Вы, как и я, конечно, были свидетелями, как наши близкие приходят к Иисусу, оживают, внимая Евангелию, присоединяются к служению. В своём рвении они стремятся порвать с прошлыми грехами и с радостью становятся частью Божией церкви. Они без стеснения несут весть о Христе. Им всё равно, если кто-то сочтёт их странными.
Но проходит время, и, как израильтяне в пустыне, они начинают оглядываться, как будто Египет зовёт их домой. Они припоминают моменты прошлой жизни и не против кое-что вернуть. Они вновь боятся выглядеть странно и быть не такими как все. Их тянет к некогда привычному «нормальному» состоянию.
Да мы и сами не только наблюдали, но и ощущали такое. У вас, как и у меня, вероятно, были времена, когда ваше отличие от этого мира ослабевало (или почти исчезало), когда вы меняли свои небесные одежды на менее приметные. Когда-то вы были достаточно странными (и радовались этому), но затем, со временем, потихоньку вновь стали обычными.
Христиане, по определению, “пришельцы и странники“ в этом мире (1 Петра 2:11) – не такие, как все. Но мы не всегда живём в соответствии с нашим званием. И мы нуждаемся в помощи в том, чтобы нам, странникам, оставаться странными.
Оставайтесь странными
Апостол Пётр знал, что такое быть странным, и как трудно оставаться таковым. Посещая свои возлюбленные церкви, размышляя о своей собственной душе, он видел, сколь многие силы стремятся сделать христианских странников «нормальными»: неугасимые плотские похоти (1 Петра 2:11), мир в своём злобном удивлении (1 Петра 4:4), рыскающий вокруг дьявол (1 Петра 5:8).
Среди всего этого Пётр, похоже, выделял угнетающее влияние этого мира – друзей, соседей, родных и коллег, которые смотрят на вашу жизнь и “дивятся” тому, что вы делаете или не делаете, что говорите, а что – нет (1 Петра 4:4). Как говорится в Библии короля Якова, “Они считают это странным”. Они считают странными вас.
Как бы мы не стремились отождествить себя со Христом, Пётр понимает, что насмешливые взгляды, высокомерные разговоры и непрекращающееся давление мирской культуры могут повредить христианской целостности. Чем сильнее вы чувствуете, насколько странными кажетесь окружающим, тем более вы нуждаетесь в помощи, чтобы сохранить свою странность. А для этого вам нужны такие же странные люди, как и вы.
И поэтому среди своих призывов к христианам оставаться странными в 1 Петра 4 апостол описывает тип сообщества, которое сохраняет и культивирует их отличие от этого мира. Конечно, Пётр понимает, что отступничество может произойти даже в самой здоровой общине. Но он также знает, что те странники, для которых церковь не станет домом, рано или поздно уйдут в мир. Только вместе мы сможем сохранить себя от мира.
Итак, в противовес страстям и правилам неверующего общества, Пётр раскрывает четыре уникальные черты верного сообщества пришельцев и странников – церквей, которые являются нашим домом на пути к небесам.
1. Необычное поведение
“Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов” (1 Петра 4:8).
В 1 Петра 4:3 Апостол перечисляет грехи христиан до обращения, которыми до сих пор наслаждаются их мирские соседи: “похоти (мужеложство, скотоложство, помыслы), пьянство, излишество в пище и питии и нелепое идолослужение”. Его видение христианской общины в стихах 7–11 предлагает иное сообщество – место, где такие страсти не только отвергаются, но заменяются прославляющим Бога, возвышающим душу поведением.
Среди них первый пример – любовь – искренняя, ревностная, покрывающая грех любовь. В порочных сообществах, подобных описанным в 3-м стихе, могут присутствовать дружба или товарищество, но такая любовь им неведома. Не знали её и мы, когда жили в злобе, коварстве, лицемерии, зависти и всяком злословии (1 Петра 2:1). Тогда мы разжигали грех в других и в себе. Теперь же мы покрываем его.
“Любовь покрывает множество грехов” означает, что, когда нас ранят, мы прощаем, закрываем глаза, проявляем милосердие, не ожесточаемся. Брат пренебрегает вами – а вы молитесь, прощаете его в своём сердце и продолжаете любить его. Сестра наговаривает на вас – а вы говорите ей, как больно вам было это слышать, кротко призываете к примирению и продолжаете любить её. Некоторые грехи мы оставляем без внимания, некоторым противостоим – но всё покрываем.
Такая любовь чужда этому миру. Но всякий раз, когда мы её практикуем, мы тем самым напоминаем друг другу о Христе, который “чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши” (1 Петра 3:18). Любовь, покрывающая грех, не только хранит странность наших общин – она также удерживает их со Христом, в Чьей близости наше отличие от мира становится подлинно сладостным.
2. Место страннолюбия
“Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота” (1 Петра 4:9).
