Нам, как христианам, нужно понимать библейское значение термина «страх Божий». Недопонимание этого термина может быть даже опасным. Когда Мартин Лютер изучал этот вопрос, он сделал важное замечание: есть рабский страх и сыновий страх.
Рабский страх — это страх человека, заключенного в камере пыток. Это такая страшная тревога, в которой кто-то кого-то пугает, и есть явная и настоящая опасность, которую представляет собой другой человек. Или это страх, когда раб боится своего злого хозяина, который придет с кнутом и измучит его.
Лютер различал этот страх и отделял его от сыновьего страха, опираясь на латинскую концепцию, из которой мы берем идею семьи. Этот сыновий страх — это такой страх, который ребенок испытывает по отношению к своему отцу. В связи с этим Лютер приводит пример о ребенке, который имеет огромное уважение и любовь к своему отцу или матери, и который очень хочет им угодить. У него есть страх или беспокойство оскорбить того, кого он любит, но не потому, что он боится наказания, а скорее потому, что боится недовольства того, кто в мире этого ребенка является источником безопасности и любви.
Я считаю, что это различие полезно, потому что основной смысл страха Божьего, о котором мы читаем во Второзаконии, — это начало мудрости. Здесь основное внимание уделяется чувству благоговения и уважения к величию Бога. Этого часто не хватает в современном евангельском христианстве. Мы становимся очень легкомысленными с Богом, как если бы у нас были всего-навсего случайные, временные отношения с Отцом. Он наш Авва, наш Отец, и мы не должны быть легкомысленными с Ним. Мы должны поддерживать здоровое уважение и почитание по отношению к Нему.
Последний пункт: если у нас действительно есть здоровое почитание по отношению к Богу, мы все же должны иметь знание о том, что Бог может быть устрашающим. «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10:31). Как у грешного народа, у нас есть все основания бояться суда Божьего; это часть нашей мотивации искать примирения с Богом.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Вы похвалили Лютера? Поняли, что мир не черно-белый — он СЕРЫЙ. Люди могут совершать как ужасные поступки — (например антисемитизм), так и каятся в них.
Ну насчет того, что Лютер каялся в своем антисемитизме, я не слышал, если вы про это. Но бесспорно, что он действительно много и полезного cделал.
Конечно не каялся (к сожалению). Но если бы Лютер дожил бы до наших дней и увидел, что наделали прикрываясь его именем, то покаялся бы.