В начале 5-й главы 1-го послания к Коринфянам рассказывается шокирующая история о мужчине, совершающем безнравственные сексуальные действия со своей мачехой. Когда я читал этот отрывок, он вызвал особый интерес из-за некоторых проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся в Теле Мессии. Мы, надеюсь, выходим из сезона, когда многие лидеры совершали невероятные поступки, не будучи никому подотчётными.
К сожалению, новозаветные старейшины не справились со своей работой по привлечению лидеров к ответственности. Но сейчас, когда мы живём в век социальных сетей, жертвы начинают высказываться. И давайте будем честны, в итоге всё это очень смущает. Некоторым неприятно видеть, как кого-то публично обвиняют в сексуальном грехе. А как насчёт надлежащей процедуры обличения и осуждения греха? Опять же, многие из этих людей пытались следовать библейскому протоколу, но были заблокированы теми самыми людьми, которые, как предполагалось, должны были их защищать. Всегда лучше, если есть надлежащая правовая процедура, с помощью которой обвиняемый может получить защиту. Но мы допустили ошибку, защищая власть имущих, а не жертв. Это подводит меня к тому, что застало меня врасплох.
Этот парень спит со своей мачехой!
Сегодня утром я перечитывал 5-ю главу 1-го послания к Коринфянам и заметил нечто поразительное. Здесь «обвиняемому» не предлагается надлежащая правовая процедура. Павел очень зол из-за того, что они не только не отстранили его от общения, но и что им, похоже, нравится его поведение (что наводит меня на мысль, что суда или расследования не было). Павел говорит: «Я уже произнёс суд над тем, кто сделал такое». Греческое слово «кекрика» — сильное слово, и в данном контексте оно означает «принимать законное решение, решать юридический вопрос о правильности или неправильности (Иоанна 18:31; Деян. 23:3); или осудить, как виновного (Ин 7:51)». [1] Сам отрывок (см. ниже) говорит не столько о безнравственности этого человека, сколько о гневе Павла на то, что церковь не применяла дисциплинарных мер в отношении него.
«Говорят, что среди вас на самом деле царит блуд и такой блуд, какого даже среди язычников не встретишь: некто среди вас сожительствует со своей мачехой. И вы раздуваетесь от гордости! Разве не пристало вам печалиться? Пусть тот, кто совершает такое, исключён будет из вашего числа. Ибо, хотя я не нахожусь среди вас телом, зато присутствую своим духом и, как присутствующий, я уже произнёс суд над тем, кто сделал такое. Когда вы соберётесь вместе во имя нашего Господа Иисуса, и мой дух будет среди вас, то властью нашего Господа Иисуса предайте такого сатане, чтобы уничтожена была его греховная природа и дух его мог быть спасён в день Господний» (1 Кор. 5:1-5, НРП).
В данном случае я вижу много причин, по которым Павел обошёл надлежащую процедуру. Коринф — это не Эфес, где пастор Тимофей наводил порядок. Было много проблем — разделения (1 Кор. 1:10), безнравственность (5:1-5), злоупотребление Вечерей Господней (11:17 и далее), злоупотребление свободами (10:23 и далее) и идолопоклонство (10:14). Очевидно, что руководство действовало неэффективно. И если у кого-то и были полномочия просто принять окончательное решение, то это был апостольский отец коринфской общины — сам Павел. Тем не менее, кто-то, имеющий образование в области церковного управления, мог бы обвинить Павла в том, что он разрушил репутацию упомянутого человека, осудив его без надлежащей правовой процедуры.
Откуда Павел узнал об этом человеке? Похоже, он что-то прочитал в социальных сетях! По крайней мере, в социальных сетях того времени: «Говорят, что среди вас на самом деле царит блуд». Прислушивается ли Павел к сплетням? Вполне возможно, что это произошло в доме Хлои: «Ибо стало мне известно от домочадцев Хлои, что среди вас ссоры» (1 Кор.1:11). Были ли люди/домочадцы Хлои сплетниками? Более вероятно, что они были в ужасе от того, что прославлялась безнравственность этого человека, и умоляли Павла вмешаться. Старейшинам нужна свобода в обсуждении вопросов лидерства, чтобы их не обвинили в сплетнях. Сплетни в большей степени связаны с тем, что в сердце людей. Когда лидеры обсуждают как бороться с теми, кто практикует извращения в их собрании, — это не сплетни. И это не «дух обвинения», как некоторые кричат, когда лидера привлекают к ответственности.