Призыв Петра к покрытию грехов подразумевает, что мы можем глубоко ранить друг друга, поскольку знаем друг друга действительно близко. Это значит, что наши отношения выходят за рамки простого знакомства и воскресных встреч. Здоровые церкви, как и Пётр, сознают, что если собираться раз в неделю, это не поможет христианам хранить своё отличие от мира. И поэтому в остальное время мы приносим свои необычные для мира отношения в особенное место: к нам домой.
Страннолюбие (буквально “любовь к странникам”), пожалуй, было более распространено во времена Петра, чем в наше время (по крайней мере, на Западе), но всё же не было настолько привычным, чтобы Пётр не стал призывать к нему. И оно не было таким уж лёгким делом, поскольку апостол добавил фразу: “без ропота”. Ведь всегда есть искушение пожаловаться на затраты, которых требует страннолюбие. Но как наша любовь покрывает множество грехов, так и наше страннолюбие компенсирует множество неудобств.
Когда мы открываем свои дома для других христиан, особенно для тех, кто весьма непохож на нас, мы помогаем странникам ощутить себя как дома. Мы приглашаем друг друга в такой мир, где в недолгие часы отдыха мы чувствуем себя желанными, свободными, особенными среди таких же особенных – и, следовательно, странниками в компании друзей. Отблеск света небесного дома в наших домах прибавляет нам смелости оставаться особенными.
Чтобы наши церкви становились домом для странников-христиан, мы должны открывать двери и наших собственных жилищ – почаще и без ропота.
3. Дивные дела
“Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией” (1 Петра 4:10).
В мире у каждого из учеников Петра было своё определённое положение. Общество того времени внимательно оценивало человека по тому, высокого или низкого он происхождения, хозяин или слуга, мужчина или женщина, стар или молод.
Но пребывая в Церкви ученики Петра – совершенно разные люди – были духовно равными. Сохраняя свою земную идентичность (Пётр по-прежнему обращается к слугам как к слугам, к жёнам как к жёнам, к младшим как к младшим), они обретали дивное равенство во Христе. “Каждый... получил дар”, каждый стал верным домостроителем “многоразличной благодати Божией”, и каждый был призван “служить друг другу”.
Посторонний наблюдатель увидел бы такую Церковь единой, неразделённой на сословия, лишённой предубеждений, в которой каждый служит каждому и все без исключения – Царю. Наш Господь, будучи превыше всякого достоинства, не счёл недостойным омыть ноги Своим ученикам. Разнообразными путями, множеством даров – наставляя, руководя, увещевая, раздавая, управляя – Его Церковь продолжает шокировать общество и омывать ноги наименее именитым.
Такие общины все ещё кажутся странными даже в обществах, претендующих на равноправие. Но как бы мы ни ценили равенство, у каждого из нас есть категории людей, которым мы, если не вести речь о милосердии, никоим образом не рады служить и от которых не стали бы принимать помощь. Но внутри Церкви мы служим всем, и все поддерживают нас, и мы воплощаем грядущее царство, несём весть о грядущем Царе и служим “многоразличной благодати”, которая нам нужна, чтобы хранить свою странность.
4. Непривычный взгляд на мир
“Впрочем близок всему конец ... [Богу] слава и держава во веки веков” (1 Петра 4:7,11).
Необычные поведение, место и дела Церкви сохраняют и развивают глубинные отличия христиан от этого мира, среди которых наиболее поразительное – наше мировоззрение. Поэтому Пётр начинает и заканчивает этот отрывок послания, перелистывая несколько страниц истории вперёд, напоминая нам о её следующей и последней главе. В конце концов, мы остаёмся странными, помня, что живём в последнее время.
Христос пришёл во плоти, умер, воскрес и вознёсся – и теперь не осталось важных событий между нами и вторым пришествием нашего Господа. “Близок всему конец” – конец этому миру. И, следовательно, наша странность также близка к завершению.
Христиане не могут не выглядеть странными для неверующих всех мастей – прогрессивных и консервативных, городских и сельских, молодых и старых. Но это не значит, что мы странные по сути, во всяком случае не с точки зрения вечности. Нет, с точки зрения “во веки веков“ самым странным является именно нынешний мир греха, этот век, игнорирующий Бога. Так не было от вечности в прошлом, это не так в данный момент на небесах, и в скором времени так уже не будет нигде. “Ему слава и держава” – во веки веков они принадлежат Ему.
Чем более наши мысли устремлены в вечность, тем сильнее этот мир, кажущийся таким нормальным, предстаёт чуждым, преходящим, извращённым, странным. И поэтому мы вместе молимся о приходе Царства Божиего. Мы проповедуем и говорим о возвращении Христа. И мы напоминаем друг другу, что этот мир – не наш дом. Какими бы посторонними мы ни казались здесь, мы свои Богу, ангелам и великому облаку свидетелей, бывших до нас.
Оставайтесь же странными то недолгое время, что потребуется, ведь вы уже на самом пороге дома!
Автор — Скотт Хаббард / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!