Праздник Песах (Пасха) – главный во всей череде еврейских праздников. Из четырех праздников, заповеданных евреям Пятикнижием Моисеевым – он назван первым и это, очевидно, не случайно. Песах посвящается одному из наиболее значительных событий библейской истории – исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства.
Большинство ученых считают, что это произошло в XIII в. до н.э., около 1200 года.
Слово «песах» означает «пройти мимо, пропустить». Оно возникло в память о том, как ангел смерти, проходил мимо жилищ израильтян, поражая только египетских первенцев в дни десятой казни, посланной Богом на фараона и его царство. Через Моисея и Аарона Бог повелел евреям приготовить по жертвенному агнцу и его кровью смазать оба косяка и перекладину двери каждого еврейского дома. Таким образом, Бог пощадил всех еврейских первенцев, поразив египетских. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. Поэтому Песах связан с прославлением свободы евреев.
Песах — праздник исхода из «дома рабства».
Рабство начинается так: раб трудится для других людей, которые определяют цели и образ его жизни. Пока раб – будь то отдельный человек или весь народ – осознает себя рабом, пока он понимает свои собственные интересы и болезненно переживает угнетение – рабство еще не является окончательным. Положение усугубляется тогда, когда раб забывает о том, что он раб, тогда рабство перестает быть лишь внешней зависимостью и, проникая в душу человека, становится привычным образом жизни – привычным и даже желанным.
Пророки и мудрецы, говоря о рабстве Израиля в Египте, подчеркивают, что у евреев стало исчезать болезненное ощущение рабства, и они до такой степени прониклись идеями египетского народа, что стали исполнять тяжкую работу, которая была возложена на них, с непритворным энтузиазмом. Как сказано в повествовании об исходе из Египта, Бог пришел, чтобы забрать народ из среды народа. Это означает, что Израиль погрузился в самую гущу народа-поработителя, как бы увяз в этой среде.
Избавление еврейского народа от египетского рабства произошло в тот момент, когда у самих евреев уже почти не оставалось желания выйти на свободу. Наказания египтянам становились все более суровыми не только для того, чтобы они согласились отпустить евреев, но и чтобы подстегнуть всех, кто колебался и продолжал раздумывать, что выгодней – уйти или остаться.
Как уже было сказано, для того, чтобы фараон добром отпустил евреев, на весь Египет пришлось насылать по очереди десять казней. Девять из них падали на египтян прямо с небес — Моисей только предвещал их фараону. А все прочие евреи просто оставались в стороне. То есть Бог как бы действовал за народ Израиля, его самого никак не привлекая.
Положение изменилось, когда настало время десятой казни – гибели всех египетских первенцев. Сама казнь по-прежнему оставалась в руках Всевышнего. Но от евреев потребовалось принести в жертву пасхального ягненка и его кровью помазать косяки дверей со стороны улицы. Озвученный в Исходе повод для этого действия был таков: когда ангел смерти пойдет по городам и селениям уничтожать египетских первенцев, на еврейских домах должен быть знак – куда ему заходить не надо. Кровь пасхальной жертвы и была таким знаком.
Причина как бы на поверхности, однако, при небольшом размышлении становится ясно, что она сама – поверхностная. Ну, в самом деле, почему предыдущие казни не затрагивали еврейские дома без всяких знаков, а тут вдруг они понадобились? Бог или Его ангел и так все видят насквозь – кому же нужны эти знаки? Оказывается – самим евреям.
Ведь мы по-прежнему имеем дело с рабством в душе. В быту это рабство проявлялось, как старание евреев внешне не выделяться среди египтян, быть такими же, как они – зачем, мол, раздражать антисемитов, накликивать беды на свои головы. Мы будем, как нам положено, молиться Единому Богу у себя дома, за закрытыми ставнями, а внешне пусть уж нас не смогут отличить от этих идолопоклонников.
Именно поэтому перед исходом из рабства физического каждый еврей должен был сделать шаг из духовного рабства. Помазать косяки дверей кровью, и помазать ее именно со стороны улицы – означало, открыто заявить: да, я другой, я отличаюсь от вас, я верю в Единого Бога и не боюсь исповедовать свою веру!
Требуя от фараона, чтобы он отпустил народ Израиля, Моисей и Аарон аргументировали это необходимостью совершить жертвоприношение Господу в пустыне. Вокруг этого довода и вели спор фараон и Моисей. На первый взгляд кажется, что просьба Моисея и Аарона – простая уловка. На самом же деле речь здесь ведется о том, что составляет суть исхода из рабства.