Социальные сети и скандалы
Выше я использую термин «социальные сети» в шутку. Социальные сети — определённо не то место, где стоит выдвигать необоснованные обвинения против кого бы то ни было. Но это может быть последней отчаянной попыткой привлечь внимание всего мира к тому, кто не добился справедливости и к кому церковь не захотела прислушаться.
Несколько лет назад произошла ситуация, когда один молодой человек попытался связаться со старшим лидером по причине серьёзных обвинений в сексуальной безнравственности. Старший лидер отказался встречаться с этим человеком. Он не хотел слышать о сексуальных прегрешениях своего протеже. В отчаянии молодой человек опубликовал обвинения в Интернете. Это имело положительный эффект, поскольку привело к судебному процессу, который признал евангелиста непригодным для служения. В этом случае публичное обращение было последним средством. Но я также помню, как другой служитель набросился на молодого человека так, словно он совершил ужасный поступок, хотя на самом деле он, скорее всего, спас других от того, чтобы стать жертвами.
Я обращаю ваше внимание на то, что даже Павел в данном случае вышел за рамки обычной процедуры и вынес публичное суждение. Я думаю, что это исключение, а не правило. Правило таково: первое Послание к Тимофею 5:19 — новозаветные старейшины получают обвинения и проводят расследование. В этой ситуации Павел чувствовал, что у него достаточно информации о ситуации, чтобы не было необходимости в судебном разбирательстве или расследовании; он просто вынес приговор. Лично я хотел бы, чтобы каждая община приняла протокол, позволяющий безопасно и надлежащим образом относиться к обвинениям. Но мы не можем быть настолько озабочены соблюдением протокола, чтобы наказывать жертву за обращение в СМИ. Иногда люди больше возмущаются нарушением протокола, чем сексуальным преступлением, которое становится достоянием гласности. На самом деле, тот же самый старший лидер, который не хотел слышать об извращениях своего молодого евангелиста, утверждал, что люди, которые разоблачали этого человека, поступали ещё хуже, чем сам извращённый евангелист, публично выступая против него.
Предавать кого-то сатане
Суд Павла был искупительным по своему характеру. Он надеялся, что, предав суду этого человека и выгнав его из общины, «предав его сатане для уничтожения его „греховной природы“», его дух будет спасён. Целью Павла было спасение этого человека. Вполне вероятно, что смысл слов Павла, хотя они и вызывают много споров, заключается в том, что тот человек будет удалён из общины и пройдёт через сатанинское испытание, подобное испытанию Иова (надеюсь, не столь суровому и по другой причине — очевидно, Иов был праведным человеком, а коринфянин — нет). Намерение Павла состояло в том, чтобы, пройдя сатанинское испытание, этот человек вернулся к Господу.
Мы видим, что во 2-м Послании к Коринфянам 2:6-8 этот человек кается, и Павел призывает его вернуться к общению. Павел просит коринфскую общину принять его обратно в общение и простить его, подтверждая свою любовь к нему.
Урок для нас заключается в том, что, что бы мы ни делали, нашей целью должно быть искупление — искупление жертв и преступников. Иисус умер за грешников. За всех грешников. Мы не должны терпеть тех, кто преследует верующих, подвластных им (Мф. 18:1-6), но, соблюдая дисциплину, наша цель должна быть в том, чтобы увидеть, как тот, кто согрешил, возвращается к свету.
- James Swanson, Dictionary of Biblical Languages with Semantic Domains: Greek (New Testament) (Oak Harbor: Logos Research Systems, Inc., 1997).
Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!