Михаил Самсонов: Почему Бог отверг жертву Каина?

Михаил Самсонов: Почему Бог отверг жертву Каина?

Cain and Abel make their sacrifices to God; Cain kills Abel. Engraving by F. Villamena after Raphael.

В 4-й главе книги Бытие мы читаем известную историю жертвоприношений Каина и Авеля. И в синодальном переводе, которым пользуются многие, написано:

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4:3-5)

Посмотрев подстрочный перевод и некоторые традиционные толкования, я увидел здесь следующее. Первые три слова «спустя несколько времени» практически ничего нам не говорят — просто понятно, что прошло какое-то время. Но на самом деле здесь написано следующее: «в конце дней» (מִקֵּץ יָמִים/микец ямим, где ямим — «дней», а микец — «после, спустя», однокоренное с קֵץ — «конец» — прим. ред.). Давайте посмотрим на это внимательнее.

Во-первых, здесь есть противопоставление: в конце дней Каин принёс от плодов дар Господу, и Авель принёс от первородных стада своего. Уточнение «от первородных стада своего» абсолютно не случайно: то, как Авель принёс жертву, и что конкретно он принёс, — это явное противопоставление тому, что сделал Каин. Но Каин же принёс! Что здесь не так?

Я думаю, что секрет этого в словах «в конце дней». В конце каких дней? Традиция склоняется расценивать эту ремарку следующим образом. В конце какого-то периода, скорее всего, сельскохозяйственного, он приносит от плодов земли дар Богу. И толкователи обращают внимание на то, что не «в начале времён», не с жертвы он начал свою работу, а он жертвой закончил эту работу. Можно сказать: хорошо, ведь жертва есть, всё нормально.

Но имеется ввиду, что поклонение Богу, благодарность Богу — это последнее дело для Каина. В случае же с нашим вторым героем, Авелем — он принёс от первородных стада своего. Как известно, животные могут рожать на протяжении всего года, в отличие от сельского хозяйства, где есть время сеять и время собирать. Поэтому сельскохозяйственная ситуация больше привязана к календарю и временам года. И показано, что Каин, когда уже всё сделал и себе собрал, то и Богу что-то там принёс. А Авель принёс от первородного, от лучшего. И здесь становится понятно, что в случае с Каином, Бог — это не главное. В отличие от Авеля, для которого Всевышний, которому он отдаёт самое лучшее, — это для него самое главное.

Каин и Авель. 2015. Холст, масло. 80×90. Художник А.Н. Миронов

Давайте ещё раз посмотрим на Каина с точки зрения того, что написано о нём в Писании. Верит ли в Бога Каин? Очевидно, да — он принёс Ему жертву. Знает о Боге, помнит о Нём, что-то принёс Ему в подарок — жертву, над которой так тяжело трудился. Молится ли, то есть, разговаривает ли с Богом Каин? Конечно да, он ещё и Бога слышит! Тут есть разговор Бога с Каином: Каин что-то отвечает Богу, Бог ему возражает, к чему-то призывает, чего-то от него ожидает. У них есть взаимоотношения!

Получается, мы имеем человека, который верит в Бога, который жертвует Ему, который имеет молитвенную жизнь, который слышит Бога. Да это вообще продвинутый верующий, по современным представлениям! Но интересно то, что Господь не отреагировал на Его жертву. Это вообще возмутительно! Такой духовный верующий, у него столько качеств, которых нет у многих современных верующих!

Но здесь самое главное — реакция Бога: Он не принимает эту жертву, она Ему не угодна. И конечно, если представить, что он отдал что-то Богу в последнюю очередь — мы допускаем это, мы не видим этого прямо в тексте — то понятно, что Бог, зная сердце Каина, не может быть доволен этим сердцем.

Это человек, который балансирует между бунтом и верностью по отношению к Богу. У него двойственные мысли. С одной стороны, он знает, что Богу надо то и это, он к Нему обращается, а с другой стороны, его отношение показывает, что он не совсем понимает величие Всевышнего. Можно сказать, что Он и не очень-то любит Его, а просто в режиме религиозного долга что-то Ему отдал без уважения, без поклонения.

Мы должны всегда помнить, что Бог смотрит внутрь нашего мышления. С каким сердцем мы кладём эту купюру в корзину? Начинаем ли мы любое дело с просьбы о благословении и даже не торопимся начать, если предполагаем сначала дождаться ответа с благословением? А если этого нет, то будем ли ещё молиться, ждать и, может, откажемся? Ставим ли мы Бога всегда впереди, советуемся ли с Ним, полагаемся ли на Него?

Автор — Михаил Самсонов, раввин мессианской общины «Зерем Хай», Ришон ле Цион, Израиль / ШомерТВ

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!