Почему Йом Киппур — самый священный день в году?

Почему Йом Киппур — самый священный день в году?

Самый священный день в году

Спросите любого еврея: «Какой самый священный день в году?» и он без колебаний ответит вам: Йом Киппур — Судный день. Отделенный Богом еще со дней Моисея, он также упоминается как день искупления, очищения и примирения.

Этот праздник уникален — ведь это день полного поста, и даже менее соблюдающие или менее религиозные евреи на 25 часов снижают темп своей жизни. Конкретно в Израиле все останавливается, включая аэропорты и дорожное движение. Выделяется время, чтобы поразмышлять о своей жизни и исправить каждую ошибку. Йом Киппур — время просить у Бога прощения.

День искупления — уникальный день

Практически все библейские праздники связаны с историческими событиями и сезоном года. Пасха — это память о выходе из Египта, на Шавуот празднуется окончания полного сбора урожая (помимо прочего), а Суккот знаменует странствия Израильтян по пустыне. В Пурим и Хануку мы празднуем чудесное избавление еврейского народа.

Но в случае с Йом Киппур всё иначе. Праздник не имеет отношения ни к поре года, ни к историческим событиям.

Все остальные праздники, помимо духовной символики и пророческого послания, характеризуются весельем и включают застолье с разной вкуснятиной. Они являются временем благодарения и празднования.

Опять таки, это не относится ко Дню искупления. Никаких застолий и веселья.

В Йом Киппур нам велено поститься и смирять душу, ища прощения за наши грехи. Йом Киппур указывает на грядущий судный день. Но это также день стремления к чему-то хорошему — к чему-то необъяснимому, неизмеримому, но постоянному -  к вечному чувству свободы.

Входя в самый священный день

День искупления указывает на окончательный суд, который наступит после возвращения Мессии. Цель поста и воздержания от работы — сосредоточиться исключительно на Боге и Его благодати. Смиряя свою плоть, человек учится отличать самое главное в жизни от второстепенного. Мы яснее видим границу между правдой и обманом.

Наряду с постом и ограничением себя в тех или иных удовольствиях, большинство евреев надевают простую белую одежду без украшений, сделанную не из кожи, лишенную каких-либо элементов, символизирующих богатство или привилегии. Этот акт смирения можно истолковать как имитацию одежды священника или погребальной одежды. Обе аналогии подчеркивают избавление от всего лишнего.

Этот День примирения был и до сих пор является очень важным для каждого верующего еврея, потому что это напоминание о том, что однажды они примирятся со своим Богом. Господь Саваоф обещал, что это произойдет всего за один день: «…и изглажу грех земли сей в один день» (Зах. 3:9).

Кроме этого, в Йом Киппур Бог призывает нас к коллективному покаянию.

Покаяние народа

Наш западный мир предпочитает индивидуализм. Мы говорим о своей церкви, своей общине, своем призвании или своей роли в жизни. Хотя в этом нет ничего плохого, но это становится призмой, через которую мы читаем Священное Писание, часто даже не осознавая этого. Тем не менее, прекрасный аспект традиционной или библейской еврейской культуры — подлинно семейное чувство. Оно говорит об общей ответственности и чувстве единства.

И это одно из самых ценных напоминаний на Йом Киппур.

Несколько раз в 16-й главе книги Левит мы читаем о коллективном искуплении. Стих 16 говорит, что искупление было от «нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их». А в 17-м стихе этой же главы сказано, что Аарон «очистит себя, дом свой и все общество Израилево».

В стихе 21 священник должен был «исповедовать над ним [козлом] все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их, и все грехи их…». В завершении, в стихе 34 говорится о том, чтобы «очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году».

Selichot prayer at the Western Wall, between Rosh HaShana and Yom Kippur 2018. Author — איתי טיומקין, Wikimedia. CC 4.0

Национальное искупление, а не только индивидуальное

Было ясно, что если вы являетесь частью Израиля, то разделяете его вину и не можете отделить себя в этом персонально. В еврейской культуре считалось, что если кто-то каким-то образом согрешил, вы, хотя лично и не участвовали в грехе, все равно были виновны.

Всё потому, что вы являетесь частью сообщества и позволяете беззаконию происходить на ваших глазах. Мы все несем ответственность и все принимаем участие. Эта тема общности и единства является языком большей части Священного Писания и Церкви. Особенно когда дело касается греха и необходимости искупления.

Все согрешили и лишены славы Божьей (Римлянам 3:23). Мы должны носить бремена друг друга (Галатам 6:2). Любовь покрывает множество грехов (1 Петра 4:8).