У рабов нет настоящих богов, священный долг раба – выполнять свою работу. Однако в тот момент, когда раб открывает для себя, Кто есть Господин над господами, Которому подчинены все, он в душе перестает быть рабом. Фараон не ошибся, когда решил, что само желание выйти для празднования является предпосылкой к избавлению. Он попытался воспрепятствовать национальному возрождению при помощи ряда мер, призванных сломить дух народа непосильной работой, которая приводила к такому состоянию, когда люди уже не могли не только мечтать, но и просто желать чего-либо, что выходило бы за рамки самых простых потребностей жизни.
Попытка достичь освобождения путем одного лишь физического исхода не может привести к настоящему избавлению. Тот, кто отказывается от своей индивидуальности, остается рабом, даже если у него нет хозяев, стоящих у него над душой. Истинная свобода невозможна без осознания своей цели и обретения собственной шкалы ценностей.
Один мудрый человек сказал: легче было вывести евреев из изгнания, чем изгнание – из евреев. Исход из рабства может положить начало великим делам, но сам по себе он не является даже проблеском избавления. Поэтому столь важно указание на цель исхода из Египта: принести жертву Господу в пустыне. Когда появляется высшая, духовная цель, когда открываются новые жизненные перспективы, отрицающие продолжение рабской жизни, тогда начинается настоящее избавление.
В книге Исход говорится: «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства: ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле...» Почему же это историческое событие так важно для нас сегодня? Почему мы из года в год вспоминаем об избавлении, передаем эту историю нашим детям и внукам? Наша цель, чтобы в каждом поколении каждый человек увидел себя так, будто он сам вышел из Египта. Долг каждого из нас еще раз спросить себя, осуществляем ли мы на практике, в своей жизни, эту свободу и исход из рабства к избавлению; свободны ли мы по-настоящему?
Каждому, вероятно, знакомы моменты, когда сталкиваешься с трудностями, испытывая ограничения и разочарования. Мы это можем не называть словом «рабство», и может быть, мы к этому привыкли и принимаем это за должное, однако часто мы осознаем, что окружающий нас мир властвует над нами. Рабство бывает не только тотальное, при котором человек находится под контролем диктатора. Встречаются ситуации, из которых человеку не найти выход — он чувствует себя «под властью» сложившейся ситуации, он «порабощен» миром вокруг него. Случается, когда рушатся планы, мечты, все старания идут впустую, кажется, что рушится сама жизнь.
Мир полон страданий, унижений и несправедливости. Освобождение — это не сиюминутное событие: это процесс, начавшийся три с лишним тысячи лет тому назад и продолжающийся сегодня. В каждый момент своей жизни мы должны выходить из Египта. Египет — это символ нашей непреодоленной (но вполне преодолимой) ограниченности. Пока мы продолжаем оставаться рабами предрассудков и поведенческих стереотипов — мы рабы Египта. Пока ситуация, в которой мы находимся, контролирует нас вместо того, чтобы находиться под нашим контролем, — мы порабощены ею. Пока мы мешаем раскрыться своему потенциалу, пока мы говорим себе, что не можем стать выше, глубже, лучше, что неспособны сделать больше, — мы рабы Египта.
Когда евреи воззвали к Господу, стали искать Его, захотели служить Ему, Бог не только избавил их от гнета, но и дал им закон, который они были обязаны хранить во все времена и века. Народ получил основание веры и светлую надежду на будущее.
Исход стал центральным пунктом всей еврейской (да и мировой) истории. Он сформировал национальное сознание евреев и положил начало существованию Израиля в качестве свободного народа. Уроки, извлеченные из опыта египетского рабства и чудесного освобождения, стали той основой, на которой базируются важнейшие принципы еврейского религиозного и этического учения. Бог также желает, чтобы исход занимал особое место в сердцах Его народа. Об этом свидетельствует формулировка первой из Десяти заповедей: «Я – Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».
Песах – очень многообразный праздник. Это праздник избавления от египетского рабства, это также праздник национального единства народа Израиля, выработанного в плавильном котле страданий и избавления; праздник величия еврейской семьи, осознающей чудо единения; это весенний праздник, ведь расцвет природы означает обновление и пробуждение народа, наслаждающегося жизнью. И, прежде всего, это праздник свободы, свободы каждого отдельного еврея и свободы всего еврейского народа.
Последнее: 26.07. Спасибо!