Я вырос в атмосфере скептицизма, в эпоху сомнений, в культуре, которая предпочитала саркастические насмешки серьёзным размышлениям. Нам больше нравились упрощённые лозунги, чем сложные рассуждения. Мы любили указывать на религиозное лицемерие, но редко обращали внимание на наши собственные предположения.
Вдобавок ко всему, я вырос в еврейской семье, которая твердо верила, что «евреи не верят в Иисуса». Так что, мягко говоря, у меня было много сомнений относительно христианской веры, к которой меня подталкивали мои друзья. В конце концов, трудно было доверять религии, которая, предположительно, доминировала в Германии, когда она уничтожила шесть миллионов моих собратьев-евреев. «Христианская нация» думала, что нашла «окончательное решение» мировых проблем: избавиться от таких людей, как я.
Итак, я сочувствую сомневающимся, которые могут чувствовать влечение к христианству, но находят множество возражений, которые заставляют их держаться на расстоянии вытянутой руки. Если вас привлекает послание Иисуса, но вы, похоже, не можете избавиться от своих сомнений, возможно, было бы полезно, если бы я поделился тем, как справился с некоторыми из своих сомнений.
Из абсурдизма
Как я уже говорил, многие факторы удерживали меня от принятия христианской веры. В дополнение к уже упомянутым, я на несколько лет погрузился в абсурдистскую литературу и комедию, когда начал учиться в университете. Я приготовил интеллектуальный коктейль из произведений Сэмюэля Беккета, Курта Воннегута и Вуди Аллена, добавив в него большое количество алкоголя. Это вызвало много смеха, ещё больше ухмылок и многое другое, что было похоже на веселье. Но было и похмелье — и не только от алкоголя. После того, как проходит опьянение смехом, абсурдизм оставляет в уме и сердце экзистенциальную пустоту.
Погруженный в бессмысленность, я продолжал искать что-то трансцендентное в мире музыки. Я посещал концерты, репетировал, выступал и отчаянно слушал, надеясь найти портал в сверхъестественное или божественное. Но каждое произведение, каждый концерт, каждый опыт оставляли меня разочарованным.
Я испытывал то хроническое разочарование, которое описывает К.С. Льюис в своей книге «Простое христианство», в главе под названием «Надежда». Хотя на тот момент я ничего не читал у Льюиса, моя жизнь подтвердила правдивость его слов. Поскольку даже мой лучший опыт оказался неудовлетворительным, я мог, по сути, отреагировать одним из трёх способов:
- Я мог бы принять безбожный гедонизм и продолжать гоняться за сиюминутными опьяняющими удовольствиями.
- Я мог бы стать циником и отвергнуть всякую надежду на то, что жизнь может иметь какой-то высший смысл.
- Я мог бы принять возможность того, что, как красноречиво выразился Льюис, «если я обнаружу в себе желание, которое не сможет удовлетворить никакой опыт в этом мире, наиболее вероятным объяснением будет то, что я был создан для другого мира» («Простое христианство», с. 136-37).
Поскольку третий ответ — единственный, который вселил в меня надежду, он побудил меня прочитать экземпляр Нового Завета, который друзья подарили мне много лет назад. В нем я нашёл Иисуса неотразимым, блестящим, вызывающим и преобразующим. Хотя мои возражения и сомнения так просто не исчезли, сила послания и жизни Иисуса начала затмевать сомнения. Он склонил — и продолжает склонять — чашу весов для меня.
Я также погрузился в поиск ответов на свои вопросы, настаивая на том, чтобы найти наилучшие доступные аргументы. Хотя некоторые из прочитанных мною текстов показались мне сухими по сравнению с великолепием Евангелия от Матфея, это было необходимо. Мне нужно было в достаточной мере разобраться в своих сомнениях относительно достоверности Библии, историчности воскресения, обоснованности новозаветного толкования ветхозаветных пророчеств и некоторых других важных вопросов. Но в конце концов аргументы в пользу христианства показались мне более убедительными, чем аргументы против него.
Пять групп вопросов
Пытаясь найти ответы на свои вопросы о христианстве, я также обнаружил, что задаюсь вопросами о своём собственном скептицизме. Вместо того, чтобы просто подвергать сомнению веру, я начал сомневаться в своих сомнениях. В процессе этого я почувствовал, что основы моего собственного неверия стали становиться более хрупкими.
Если вы окажетесь в подобной ситуации, заинтригованными Иисусом, но сдерживаемыми вопросами, я бы посоветовал вам отбросить свои сомнения и исследовать веру во Христа с открытым сердцем. Вот пять групп вопросов, которые могут помочь.
ГРУППА 1: ЧТО ПРОЧНО?
Какое место вы занимаете в диапазоне между «Я знаю о христианстве всё» и «Я почти ничего не знаю»? Что вы уже принимаете в христианской вере и почему? Что убедило вас в её правдоподобии?
ГРУППА 2: ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ДРЕЙФ?
В каких частях христианского послания вы сомневаетесь? Что вызвало эти сомнения? Могут ли быть какие-то другие факторы, помимо здравого смысла, которые вызвали нынешний виток сомнений? К таким факторам могут относиться разочарование в Боге из-за оставшейся без ответа молитвы, какое-либо бедствие или страдание, которые стали последней каплей, лицемерие знакомых вам христиан или сообщения о том, что христиане ведут себя не по-христиански.
ГРУППА 3: ЧТО ТРЕБУЕТ ВНИМАНИЯ?
Насколько сильны аргументы в пользу ваших сомнений? Обсуждали ли вы эти аргументы с кем то, кому вы доверяете, чтобы он дал вам честный отзыв, или вы погрузились в эхо-камеру скептицизма? Искали ли вы наилучшие аргументы в пользу христианской точки зрения, а не просто поверхностные, глупые так называемые «доводы в защиту» христианства?
ГРУППА 4: КАКИЕ ЕСТЬ АЛЬТЕРНАТИВЫ?
Доверяли ли вы своей способности рассуждать больше, чем многочисленным аргументам в поддержку своих убеждений? Задумывались ли вы о том, что, возможно, вы склонны к хронологическому снобизму — вере в то, что новые аргументы превосходят старые, более «традиционные» точки зрения просто потому, что они новее? Какие убеждения лежат в основе вашего нынешнего образа мышления? И к чему приведут ваши нынешние убеждения в будущем, особенно в конце вашей земной жизни? Производит ли ваш скептицизм надежду, цель, смысл и силу?
ГРУППА 5: ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
Если бы вы поверили (или вернулись к вере), как бы это выглядело для вас? Как это могло бы изменить вашу жизнь? Какие вопросы вам нужно задать? С кем вы могли бы обсудить свои сомнения?
Преодоление неверия
Сомнения все ещё иногда возникают у меня, особенно когда я слышу новости о каком-нибудь ужасном стихийном бедствии или разоблачении христианского лицемерия. Но лучшие библейские, серьёзные и вдумчивые ответы христиан даже на самые болезненные вызовы по прежнему перевешивают мои возражения. Я содрогаюсь при мысли о том, какой была бы моя жизнь сейчас, если бы я не отказался от абсурдизма, безнравственности и излишеств. Я продолжаю удивляться тому, что Бог вмешался со своей надеждой, любовью и благодатью.
Я надеюсь, что вы встретите свои сомнения с помощью лучшего, что может предложить христианство. Готовы ли вы повторить слова человека, который однажды сказал Иисусу: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Марка 9:24)?
Автор — Рэнди Ньюман / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!