Конечно, мы можем отделить себя от неприятных ситуаций или проблем, связанных с грехом семьи, и даже настаивать на том, что мы невиновны. Но на самом деле, мы таким образом отстраняемся от нашей роли в обществе верующих.

Значение дня Йом Киппур

Как уже упоминалось, День искупления — самый священный день года в библейском календаре. Даже сегодня в Израиле всё приостанавливается, чтобы почтить этот день. Основные дороги перекрыты, а движение — остановлено. Благодаря этому семьи могут гулять и кататься на велосипедах посреди обычно оживленных шоссе.

На личном уровне, некоторые будут пытаться исправить положение в натянутых отношениях, просить прощения или прощать, когда это необходимо. Удивительно видеть, как город или весь народ останавливается и старается наладить отношения или попросить прощения за свои ошибки. Даже если такая практика во многом вдохновлена традицией, это уникальное и значимое зрелище.

Однако взгляд Библии был немного серьезнее. Если человек занимался работой в этот день, то он должен был быть отсечен от народа Израиля. Именно в этот день Бог предписал каждому поститься. Но самое главное, в этот день первосвященник должен был войти во Святое Святых ради искупления и покрытия грехов Израиля.

“Slichot” prayer service during the Days of Repentance preceding Yom Kippur at the Western Wall in Jerusalem's Old City. GPO photo by Mark Neyman, Wikimedia. CC 3.0

Во дни Храма

В то время, когда еврейский Храм украшал пейзажи Иерусалима, именно праздник Йом Киппур был единственным днем ​​в году, когда Первосвященник мог войти в Святое Святых — самое священное место в Храме.

К нему приводили двух козлов и бросали жребий, чтобы определить, какой козел станет жертвой за грех народа. А над другим козлом священник должен был исповедать все злые дела Израиля, и животное должно было быть уведено в пустыню. Оно символизировало освобождение от грехов всего народа (Левит 16).

Священник должен был войти за завесу в Святое Святых, и если после этого он выходил оттуда живым, это было свидетельством того, что Бог принял жертву и простил грехи народа. Бог сказал, что это постановление о жертвоприношении вечно.

Но если сегодня нет храма для принесения жертв, как можно получить прощение грехов?

Наше искупление

Подобно первосвященнику, вошедшему в Святое Святых, Иисус предстал перед Богом Отцом, чтобы искупить наши грехи Своей собственной кровью (Евр.9:12). Вместо козла Он сам пролил за нас Свою кровь. Несмотря на отсутствие Храма, Он восстановил саму суть Дня Искупления. Иисус исполнил заповедь Закона, став жертвой Йом Киппур за всё человечество.

День, в который был распят наш Спаситель Мессия, стал днем ​​искупления для всех — днем ​​покрытия и прощения грехов (Захария 13:1). Наша жизнь и вечность зависят от того, знаем ли мы Его и приняли ли мы Его как единого истинного Мессию.

В книге пророка Исайи 53:12 сказано, что Он, будучи совершенной жертвой, «к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих…». Единственный, Кто действительно был безупречен и не нуждался в искуплении или жертве, Он решил оказаться в хаосе этого мира вместе с нами, так, как если бы Он в этом нуждался. Если мы собираемся быть похожими на Него, насколько охотнее мы должны принимать свое место между нашими братьями?

Совершенная жертва

Независимо от того, кто и что уже сделал, нам нужно носить бремена друг друга, прощать, распространять благодать и полностью принимать Божье искупление и Его совершенную жертву. Это основное послание Йом Киппур.

К счастью, Мессия Иешуа принес совершенную жертву раз и навсегда. Но несмотря на то, что за грех была совершена полная расплата, Божьи указания относительно Йом Киппур остаются в силе. В книге Левит 23:31 сказано: «это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших…».

Намерение Бога состояло в том, чтобы у нас всегда было ежегодное напоминание о том, что надо останавливаться и смирять себя, исправлять свои недостатки и праздновать Его полное искупление и жертву. Мы все еще ждем Его второго пришествия, когда Он положит конец всем грехам и утрет каждую слезу. Он установит Свое вечное царство в Иерусалиме.

И апостол Павел напоминает нам, что в тот день мы также примиримся с остатком Израиля:

«…и так весь Израиль спасётся, как написано: 'придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их'» (Рим. 11:26-27).

Давайте смотреть на Рош аШана, Йом Киппур и «Десять дней трепета» как на мост, способный устранить разрыв между нами и ними!

Автор — Эстера Вьеха / firmisrael.org
Перевод — Юлия Окерешко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!