Бывают ночи, когда гаснет свет и в доме становится тихо, кажется, что спокойная тишина опускается на все вокруг — но не на нас. Мы лежим на кровати, как руно Гедеона, единственное сухое место в мире, омытом сном.
Тысячи мыслей не дают уснуть, когда все вокруг отдыхает. Мысли о незавершенной работе и вопросах без ответов. Мысли о живых печалях и мертвых утешениях. Мысли о сожалениях прошлого дня и потребностях следующего.
Кажется, что заснуть так просто. «Все, что для этого нужно, — пишет исследователь сна Нэнси Гамильтон, — это усталое тело и спокойный ум» (The Depression Cure, 207). Однако вторая половина этого уравнения иногда кажется недостижимым желанием. Легче дотянуться и коснуться луны.
Наш Господь «дает сон возлюбленным своим», уверяет нас Соломон (Псалом 126:2). Но в такие ночи, как эта, мы можем держать подарок в беспомощных руках, думая, как его развернуть.
Спокойный и тихий разум
Псалмопевцы знали, как легко заботы, печали и таинственные причины могут прогнать сон. Они, как и мы, долгими часами лежали на постели, и мысли их метались (Псалом 76:1-4). Они наблюдали, как луна за луной медленно катятся по небу (Псалом 21:3). Они знали, что иногда, по правильным и добрым причинам, Бог, который дает Своим возлюбленным сон, также и забирает у них сон.
И все же Соломон, Давид и другие псалмопевцы знали, что сон возможен в самые невероятные ночи. Даже когда они охотились в пустыне (Псалом 3:6) или погружались в печаль (Псалом 41:9), были поглощены мыслями о недостроенных зданиях жизни (Псалом 126:1-2), они чудесным образом умели возлагать заботы на Бога и засыпали. Псалмопевцы знали, что спокойный ум можно иметь даже тогда, когда жизнь вокруг них не была таковой.
Несомненно, спокойствие ума отчасти проистекает из простой мудрости: если мы пьем кофе поздно вечером или пытаемся заснуть в свете смартфонов, то не стоит удивляться, что в полночь мы все еще будем бодрствовать. Но в конечном итоге псалмы напоминают нам, что спокойный ум приходит от Бога, дарующего сон. Он каждую ночь приближается к нашим постелям как Господь, являющийся нашим щитом, пастырем, утешением и нашей жизнью.
Господь — твой щит
«Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня» (Псалом 3:6).
У Давида из 3-го псалма были все основания для беспокойства, все основания лежать на ложе забот. Изгнанный из Иерусалима вероломным сыном, он теперь бежал по пустыне, преследуемый, как зверь (Псалом 3:1-3). Я с трудом могу представить себе сценарий, менее благоприятный для сна. И все же Давид заснул, и, по-видимому, без особых проблем: «Ложусь я, сплю», — говорит он (Псалом 3:6). Но как?
Слова Давида, сказанные непосредственно перед этим, проливают яркий свет на веру, которая дала ему возможность уснуть:
«Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей» (Псалом 3:5).
Давид, царь Израиля, привык царствовать на святой горе Иерусалима. Когда-то он восседал на вершине с огромной властью, царской властью. Однако Давид знает, что даже когда его собственный трон пуст или занят мятежным сыном, Божий трон всегда и во все времена занят. Давиду не нужно было царствовать на своем троне, чтобы спать; ему просто нужно было, чтобы Бог царствовал на Своём троне. Только бы Бог был на святой горе — Его характер тверд, Его завет непоколебим – в этом случае Давид мог спать и в пустыне.
Мы можем ложиться сегодня вечером в пустыне беспомощности, преследуемые заботами, находящимися далеко за пределами нашего контроля. Мы можем чувствовать себя совершенно уязвимыми перед какой-то мрачной и нависшей неопределенностью – возможно, это предстоящий диагноз, неуверенность в работе, конфликт в отношениях, в которых многое поставлено на карту. Но даже тогда наш Бог все еще восседает с короной и скипетром, на своем святом холме неприкосновенный. Ночью Он – «щит вокруг меня», а утром – «возносит голову мою» (Псалом 3:4). Наши заботы могут быть многочисленными и находиться вблизи; но наш Бог могущественен и Он находится еще ближе.
Господь — твой пастырь
«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Псалом 22:1-2)
Адриан Рейнольдс в своей полезной книге «And So to Bed» («И в постель...») отмечает, что овцы ложатся только по одной причине: чтобы отдохнуть или поспать (35). Представьте себе знакомые зеленые пастбища из Псалма 22, тут и там усеянные дремлющими овцами, похожими на облачки белой шерсти, которые покоятся под недремлющим пастухом, чья верная забота убеждает их в том, что они «ни в чем не будут нуждаться» (Псалом 22:1).
