Недавний скандал, связанный с Майком Биклом и Международным домом молитвы в Канзас Сити (IHOPKC), спровоцировал серьёзный самоанализ — и реакция понятна. Люди чувствуют гнев, предательство и недоумение. Они доверяли лидерам, которые выглядели невероятно духовными, но нарушили это доверие.
Я уже и сосчитать не могу, сколько раз наблюдал подобное. Когда я был редактором Charisma, я освещал скандалы, связанные с телеевангелистами Джимом Баккером и Джимми Сваггартом; епископом Атланты Эрлом Полком; лидером Power Team Джоном Джейкобсом; писателем Ларри Ли; пророком Бобом Джонсом; проповедником процветания Робертом Тилтоном; и различными пасторами, включая Кларенса Макклендона, Эдди Лонга, Закери Тимса, Карла Ленца, Карлтона Пирсона и многих других.
Было разочаровывающе наблюдать за всеми этими падениями лидеров потому, что вначале казалось, что у каждого из этих людей было плодотворное служение. Но по мере того, как они становились более успешными, а толпы их последователей росли, происходило что-то ужасно неправильное. Успех часто выявляет фатальные недостатки.
Некоторые люди спрашивали меня, почему я не стал циником после того, как видел все эти истории вблизи. Некоторые даже удивляются, как я остался верен основным верованиям харизматического христианства, когда так много известных служителей в нашем движении потерпели крах.
Мой ответ двойной: 1) Я не стал циником потому, что знаю: люди — это люди, и все мы подвержены нравственным падениям; и 2) мы видели бы меньше скандалов в церкви, если бы христиане развивали серьезное различение. Во многих скандалах, свидетелем которых я был, я за милю мог разглядеть серьезные проблемы в жизни этих служителей. Но многие наивные верующие игнорировали предупреждающие знаки, а иногда даже возводили таких сломленных лидеров на пьедесталы, поскольку были впечатлены их духовными дарами.
Мы часто ценим харизму выше характера. Например, Пол Кейн ещё в 1990-х годах был провозглашён могущественным харизматичным пророком. Некоторые христиане благоговели перед ним, потому что он якобы мог называть номера телефонов или адреса людей, когда пророчествовал им.
Но на собрании в Далласе в 1989 году я наблюдал за служением Кейна на конференции, и у меня возникло неприятное ощущение внизу живота. Я знал, что что-то не так.
Позже я узнал, что у Кейна был доступ к телефонному списку, который включал адреса лидеров этого служения. Когда он «пророчествовал», то на самом деле использовал номера в этом документе. Люди предполагали, что он был исполнен Святого Духа, но различение подсказало мне, что он обманным образом манипулировал аудиторией ради поддержки своей репутации. Позже я обличил Кейна касательно этой ситуации. В то время он всё отрицал, но позже стало очевидно, что пророчества, которые он давал, были ложными. А несколько лет спустя он признался в алкоголизме и аморальном поведении.
Похожее неприятное чувство я испытал в 2008 году, когда люди начали судачить о евангелисте Тодде Бентли и так называемом «пробуждении в Лейкленде» во Флориде. Бентли начал проповедовать на вечерних собраниях в тамошней церкви и утверждал, что пророк Боб Джонс сказал ему, что тот же самый ангел, который посещал исцеляющие пробуждения в 1950-х годах, явился в его гостиничном номере в Лейкленде. Приходили толпы духовно голодных людей, ожидавших исцелений и других чудес.
И всё же, когда я пришел на одну из этих встреч, всё, что я почувствовал, было манипуляцией, шумихой и обманом. Различение подсказало мне, что это «пробуждение» было состряпано человеком, и что сам Бентли был просто сломленным парнем, который жаждал внимания. (Это стало более очевидным, когда он начал пинать людей у алтаря, чтобы передать своё «помазание».) Тысячи людей приходили на собрания в Лейкленде, но шоу завершилось через несколько месяцев, когда Бентли внезапно бросил свою жену и женился на другой женщине.
Я часто говорил, что Лейклендское «пробуждение» было самым неловким моментом в истории харизматического движения. Прошло почти 16 лет с момента его завершения, но я задаюсь вопросом: усвоили ли мы урок, который оно нам преподало?
Апостол Павел сказал Фессалоникийцам: «Всё испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21, НРП). Слово «испытывать» в этом стихе (докимаз) — это то же самое слово, которое использует Иоанн, когда говорит: «испытывайте духов, от Бога ли они», в 1 Иоанна 4:1. Это слово относится к процессу испытания металла, чтобы убедиться, что он чистый. Бог призывает нас внимательно изучить послание, которое мы слышим, потому что иногда оно может быть запятнано нечистотой или духовным разложением.
Сатана приходит как ангел света, чтобы вводить в заблуждение. Не всё, что блестит, — золото, и не все духовные движения здоровы. Молитесь о различении и применяйте его. Не прыгайте слепо на подножки и не продвигайте сомнительные учения. Не будьте безрассудно доверчивы. Если вы чувствуете, что Святой Дух подаёт красный предупреждающий знак, будьте осторожны. Твердо придерживайтесь того, что хорошо, отвергайте то, что ложно, и стройте свою веру на том, что истинно.
Автор — Джей Ли Грейди / charismanews.com
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!