Сомневающийся Фома получил наибольшую известность, но для меня Иоанн Креститель является более убедительным новозаветным примером сомневающегося.
Он был благочестивым человеком, которого Писание называет «гласом вопиющего в пустыне: прямыми сделайте пути Господни» (Иоанна 1:23; ср. Ис. 40:3), потому что он был предшественником Мессии.
В какой-то момент Иоанн велел своим ученикам перестать следовать за ним и вместо этого следовать за Христом, «Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29).
Очевидно, что он верил, верно? Ведь он ясно дал понять тем, кто спрашивал: он не был Мессией (Иоанна 1:20), а Иисус был.
Будучи еще не родившимся младенцем, Иоанн Креститель прыгал в утробе своей матери при виде Христа (Луки 1:41). Он даже слышал голос Бога Отца и видел, как разверзлись небеса, когда Святой Дух сошел на Иисуса после того, как Иоанн крестил Его в реке Иордан (Матф. 3:13-17).
Именно так — Иоанн услышал голос Бога, громогласно сказавшего: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:17). Довольно убедительное доказательство того, что Иисус на самом деле был долгожданным Мессией.
В свете всех этих доказательств можно подумать, что Иоанн никогда не сомневался в том, что Иисус был тем, за кого себя выдавал.
Но Иоанн сомневался.
Даже Иоанн не был уверен
Почти в конце своей жизни Иоанн находился в тюрьме перед лицом неминуемой смерти. Он позвал двух своих учеников и попросил их пойти к Иисусу и спросить: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или нам искать другого?» (Луки 7:7, 7:19). Иоанн, по сути, сказал: «Я думаю, что верю, что Ты Мессия, но в данный момент я не уверен на 100 процентов».
Правда? После всего, что Иоанн видел и о чем свидетельствовал? После того, как Иисуса назвали Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира? После того, как услышал голос Отца, назвавшего Иисуса Своим Сыном? И после всего этого предшественник Спасителя сам сомневается в том, что Иисус — настоящий Спаситель?
Подобные факты об Иоанне Крестителе могут вызвать у кого-то насмешку по поводу его неверия. Но если быть честным, то меня утешает его сомнение. Почему? Потому что если он мог сомневаться и открыто признавать это — до такой степени, что это записано в Священном Писании, — то, конечно, и у меня есть свобода сомневаться и быть откровенным в этом.
Сомнения Иоанна означают, что я свободен от стыда признать свои собственные. Я могу честно спотыкаться в вере, зная, что Бог достаточно велик, чтобы справиться с этим, когда я дрожу.
И давайте не будем забывать, как Иисус ответил на вопросы Иоанна: Он был терпелив и милостив. Его не смутило внезапное сомнение Иоанна. Он спокойно ответил на вопрос и заверил, что Он — Мессия (Луки 7:21-23).
Гость в доме
Сомнение может быть нормальной частью христианского опыта, но не в том смысле, как вы думаете. «Нормальной» в смысле, скажем, когда кто-то остается у вас дома.
Вот что я имею в виду. Мы можем рассматривать сомнение как случайного гостя в доме нашего сердца. Гости могут приходить и немного встряхивать обстановку в вашем доме: они спят на диване, пользуются ванной и оставляют посуду в раковине. Но вскоре им суждено собраться и уйти.
То же самое должно быть и с сомнениями. Сомнения никогда не должны поселяться в вашем сердце. Если бы гость разбил палатку в вашей гостиной, объявив, что срок его ухода не истек, это было бы странно. Почему же тогда мы часто позволяем сомнениям оставаться надолго?
Давайте не будем радоваться сомнениям и позволять им поселиться в наших сердцах, но и не будем их бояться. Иоанн Креститель был достаточно смел, чтобы послать своих учеников задать острый, полный сомнений вопрос второй личности Троицы. Его вопрос — это пример того, кто вступил в борьбу со своими сомнениями, вместо того чтобы позволить им тихо затаиться и поглотить его.
Божье Слово помогает нам увидеть, что сомнение — обычное явление для Божьего народа, а также дает нам благодать последовательно идти с Ним через взлеты и падения нашей веры.
автор — Шелли Аббот / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!