Отчаялся ли Иисус на кресте?

Отчаялся ли Иисус на кресте?

Взгляд тех, кто вместе с нами следует годичному плану чтения Библии “Навигаторы”, уже несколько дней обращён к 21-му Псалму. Этот захватывающий псалом приковывает наше внимание с самого начала: “Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?” (21:2). Полная ужаса строка. Особенно, когда мы слышим её в крике Иисуса на кресте. 21-й Псалом полностью посвящен Христу и звучит в повествованиях о распятии в Матфея 27:46 и Марка 15:34. Но, услышав второй стих псалма из уст Господа, мы задаемся вопросом: отчаялся ли Иисус на кресте?

Это волнует и нашу слушательницу Бриджит. Вот её письмо: “Пастор Джон, моя любовь к Господу глубока, и вера продолжает возрастать, но мне всегда было трудно понять строки Евангелия от Матфея 27:45–46, где Иисус обращается ко второму стиху 21-го Псалма. Почему Иисус спрашивал Отца: “Почему Ты оставил Меня?” когда Он, несомненно, знал ответ? Ведь именно для этого Господь и пришёл – умереть и быть оставленным ради нас! Не могли бы вы объяснить это, чтобы укрепить мою веру?”

«Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Эти леденящие душу слова мы встречаем в двух Евангелиях (Матфея 27:46 и Марка 15:34), когда Иисус висит на кресте за мгновения до смерти. Сказано, что “около девятого часа возопил Иисус громким голосом”. Поразительно. Откуда у Него взялись силы для громкого крика? “Или, Или! лама савахфани?” – по-арамейски. “То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Матфея 27:46).

Предначертанные страдания

И вот о чём мы обязательно должны помнить: слова Господа абсолютно соответствуют второму стиху 21-го Псалма. Это важно потому, что Иисус наверняка знал, что весь псалом, так или иначе, был о Нём. Ведь в повествованиях о Его смерти мы находим как минимум ещё три отрывка из псалма. Итак, во втором и третьем стихе мы читаем: “Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения”.

Затем восьмой стих говорит: “Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою”. И слова “кивают головами” цитируются в Евангелии от Матфея 27:39 – “Проходящие же злословили Его, кивая головами своими” – чтобы показать, что псалом исполняется во время смерти Иисуса.

После, в 17 стихе говорится: “пронзили руки мои и ноги мои”. И в 19-м стихе: “делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий”. Таким образом, слова “Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?” являются частью 21-го псалма, в котором раскрывается сюжет последних часов Иисуса перед смертью на кресте.

Итак, почему же Он это сказал? Наша слушательница хочет знать: “Почему вопрос “Почему?” Почему Он это сказал? И вот ответ из трех частей.

1. Он принял наше осуждение

Во-первых, Он действительно был оставлен. Вот поэтому. Слова “Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?” означают именно это. Он несёт наши грехи. Он был осуждён за нас. Гнев Бога Отца, который заслужили мы, Он излил на нашего Господа. И этот гнев обязательно предполагает оставление. Он предал Христа на страдания под тяжестью всех грехов всего своего народа. И суд – осуждение за эти грехи – непостижим для нас. Я не думаю, что мы можем даже приблизиться к пониманию его роли в отношениях Отца и Сына.

Быть оставленным Богом – это крик проклятых, и Он был проклят за нас. Итак, Он произнёс эти слова, потому что был по-настоящему оставлен. Это – первая причина.

2. Он выражал отчаяние

Во-вторых, я полагаю, что вопрос “почему” призван не получить ответ, а передать ужас оставления Богом. У меня есть несколько причин так думать.

Иисус знал заранее – что и зачем Он делает и что с Ним произойдёт. Отец послал Его в назначенное время, и Он согласился исполнить Его волю, зная всё, что совершится. Послушайте эти слова (это Иоанна 18:4): “Иисус же, зная всё, что с Ним будет, вышел и сказал им [отряду воинов и служителей первосвященников и фарисеев]: кого ищете?” И Он подчинился им. Итак, Он знал. Он знал, что это произойдет. Он всё знал.

Другая причина состоит в том, что это был момент агонии, а не богословского любопытства. Это был момент предсмертной агонии.

И третья мысль, подтверждающая, что это не вопрос, а выражение ужаса, заключается в следующем. Слова Господа, очевидно, являются рефлекторным отражением или следствием Его наполненности 21-м Псалмом. Да, это точная цитата, но вися на кресте вы не думаете: “О, похоже, самое время процитировать подходящее место из Писания”. Оно либо пребывает в вас, как сама суть мессианского призвания, либо его нет. И если оно внутри, то открывается в наихудший момент жизни, назначенный Отцом и описанный в 21-м Псалме. Кажется, это является сутью происходящего.

Позвольте мне прочитать 23-25 стихи 21-го Псалма. Они звучат так:

Буду возвещать имя Твое братьям моим,
посреди собрания восхвалять Тебя.
Боящиеся Господа! восхвалите Его.
Все семя Иакова! прославь Его.
Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,
ибо Он не презрел и не пренебрег
скорби страждущего,
не скрыл от него лица Своего,
но услышал его, когда сей воззвал к Нему.

Другими словами, Псалом заканчивается на торжествующей ноте. Иисуса вовсе не заботит: “Чем всё обернется?” Его душа вместила как ужас оставления Богом, так и всю предстоящую Ему радость. “Я уверен в обетовании, что Бог не презрит Меня. По совершении всего Он примет Меня обратно”.

Поэтому, Он определённо знает, что это не последний или окончательный возглас. Он претерпел крест “ради предстоявшей Ему радости” (Евреям 12:2, дословно с ESV). И вопрос “почему” – это не поиск богословского ответа, а подлинный вопль духовного опустошения, слова, отражающие Его сущность, Его жизнь, предначертанную Богом.

3. Он исполнял Писание

И последняя причина, о которой мы должны сказать, заключается в том, что этот псалом был Его жизнью. Рефлекторный возглас словами 21-го Псалма в предсмертной агонии свидетельствует, что, несмотря на ужас происходящего, всё совершалось в соответствии с замыслом. Все это было исполнением Писания – даже наихудшее. И этот момент был, вероятно, самым худшим моментом в мировой истории. Но это было исполнением Писания.

Итак, Он произнёс эти слова, во-первых, потому, что действительно был оставлен Богом ради нас. Во-вторых, они выражали отчаяние, и, по сути, не означали вопроса. И в-третьих, они удивительным образом исполнили Писание, и, невзирая на ужас произошедшего, свидетельствовали о совершенстве плана спасения.

Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 19.06. Спасибо!