание, пишет Фи:
«Предназначенное для того, чтобы поместить их обратно в их мир, даже если во многих отношениях они остаются «против» него. … Павел говорит им не столько «думать возвышенно», сколько «принимать во внимание» то добро, которое они давно знают из своего собственного прошлого, пока оно сообразуется Христу». (414–15)
Пасторы-старейшины, как «любящие добро» (Титу 1:8), должны быть такими людьми, которые смотрят на мир реалистичными, но полными надежды глазами и могут замечать и указывать на добро, даже когда они предупреждают о грехе и обмане и отвергают их. Но такие лидеры не будут довольствоваться поисками добра. Вполне естественно (и сверхъестественно), что их вера в добро и надежда на него приведут к тому, что они будут приветствовать добро и делать добро сами.
3. Делайте добро.
Любящие добро стремятся «…делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Галатам 6:10). Христиане в целом, и пасторы-старейшины в частности, должны быть такими людьми, которые, по словам комментатора Роберта Ярбро: «ревностно следят за тем, чтобы добро процветало в церкви и за её пределами»; отмечая «связь между этим пастырским качеством и «добрыми делами», предписанными Титу и собраниям в других местах письма» (Письма к Тимофею и Титу, 486–87). Это бросается в глаза в коротком послании Павла к Титу:
- В отличие от лжеучителей, которые «…не способны ни к какому доброму делу» (1:16), Тит должен показывать в себе «…образец добрых дел…» (2:7) и, таким образом, вести церковь к тому, чтобы она являла собой «…народ особенный, ревностный к добрым делам» (2:14).
- По отношению к окружающему неверующему обществу, христиане должны «…быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (3:1–2). Это обязанность, которую многие из нас сегодня забывают выполнять.
- И если это было недостаточно впечатляюще — Павел продолжает изложение ещё сильнее: пасторы будут подчеркивать славу Евангелия (3:4–7), «…дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам». (3:8).
- Наконец, обратите внимание, что сам Павел не хвалит веру, не заботясь о плодотворности. Наоборот, он говорит: «Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны» (3:14).
Пасторы, а вместе с ними всё больше и их церкви, должны быть исполнителями добра, а не просто называться «любящими добро», обманывая самих себя. Искренняя любовь к добру побуждает их придумывать новые идеи, предпринимать свежие инициативы и делать добро, которое приносит пользу всем, особенно своим по вере.
Любите добро.
Чтобы не сместить акцент в заключении — вернёмся к особому словесному понятию, которое Павел высоко оценивает в Титу 1:8: любовь. Это качество присуще для определённых сердец. И Джон Пайпер пишет о «любящих добро» как о пастырской квалификации:
«Он должен любить наблюдать, как совершается добро, и любить участвовать в добрых делах. Это больше, чем делать добро. Это стремление и любовь увидеть добро исполненным. У этих личностей пылкий характер».
Как бы мы ни разъясняли, что наблюдаемым эффектом будет настоящий подъём, чтобы творить добро, а не быть диванным критиком — настоящее требование — это состояние внутреннего человека: он любит добро. Он верит в добро, ищет его с реальной надеждой, хвалит и совершает его, потому что любит — и добрые вещи, и добрых людей в церкви и за её пределами.
Такие любители добра не раздражительны и не обидчивы. Сами по себе они являются такими людьми, которые отчётливо воплощают в себе христианскую любовь, которая «…долготерпит, милосердствует, ... не завидует, … не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Коринфянам 13:4-7), и возрастают в ней. Они демонстрируют большие сердца и широкие, пылкие души, которые со временем становятся бодрящим свидетельством сверхъестественной встречи грешника с Самим Богом во Христе.
Первым делом, любите добро
В моменты, когда замирают сердца, помните, что ненависть не является основой христианской этики. Мы, прежде всего, любящие добро, согласно Божиим заповедям; а затем, благодаря такой любви, мы праведно ненавидим зло. Как отмечает Скотт Суэйн:
«Противоположное заблуждению не есть истина. Это противоположная ошибка. Страстное негодование по поводу неправды вряд ли сделает кого-то очередным Афанасием “contra mundum”. Скорее всего, получится сделать следующего Аполлинария или Евтихия (известных еретиков).
В христианской жизни есть место праведному гневу. Но он должен следовать правильному “порядку операций”. Любовь к добру порождает соответствующее отвращение ко злу. Ненависть сама по себе не порождает никаких добродетелей, интеллектуальных или иных».
Итак, мы вновь слышим апостола в наши дни. Цель каждого христианина — и требование к каждому пастору — быть любящим добро.
Автор — Дэвид Мэтис / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!