Как много беспокойных ночей берут начало в глубоком страхе, что мы на самом деле будем в чем-то нуждаться — что милость не обновится завтра утром, что не будет хлеба насущного? Как часто наши уединенные размышления свидетельствуют о том, что мы не доверяем Господу как своему пастырю? Как странно и печально было бы видеть овцу, встревоженную и испуганную рядом с жезлом и посохом, которая блеет, как будто идет одна. И все же часто я веду себя именно так.
В такие ночи мы вряд ли можем просить лучшего исповедания на ночь, чем «я ни в чем не будут нуждаться» и лучшего подтверждения этой истины, чем «Господь — пастырь мой». Особенно когда завтрашний день кажется наполненным огромными нуждами, которые не под силу овцам, эти слова могут стать посохом, ведущим нас к зеленым пастбищам, рукой пастуха, укладывающей нас на землю.
Если Господь действительно наш пастырь, то наши нужды не требуют беспокойного и бодрствующего сердца. Он может сделать гораздо больше во сне, чем мы можем сделать во время бодрствования. И какие бы нужды ни сулил нам завтрашний день, Его обеспечение справится с поставленной задачей.
Господь — твое утешение
«Исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Псалом 146:4)
Среди многих видов беспокойства, которые псалмопевцы переживают ночами, лежа в постели, беспокойство печали, возможно, является самым распространенным. Во всех псалмах мы читаем о полуночных плакальщиках (Псалом 30:5), о бодрствующих, неуспокоенных душах (Псалом 76:1-3), о святых, чьи слезы омывают ложе (Псалом 6:7). Печаль часто вызывает бессонницу в сердце.
В такие моменты голос Бога в творении присоединяется к Его голосу в Писании, чтобы утешить нашу боль. Оглянитесь и посмотрите в окно. Можете увидеть сотню горящих звезд — и представить, что за ними еще миллиарды? Ваш Бог «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Псалом 146:4). Поначалу такая мысль может заставить нас почувствовать себя еще меньше, чем прежде, наши сокрушенные сердца слишком скромны для Божьего внимания. Но псалмопевец делает обратный вывод: если Бог дает имена звездам — этим фоновым декорациям творения, — то Он, конечно же, не упускает из виду печали Своего дорогого народа (Псалом 146:3; Исаия 40:26-27).
Исчерпывающая осведомленность Бога о небесном воинстве призвана уверить нас не в нашей незначительности, а в Его заботе и внимании — и Его внимание и заботы особенно к нашей боли: «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их», — говорит псалмопевец (Псалом 146:3). Так же точно, как Он знает имя каждой звезды, Он знает наши скрытые печали, наши невидимые боли. И Он является для всего Своего народа великим целителем сердец и Тем, Кто врачует раны.
Такое обетование, сияющее с каждой звезды, может стать песней, которая погрузит нас в сон.
Господь — твоя жизнь
«А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Псалом 16:15)
Когда-нибудь, если Иисус задержится, мы закроем глаза в последний раз, чтобы больше никогда не проснуться в этом мире. Псалмопевцы остро чувствовали приближение этого последнего сна. Но им также были даны проблески — пусть нечеткие и небольшие — того, что будет после этого сна. Когда Давид поет о пробуждении, которое покажет ему «лицо Твое... подобие Твое», он поет о пробуждении за пределами этого мира, об утре, которое могут создать только небеса (см. также Исаия 26:19; Даниил 12:2).
Это был драгоценное промелькнувшее видение, но все же только видение. Мы с вами видим больше. Ибо Сын Давидов пришел, принеся с собой рассвет за пределами смертной ночи. Два дня Он лежал во гробе, а на третий проснулся. Апостол Павел проводит границу между великим и последним сном Иисуса и нашим:
«Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1 Фессалоникийцам 5:9-10)
Когда сегодня вечером мы будем ложиться спать, руки нашего Господа будут готовы держать нас в безопасности. И в Его руках мы найдем тишину, способную успокоить самый шумный разум, бодрствующий или спящий, живущий или умирающий. Потому что даже если этот сон будет последним, наши глаза откроются снова — не перед лицом супруга или детей, а перед лицом Того, Кто десять тысяч ночей был нашим щитом, пастырем, утешением, а теперь стал и нашей вечной жизнью.
Автор — Скотт Хаббард / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!